"Сказочный театр ритмической гимнастики" (статья)
статья

Солдатова Татьяна Леонидовна

         Занᡃятия сюжетнᡃо-рᡃолевой рᡃитмической гимнᡃастикой с дошкольнᡃиками могут быть орᡃганᡃизованᡃы в рᡃамках оснᡃовнᡃых физкультурᡃнᡃых занᡃятий, специальнᡃых или дополнᡃительнᡃых крᡃужковых занᡃятий, а так же как самостоятельнᡃая музыкальнᡃо-двигательнᡃая игрᡃовая деятельнᡃость детей в свободнᡃое врᡃемя в грᡃуппе, спорᡃтивнᡃом зале или в домашнᡃих условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_teatr_ritmicheskoy_gimnastiki.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочный театр ритмической гимнастики»

(статья)

         Занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой с дошкольниками могут быть организованы в рамках основных физкультурных занятий, специальных или дополнительных кружковых занятий, а так же как самостоятельная музыкально-двигательная игровая деятельность детей в свободное время в группе, спортивном зале или в домашних условиях.

         Компонент «Движение» направлен в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, то есть на его физическую сущность. Для этого используются:

  • основные виды движений (ходьба, бег, лазание, метание, равновесие);
  • упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые);
  • акробатики (кувырок вперед, назад, в сторону, «мостик»; стойка на лопатках; «рыбка» и др.);
  • современной аэробики (степ, фанк, спортивной и др.);
  • стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости);
  • художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т. д.);
  • элементы спортивного танца (вальс, танго, румба и др.);
  • народного танца (русский);
  • современного танца (рэп, рок-нолл);
  • хореография (основные позиции рук и ног, экзерсисы);
  • мимические упражнения и жесты;
  • элементы пальчиковой гимнастики;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, куб, дуга, степ, лесенка, фитбол и т. д.).

       Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны с музыкой.

       Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.

       Основные требования к подбору музыкальных произведений:

  • музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни, музыкальные сказки, эстрадные песни и т. д.);
  • запись должна быть чистой;
  • целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4;
  • музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от медленного и умеренного до быстрого).

       Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей-дошкольников.

       Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой является мощным средством воздействия, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.

        Физкультурные занятия на основе музыкально-ритмических сюжетно-ролевых игр-сказок содействуют развитию эмоциональной сферы ребенка.

        Активные выразительные движения, жесты и мимика создают высокий эмоциональный настрой. Это подкрепляется воздействием музыки и текста песен, а также непосредственно сюжетом сказок, которые в свою очередь являются носителями эмоционально-нравственного воспитания.

        Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях ритмической гимнастики, повышая интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основной интеллектуальной деятельности.

       Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, а именно сказок народов мира, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.

       Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям всем существом глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они  плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса-Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.

        Содержание занятий ритмической гимнастикой сюжетно-ролевой направленности обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • укреплять здоровье и повышать работоспособность детей-дошкольников;
  • повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
  • учить и совершенствовать основные виды движений;
  • создавать разностороннюю базу движений и жестов;
  • эффективно развивать двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
  • создавать благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность занятий;
  • раскрывать творческий потенциал ребенка;
  • способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;
  • формировать выразительность движений;
  • развивать двигательное воображение и творческую фантазию;
  • способствовать формированию правильной осанки;
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;
  • содействовать приобретению музыкальных знаний.

       Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр, отражая идеи гуманизации педагогического процесса и личностно ориентированной педагогики, позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями решать разносторонне и интегративно задачи воспитания и обучения детей.

       Основные характеристики мини-комплексов:

  • подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для младших дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой и в умеренном темпе);
  • упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части – сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части – беговые, прыжковые серии; под медленную музыку – упражнения в равновесии, расслабления и т. д.);
  • продолжительность основных комплексов обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 мин., 4-5 лет – 20-25 мин., 5-6 лет – 25-30 мин., 6-7 лет – 30-35 мин.);
  • упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части занятия (в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном и умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части занятия; к заключительной части нагрузка постепенно снижается);
  • танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под современные ритмы – рэп, рок-нолл; под русскую музыку – народные движения и т. д.);
  • паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;
  • блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.

        Каждой музыкальной части соответствуют серии движений, выполняемые в согласовании с музыкой. Средствами ритмической гимнастики решается задача передачи образа того или иного героя сказки (Бабы-Яги, Пьеро, Красной Шапочки, Волка и др.). Это помогает детям выразить свои эмоции и переживания, что способствует их эмоционально-нравственному воспитанию.

        Для младших и старших дошкольников предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, что развивает у детей умение быстро ориентироваться в пространстве и во времени («Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и др.).

       Занятия проводятся в игровой форме по сюжетам сказок, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.

        Кульминацией изучения каждого сказочного комплекса является физкультурный праздник в форме музыкально-театрализованного представления. Надеть костюмы полюбившихся героев, рассказать с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, помериться силами друг с другом в образе сказочных персонажей – это необыкновенно интересно!

        К подготовке такого праздника, как и к его проведению, целесообразно привлекать родителей.

        В сценарии праздников используются базовые движения музыкальных композиций, изученных детьми в ходе занятий ритмической гимнастики, а также игры-эстафеты, отражающие содержание сказки (например, «Перепрыгни ров», чтобы попасть во дворец Короля из сказки «По следам бременских музыкантов» и т. п.).

         Таким образом, главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются: Движение, Музыка, Игра и Сюжет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа " Сказочный театр"

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ«ДЕТСКО–ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЗАВОДСКОГО РАЙОНА»    Дополнительная образовательнаяпрограмма «Сказочный театр»для детей 5-7 лет     ...

Сказочный театр ритмической гимнастики по сказке " Волк и семеро козлят на новый лад"

НОД в режимных моментах - Сюжено-ролевая ритмическая гимнастика по сказке " Волк и семеро козлят на новый лад"...

С чего начинается сказочный театр...

С раннего детства ребята очень любят сказки. В нашем детском саду мы не только читаем детям, но и даем возможность каждому из них почувствовать себя настоящим артистом в красочных, полных яркими эмоци...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.Упражнять в передаче эмоций...

развлечение"Сказочный театр"

развлечение"Сказочный театр"...

Дидактическое пособие "Сказочный театр на палочке"

Для реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие»...