Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
рабочая программа (младшая группа)
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.
Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovyu_sberezheniyu.docx | 39.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС №78
«Исток» г. Смоленска
____________ С.Н. Ермолаева
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
вторая младшая группа.
Цирихова Марина Валерьевна
Смоленск, 2018
Пояснительная записка
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.
Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федеральных государственных требований.
Цели и задачи программы
Цель программы: Формировать у детей дошкольного возраста потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе.
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей.
- формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него.
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий .
Основными принципами программы являются:
Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников.
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Ожидаемый результат: 1.Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
2.Дети имеют представление знаний о правильном питании.
3. Формируется привычка : заботится о своём здоровье
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий | Варианты содержания | Особенности организации |
Утренняя гимнастика |
| Ежедневно утром. Длительность 5-7 мин. |
Физкультурные занятия |
| Два занятия в неделю в группе. Одно на прогулке. Длительность 15 мин. |
Физкультминутки Музыкальные минутки |
| Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений. Длительность 3-5 мин. |
Корригирующая гимнастика после сна |
| Ежедневно, в спальне или группе. Длительность5- 7 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
| Ежедневно, на утренней прогулке. Длительность 10-15мин. |
Подвижные игры средней и низкой интенсивности | Ежедневно, на вечерней прогулке. Длительность 10-15мин | |
Спортивные праздники и физкультурные досуги |
| Праздники проводятся 2 раза в год. Досуги - один раз в квартал. Длительность не более 15мин. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
| Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей. |
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем..
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы)
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики 5-7 минут.
Беседы «Здоровый образ жизни», «Путешествие в страну Здоровья» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Как правильно ухаживать за зубами», «Мы любим спорт!», «Как правильно питаться, чтобы не болеть», «Как уберечься от травм», и т.д.
Работа с родителями
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Закаливающие процедуры-как профилактика простудных заболеваний.
4. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
5. Сон как важная составляющая режима дня
6. О правильном питании.
7. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома. Быть здоровыми хотим.
8. Физического развития детей.
9. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
10. Прогулка и ее значение для ребенка.
11.Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». М.,2000.
- Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
- Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
- Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д., 2003
Ф.И. ребёнка | Мониторинг 2018-2019 «Азбука здоровья» |
Итог | ||||
Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.) | Дети имеют представление знаний о правильном питании. | Формируется привычка заботится о своём здоровье. | ||||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. |
Н-
С-
В-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»
Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса "Растём здоровыми"
Рабочая программа "Растём здоровыми"...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Будь здоровым, малыш»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...