Рабочие программы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
рабочая программа
Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологииэто один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
«Будь здоровым, малыш»
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год
Авторы-составители:
Старший воспитатель -Озерова И.С.
Воспитатели:
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Отклонения или изменения в одном из них ведут к нарушению в общем состоянии человека, которое можно охарактеризовать как нездоровье.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.
Учитывая необходимость сохранения и укрепления психофизического здоровья и оказания дошкольникам разноплановой специализированной помощи, основной приоритет в работе ДОУ отведён оздоровительному направлению деятельности при соблюдении условия обеспечения качества образования.
В ДОУ постоянно происходит поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, создании определенных условий.
Основываясь на имеющиеся результаты изучения состояния здоровья детей, посещающих ДОУ разработана следующая программа «Будь здоровым малыш».
- Паспорт Программы
Основные направления программы.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников .
Основные задачи:
1. создание условий для полноценной адаптации вновь поступивших детей
2. обучение и закрепление гигиенических навыков
3. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика заболеваний.
Ожидаемые конечные результаты:
Повышение легкой степени адаптация детей.
Привитие стойких гигиенических навыков;
Снижение заболеваемости.
1. Организационное:
-организация здоровьесберегающей среды;
-изучение инновационных технологий оздоровления детей;
-внедрение современных эффективных методов оздоровления детей в ДОУ;
-пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди родителей воспитанников ДОУ;
-организация диагностики физического развития и состояния здоровья детей.
2. Физкультурно - оздоровительное:
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- соблюдение санитарно – гигиенических требований;
- внедрение современных методов оздоровления;
- систематическое проведение закаливающих процедур;
- создание благоприятного психологического климата в ДОУ.
3. Профилактическое:
- предупреждение заболеваний методами профилактики.
4. Коррекционно-развивающее:
- коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии детей;
- индивидуальная программа медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Реализация направлений программы.
- Организационное направление
№ | Содержание деятельности | Срок |
Поиск, изучение и внедрение современных методов оздоровления | Постоянно | |
Создание здорового, психологически благоприятного климата в коллективе детей и взрослых. | Постоянно | |
Контроль за качеством выполнения физкультурно- оздоровительной работы | По плану контроля | |
Контроль за результатами диагностики физического развития детей. | По плану контроля | |
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | По плану работы с родителями | |
Осуществление связей с учреждениями спорта для оздоровления детей | ||
Контроль за соблюдением режима дня. | Постоянно |
- Физкультурно-оздоровительное направление
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни: - организация благоприятного микроклимата; - щадящий режим для детей с индивидуальными особенностями; - адаптационный режим для вновь поступающих детей. | Постоянно |
2 | Обеспечение двигательной активности в течение дня: - утренняя гимнастика; - физкультурные занятия; - оздоровительный бег; - подвижные игры; - динамические паузы; - физкультурные минутки; - спортивные игры; - спортивные праздники, развлечения; - гимнастика после сна; - оздоровительные походы; - экскурсии. | Постоянно |
2 | Гигиенические и водные процедуры: - мытье рук; - умывание лица и рук после сна; - игры с водой летом. | Постоянно |
3 | Световоздушные ванны: - обеспечение температурного режима в помещении; - прогулки на свежем воздухе; - проветривание помещений; - сон без маек; - гимнастика после сна без маек. | Постоянно |
4 | Активный отдых детей: - музыкальные и спортивные праздники и развлечения; - дни здоровья. | По годовому плану |
5 | Специальное закаливание: - босохождение в помещении и на улице летом. | Постоянно |
6 | Валеологизация воспитательно – образовательного процесса: - включение элементов валеологии в режимные моменты; - специальные занятия; - проблемные ситуации; - игровые сюжеты. | Постоянно |
7 | Музтерапия: - музыкальные занятия; - музыкальное сопровождение режимных моментов; - музыкальное оформление различных мероприятий; | Постоянно |
8 | Коррекция речи: - пальчиковые игры. | Постоянно |
9 | Пропаганда здорового образа жизни: - проблемные ситуации; - беседы; - игры. | Постоянно |
10 | Охрана психического здоровья: -психогимнастика ; - релаксационные моменты в режиме. | Постоянно |
11 | Свето и цветотерапия: - обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение учебного процесса. | Постоянно |
- Профилактическое направление
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Оздоровление фитонцидами: - чесночно - луковые закуски; | В период простудных заболеваний |
2 | Витаминотерапия: - витаминизация 3-го блюда; | Постоянно, по графику |
3 | Закаливание организма: -дыхательная гимнастик; -корригирующая ходьба по дорожкам (механическое раздражение стоп); -оздоровительный бег на улице. | Постоянно |
4 | Гимнастика для глаз | Постоянно |
Комплекс закаливающих мероприятий
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Босохождение Хождение по корригирующим дорожкам Солнечные и воздушные ванны Дыхательная гимнастика. | Ежедневно |
Профилактическое направление
№ | Содержание деятельности | Срок |
1 | Витаминизация 3-го блюда. | Ежедневно |
2 | Вакцинация | По индивидуальному графику. |
Индивидуальный подход к детям с целью профилактики гриппа, ОРЗ
№ | Содержание деятельности | Срок |
1. | Соблюдение воздушного режима | Постоянно |
2. | Регулярное пребывание детей на свежем воздухе (согласно требованиям СанПиНа). | Постоянно |
3. | Утренний прием согласно погодным условиям. | Постоянно |
4. | Обеспечение правильного выхода на улицу и захода детей с улицы. | Постоянно |
5. | Одежда детей по сезону с учетом погодных условий. | Постоянно |
6. | Систематическое проведение комплекса закаливающих процедур. | Постоянно |
Работа с родителями
№ | Содержание деятельности | срок |
1. | Индивидуальные собеседования по проблемам здоровья детей ДОУ. | При возникновении проблемы. |
2. | Участие в родительских собраниях. | По договоренности. |
3. | Информационные сообщения в родительских уголках. | 1 раз в квартал. |
Мероприятия, направленные на снижение простудных заболеваний
№ | Содержание деятельности | Срок |
1. | Соблюдение щадящего режима для детей переболевших ОРЗ, бронхитом, пневмонией. | Постоянно |
2. | Осмотр детей, поступающих после болезни. | Постоянно |
3. | Систематическое наблюдение за детьми в период адаптации. | В период адаптации. |
Противоэпидемиологические мероприятия в случае возникновения гриппа
№ | Содержание деятельности | Срок |
1. | Утренний фильтр: в случае обнаружения заболевания - возвращение ребенка домой | Постоянно |
2. | В течение дня: изолирование больного ребенка, проветривание помещения, кварцевание и уборка помещения с хлорными препаратами. | Постоянно |
Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол №1 от 26.05.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ________Ермолаева С.Н. Приказ от 26.05.2021г №81-од |
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
«Ступени здоровья»
Возраст детей:4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы-составители:
Старший воспитатель -Озерова И.С.
Воспитатели:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
1.2. Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОО
• Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы,уставные документы ДОО:
• Конвенции ООН о правах ребёнка;
• Конституция Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. ;
• Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
• Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
• Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов»;
• Методические рекомендации «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);
• Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000;
• Закон Смоленской области «Об образовании в Смоленской области»;
• Устав МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»
Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Данное убеждение основано на высоких показателях заболеваемости детей дошкольного возраста, как в целом, так и по основным классам болезней.
Данная программа реализуется в рамках рабочей программы ФГОС, утверждённая в МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», который предполагает новый подход к вопросу формирования здоровья детей, начиная с младшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим темам:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и социальное окружение
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственности за сохранение собственного здоровья.
сформировать у ребёнка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научив его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные задачи (Развивающий цикл)
Образовательные:
• знакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
• учить детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
• формировать систему культурно-гигиенических навыков, знаний об организме человека.
Развивающие:
• развивать умение сознательно вырабатывать полученные привычки правильного поведения;
• развивать умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
• развивать творческий, критический и эвристический тип мышления, вариативные представления о поведении человека в различных ситуациях;
• развивать компетентностные умения, предполагающие перенос теоретических знаний на конкретные ситуации жизни человека;
• развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
• воспитание самостоятельности;
• формирование гармоничной личности (чувство уважения к окружающим, доброта, самокритичность).
Основные задачи (Оздоровительный цикл)
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребностей в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретению навыка правильного дыхания;
• привитие навыков элементарного самомассажа;
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• развитие эмпатии, дружеских взаимоотношений, желания помочь друг другу.
1.3. Ожидаемые результаты
Ребенок
снижение детской заболеваемости, повышение сопротивляемости организма ребенка;
приобщение ребенка к здоровому образу жизни, овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
систематизация опыта формирования у детей психоэмоциональной устойчивости;
повышение уровня валеологических знаний.
Педагог
повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного ДОУ;
обновление содержания и технологий физкультурно-оздоровительного, корреционно-развивающего направления;
реализация социального заказа родителей.
Родители
определение родителями позиции равноправных участников воспитательно-образовательного пространства.
Социум
организация психолого–педагогической и социальной помощи семьям, в том числе семьям группы «риска»;
организация сотрудничества с учреждениями культуры, образования и здравоохранения микрорайона.
Материально-техническая база
Создание и оснащение физио кабинета медицинским оборудованием;
Обновление игрового и спортивного оборудования, детской мебели, техническое оснащение, приобретение стационарного оборудования.
1.4. Методика работы с воспитанниками
строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников, побуждая ребят к осознанному здоровье творчеству. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимых для развития навыков ребенка.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т. д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
Методологической основой программы являются теоретические позиции В. Г. Алямовской, где здоровье возникает как динамическое состояние процесса развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Следовательно, отличительной особенностью данной программы является: комплексный подход к оздоровлению и развитию ребенка – помимо сугубо познавательных задач в ней реализуются вопросы целостности полученных знаний о здоровье, формируется ценностная ориентации на здоровый образ жизни, приобретаются специальные умения и навыки сохранения и укрепления здоровья.
В программе выделены основные направления по здоровьесбережению детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, разработано содержание развивающего материала, продуман механизм отслеживания результатов работы.
1.5. Принципы здоровьесберегающей программы
В основу построения программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье» положены следующие принципы:
1. Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ (решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения).
2. Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоения системы средств и методов по его сохранению и укреплению.
3. Принцип научности и доступности предполагает с одной стороны включение знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья, с другой – соответствие уровню образовательных возможностей воспитанников.
4. Принцип интегративности построения программы обусловлен спецификой валеологии, как интегративной области знаний таких наук как психология, ОБЖ, педагогика, дидактика, медицина.
5. Принцип региональности. При составлении программыучитываются региональные особенности: природно-климатические, экологические, состояние здоровья воспитанников.
6. Принцип концентризма и преемственности. Программа имеет спиралевидный характер построения, то есть от возраста к возрасту предусматривается постоянное углубление знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления.На основы принципов концентризма влияют четыре концентрата: младшие, средние, старшие и подготовительные к школе группы.
7. Принцип свободы движения в первую очередь направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, поскольку в формуле здоровья движение находится на втором месте, после сна. Движения усиливают кровообращение, и, следовательно, улучшают мыслительные процессы, создаются резервы организма, позволяющие работать очень долго. Статичные позы гасят работу мозга, поэтому ребенку необходимо свободное пространство и возможность смены среды в течение занятия несколько раз. Среда в этом случае рассматривается как образовательное пространство развития ребенка, в котором он может творить. Это пространство обязательно должно меняться, с учетом того, что мир предметов не должен быть враждебен и предметы этого мира должны располагаться на уровне глаз детей, чтобы ребенок вступал в диалог.
1.6. Краткая характеристика системы занятий
Здоровьесберегающая программа «Ступени здоровья»
реализованная в рамках рабочей программы ФГОС разработана для детей средней группы
Занятия подготовлены для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по май). Акцент в оздоровительной работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.
Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю,из них: 2 занятия в помещении и одно на улице. Игры и упражнения используются на занятиях по физической культуре, в познавательной, а также в свободной и самостоятельной деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход является основным принципом работы с детьми.
Система занятий организуется в определённой последовательности:
• Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.
• Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.
• Развитие его адаптационных возможностей.
• Проведение одного занятия на свежем воздухе.
• Витаминизация питания.
• Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Структура программы:
Программа состоит из двух основных разделов: «Оздоровительного» и «Развивающего».
Программа «Ступени здоровья» рассчитана на 2 года.
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-оздоровительная деятельность в течение дня. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье,происходит по направлениям: оздоровительное и познавательное.
Старшая и подготовительная группа
Развивающие направление:
• здоровье ребенка
• ребенок дома
• ребенок и другие люди
• ребенок и природа
• ребенок на улицах города
• эмоциональное благополучие ребенка
Оздоровительное направление:
• закаливающий массаж
• дыхательная гимнастика
• корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата
• миогимнастика
• оздоровительная гимнастика для глаз
• пальчиковая гимнастика
• релаксация
Работа по каждому разделу включает занятия, детско-взрослое проектирование, игры, праздники, досуги, самостоятельную деятельность детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Используемые образовательные технологии «Ступени здоровья»
2.1. Методики, направленные на развитие органов дыхания
1. Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва. Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
2. Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
3.Методика дыхательных упражнений йогов:
Цель этого вида дыхательных упражнений – сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлениям индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы (симпатическая или парасимпатическая, при вдохе через другую – другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрёй.
2.2. Методика, направленная на коррекцию зрения
1. Йоговские упражнения для глаз способствуют восстановлению зрения независимо от характера имеющихся нарушений – близорукости или дальнозоркости. Йоги считают, что глаза потребляют около 50% биоэнергии, приходящейся на жизнедеятельность всего организма. Поэтому эти упражнения
рекомендуется выполнять и людям, имеющим хорошее зрение.
Йоговская гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и тонизирующее действие. Вращение глазами вверх-вниз, вправо – влево, круговые движения.
2.3. Методики, направленные на профилактику ОРЗ
1. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской) рекомендуется ослабленным и часто болеющим детям. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон, в связи с этим, значительно снижается заболевания гриппом и ОРВИ.
2.4. Методики, направленные на развитие двигательной активности
1. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.
2. Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме.
2.5. Методики, направленные на повышение резистентности организма
1. Массаж пальцев. По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
2. Самомассаж по китайской методике Шиацу. По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения
3. Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
4. Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания,направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
2.6. Методики, направленные на повышение работоспособности детей
1. Динамические паузы повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.
2. «Эффект Моцарта» - под влиянием этой музыки дети лучше учатся и более спокойны. Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное и умственное напряжение.
2.7. Методы, направленные на коррекцию психического состояния
1. Коммуникативные игры способствуют формированию положительного климата в детском коллективе, развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей.
2. Музыкотерапия – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
План работы по здоровьесбережению с детьми среднего дошкольного возраста на 2021-2022 уч. г.
Сентябрь
- «Ребенок и здоровье» Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье
- Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье».
- Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье».
- Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни.
- Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Больница», «Ветеринарная лечебница».
- Развлечения «Доктор Айболит», «Мишка заболел». Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка»
«Личная гигиена»
Октябрь:
- Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
- Занятие «Чтобы быть здоровым».
- Беседа «Чистота и здоровье»
4. Чтение: Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковского «Мойдодыр»,А.Барто «Девочка чумазая», Бялковская «Юля - чистюля»,З.Александрова «Купание»,
5. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась», «Правила гигиены».
6. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы стираем, посмотрите».
7. Развлечение «Девочка чумазая».
8. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»
Ноябрь:
- «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям».
- Беседа «О здоровой пище»
3.Чтение:Г.Зайцев «Приятногоапптета»,Ю.Тувим «Овощи»,М.Безруких «Разговор о правильном питании», Загадки о овощах и фруктах.
4. Экскурсия: «В магазин».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.
6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелки полезные продукты».
7. Подвижная игра: Огуречик.
8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»
9. Продуктивная деятельность. Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»
10. Развлечение «Веселые овощи».
11. Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей»
«Тело человека»
Декабрь:
- Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.
Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм».
- Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».
- Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
- Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза». Семинар на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».
Январь:
- «Опасные предметы» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.
- Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе».
- Чтение: С. Маршак «Пожар», Загадки.
- Дидактические игры: «источники опасности», «Игра – дело серьезное».
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Аптека».
- Развлечение «Медведи в гостях у детей».
- Семинар-практикум «Будь осторожен»
Февраль:
- «Ребенок на улица города» Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.
- Занятие «Безопасность на дорогах».
- Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Если ты потерялся».
4. Чтение:
- В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек», - С. Михайлов «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер», - В. Клименко «Зайка-велосипедист», «Происшествие с игрушками».
5. Экскурсия: «К проезжей части».
6. Дидактические игры: «О чем говорит светофор».
7. Подвижная игра: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобили».
8. Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
9. Продуктивная деятельность. Аппликация: «На дороге пешеход»
10. Оформление папки-передвижки «Улица полна неожиданностей»
Март:
- «Будем спортом заниматься» Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.
- Занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
- Беседа «Кто спортом занимается».
- Чтение: Загадки.
- Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион».
- Дидактические игры: «Назови вид спорта», «Назови спорт по показу».
- Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы делаем зарядку»
- Развлечение «Мы мороза не боимся». День спорта
- Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!»
Апрель:
- «Врачи наши помощники» Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.
- Занятие «Айболит в гостях у детей».
- Беседа «Мы были в гостях у врача».
- Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку», «Остороржно - лекарство», «Как вести себя во время болезни»
- Экскурсия: «В аптеку».
- Дидактические игры: «Если кто-то заболел».
- Продуктивная деятельность. Рисование: «Я хочу быть здоровым, Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»
- Развлечение «Советы доктора Айболита».
- Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»
Май:
- «Витамины и здоровый организм»Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.
- Занятие «Витамины и полезные продукты».
- Беседа «Полезное- не полезное»
4. Чтение:
- Г. Зильберг «Полезные продукты», - К. Чуковский «Федорино горе», -К. Кузнецов «Замарашка», - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы».
5. Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.
6. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно».
7. Продуктивная деятельность. Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам».
8. Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел».
9. Развлечение «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке».
10. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»
Перспективный план работы по здоровьесбережению с детьми в старшей группе на 2022-2023 уч.год
Сентябрь
«Как устроено тело человека».
«Безопасность».
Цель: Познакомить детей со строением тела человека, его организм; - голова — вверху; - руки; - ноги - удерживают тело. Проверить работу сердца.
Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека. Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.
Д/и «Как органы человека помогают друг другу.
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
Д/и «Шумовые коробочки».
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы.
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.
Д/и «У кого какие зубы».
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников).
Разучивание стихотворения «Прививка».
Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
Игра «Кольцеброс».
Анкетирование для родителей «О здоровье всерьез».
Консультация для родителей «Прогулки – это важно».
Утренняя гимнастика (комплекс №1,2).
Массаж лица «Осень».
Артикуляционная гимнастика (комплекс №1,2).
Пальчиковая гимнастика («Пять пальцев», «Доброе утро», «Семья», «Засолка капусты»).
Дыхательные упражнения («Ушки», «Заблудился», «Насос», «Каша кипит»).
Во время ООД физ.минутки для профилактики нарушений зрения («Дождик», «Зарядка», «Самолет», «Жук»).
Контроль осанки.
Подбор мебели в соответствии с ростом ребенка.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Лепим Буратино», «Веселые ребята»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Октябрь
«Личная гигиена»
Цель: Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Цель: формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей. Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.
Д/и «Наши помощники».
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя.
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.
Чтение: «Мальчик грязнуля» Толстой Л. Н., «Федорино горе» К. И. Чуковский, «Что такое хорошо» В. В. Маяковский.
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Консультация для родителей «Компьютер – за и против».
Утренняя гимнастика (комплекс №3,4).
Массаж лица «Мы массаж решили сделать».
Артикуляционная гимнастика (комплекс №3,4).
Пальчиковая гимнастика «Осень», «Птички», «Грибы», «Где обедал воробей».
Дыхательные упражнения «Рубим дрова», «Ветер», «Шарик», «Ежик».
Во время НОД физ.минутки для профилактики нарушений зрения («Ах как долго мы писали», «Сова», «Мы ладонь к глазам приставим», «Это я»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна «Забавные художники», «Добрый день».
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Ноябрь
«Что мы делаем, когда едим»
Цель: Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
Беседа «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться».
Цель: Познакомить детей с принципами правильного питания. Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Воспитывать любовь к здоровой пищи.
Д/и «Что лишнее».
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты».
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин».
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.
Мастер-класс для родителей «Как проводить закаливание детей дома».
Консультация для родителей «Профилактика гриппа в осеннее – зимний период».
Утренняя гимнастика (комплекс №5,6).
Массаж лица «Дождик».
Артикуляционная гимнастика (комплекс №5,6).
Пальчиковая гимнастика («Повар», «Машина каша», «Наша квартира», «Есть у каждого свой дом»).
Дыхательные упражнения («Шарик лопнул», «Дятел», «Пузырь», «Ветер»).
Во время НОД физминутки для профилактики нарушений зрения («Буратино», «Кошка», «Ветер», «Стрекоза»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Мои игрушки», «Герои сказок»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Декабрь
«Отношение к больному человеку»
Цель: Закрепить знания детей о понятии «здоровье». Объяснить детям, что для человека самое главное – это здоровье. Уточнить правила сохранения здоровья. Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
Ситуации «Навестим больного друга», «Если заболела бабушка, мама…», «Письмо больному другу», «Готовимся встретить друга после болезни».
Цель: воспитывать чувство сострадания и желание помочь больным.
Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
Д/и «Что вредно, что полезно».
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
Цель: развивать художественные способности детей.
С/р игра «Больница».
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.
Оздоровительный досуг (совместно с родителями) «Путешествие в страну Неболейка».
Утренняя гимнастика (комплекс №7,8).
Массаж лица «Массаж в стихах».
Артикуляционная гимнастика (комплекс № 7,8).
Пальчиковая гимнастика («Снегири», «Снежинки», «Дикие животные», «Новый год»).
Дыхательные упражнения («Мышка и мишка», «Пчелка», «Трубач», «Часики»).
Во время НОД физминутки для профилактики нарушений зрения («Прогулка в зимний лес», «Лучик солнца», «Белка», «Заяц»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Пробуждение солнышка», «Лесные приключения»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Умывание прохладной водой.
Соблюдение графика проветривания.
Январь
«Микробы и вирусы»
Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах), способах их распространения. Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.
Беседы «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?», «Поговорим о болезнях», «Как защитить себя от микробов».
Цель: познакомить детей о причинах заболеваний и способах заботы о своем здоровье.
Д/и «Оденься правильно».
Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
Игра по ТРИЗ «Что будет если …».
Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период».
Конструктивная деятельность «Больница для игрушек».
Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.
Досуг «Осторожно микробы».
Цель: формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.
Консультация на тему «Чистота — та же красота».
Утренняя гимнастика (комплекс №9,10).
Массаж лица.
Артикуляционная гимнастика (комплекс №9,10).
Пальчиковая гимнастика («На елке», «Много мебели в квартире…», «Транспорт», «Идем в гости»).
Дыхательные упражнения («Лягушонок», «Гуси летят», «Вырасти большой», «Петух»).
Во время НОД физ.минутки для профилактики нарушений зрения («Тише, тише…», «Теремок», «Послушные глазки», «На море»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Веселый котенок», «Утята»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Февраль
«Витамины и здоровый организм»
Цель: Познакомить детей с понятием «витамины». Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть. Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.
Беседа «О роли лекарств и витаминов».
Цель: дать понятие «лекарства», «витамины» и правила приема лекарств и витаминов.
Д/и «Что где растёт».
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Д/и «Угадай на вкус».
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
Д/и «Что лишнее».
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
Д/и «Этот лимон жёлтый как …».
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми.
Консультация для родителей на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни».
Утренняя гимнастика (комплекс №11,12).
Массаж лица.
Артикуляционная гимнастика (комплекс № 1, «Как язычок в зоопарк ходил»).
Пальчиковая гимнастика («Наша прогулка», «Кошки мышки», «Ветер», «Гномик»).
Дыхательные упражнения («Косим траву», «Курочки», «Самолет», «Говорушка»).
Во время НОД физ.минутки для профилактики нарушений зрения («Дождик», «Веселая неделька», «Комплекс № 1», «Комплекс № 2»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Мышки», «Силачи»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Март
«Режим дня»
Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья, развивать у детей представления о полезности физической активности для организма. Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня.
Д/и «Режим дня».
Цель: закрепить у детей последовательность действий в течение дня.
Д/и «Что перепутал художник».
Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Цель: развитие речи детей и умения рассуждать.
Культура поведения за столом (театр игрушки «Кукла обедает»).
Беседа - практикум «Культура поведения во время еды».
Чтение: С. Махоткин «Завтрак», Д. Грачев «Обед», О. Григорьев «Варенье».
Ценности здорового образа жизни (индивидуальная работа с детьми).
Папка – раскладушка для родителей «Режим дня».
Утренняя гимнастика (комплекс №13,14).
Массаж лица.
Артикуляционная гимнастика (комплекс №2,3).
Пальчиковая гимнастика («Мишка», «Ветер», «Игра в бубен», «Растеряши»).
Дыхательные упражнения («Курочки», «Мышка и мишка», «Пчелка», «Часики»).
Во время НОД физминутки для профилактики нарушений зрения («Поймай зайку», «Волшебный сон», «Бабочка», «В лесу»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Мы проснулись», «Бабочка»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Апрель
«Здоровая пища»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Познакомить детей с принципами правильного питания. Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Воспитывать любовь к здоровой пищи.
Д/и «Что лишнее».
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты».
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин».
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.
Беседы: «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а чего нельзя, «Ядовитые растения».
Ситуации «Угощенье для гостей», «Что в корзину мы берем», «Как мама варила варенье», «Кот Матроскин варит суп», «Кулинария».
Вечер развлечений с родителями «Неразлучные друзья — взрослые и дети».
Утренняя гимнастика (комплекс №15,16).
Массаж лица.
Артикуляционная гимнастика (комплекс№ 4,5).
Пальчиковая гимнастика («Ехали-ехали», «Ручки», «Крынка молока», «Гномик»).
Дыхательные упражнения («Трубач», «Паровозик», «Гуси летят», «Вырасти большой»).
Во время НОД физминутки для профилактики нарушений зрения («Филин», «Художники», «Метелки», «Жмурки»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Ветерок», «Понедельник»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Май
«Солнце, воздух и вода»
Цель: Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболеваний (воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании). Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма. Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Физкультурный досуг «На спортивной площадке».
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение двигательной активности, развитие чувства товарищества.
Инсценировка отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
Загадки детям.
Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой.
Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит».
Цель: закрепление знаний о пользе закаливания.
Беседа родителями с показом презентации «О профилактике заболеваний».
Цель: научить находить точки для выполнения массажа.
Игра «Счастливый случай».
Утренняя гимнастика (комплекс №11,12).
Массаж лица.
Артикуляционная гимнастика (комплекс №6,7).
Пальчиковая гимнастика («Две сороконожки», «Дом», «Обыкновенная», «Стойкий солдатик»).
Дыхательные упражнения («Лягушонок», «Самолет», «Пузырьки», «Насосик»).
Во время НОД физминутки для профилактики нарушений зрения («Вновь у нас физминутка», «Далеко - близко», «Чтоб глаза твои были зорче», «Маятник»).
Контроль осанки.
Прогулка, подвижные игры.
Индивидуальная работа.
Оздоровительная ходьба, бег.
Гимнастика после сна («Вторник», «Среда»).
Ходьба по «Дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия).
Обширное умывание.
Соблюдение графика проветривания.
Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...