Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
рабочая программа

Павлочева Ирина Васильевна

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovyu.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Содержание программы

3.

Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

4.

Условия реализации программы

5.

Мониторинг реализации программы

6.

Список литературы

Цель программы

      Способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью .

Задачи программы

1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.

2. Развитие физических качеств.

3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.

4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.

6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение заболеваемости
  2. Повышение уровня развития физических качеств

      3. Сформировано ценностное отношение к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

      4.Сформировано психоэмоциональное благополучие детей.

      5. До 45% семей вовлечены в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. До 70% повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей.

Пояснительная записка

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Статистический  анализ состояния здоровья  детей  подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются  низкая двигательная активность детей в семье.  В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.

Практически во всех дошкольных учреждениях физическое развитие и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением. В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку созданы условия соответствующие требованиям СанПиН, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система оздоровительной работы в активизации процесса оздоровления детей ведется через внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  Это позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы знаний, умений и навыков ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к  пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.

Все вышесказанное явилось основой для разработки образовательной программы  по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Оздоровительная работа в дошкольном учреждении строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению детей, разнообразием педагогических услуг.

Общеизвестно, что в дошкольном детстве потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.

 В связи с этим  решением проблемы может стать:

  • включение детей в комплекс оздоровительных мероприятий
  • внедрение в образовательный процесс здоровьсберегающих технологий, а именно, особых форм двигательной активности детей,  которые имеют оздоровительную направленность.

В программе рассматриваются представления о ребенке как  о целостном духовно-телесном организме.  Ребенок  -  целостный организм, который является посредником и преобразователем  значимых для него природных, социальных и экологических связей.  Формирование двигательной сферы в игре способно выработать у него осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям. Именно такой подход обеспечит воспитание у ребенка ценностного отношения к движению, как способу существования живого, а также осмысленное отношение  к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому.

Теоретическое обоснование. Методологической основой программы является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе  на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского, М.И. Чистяковой, Л.Н. Волошиной, З.И. Бересневой.

Цель программы: способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.
  5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.
  6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

Основные направления организации оздоровительной работы:

1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни и получение комплекса теоретических знаний.

2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

3) Оздоровительное – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик проводимые мероприятия направленных на укрепление здоровья, основаны на научные и практически апробированные методики.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
  3. Принцип последовательности и системности, который обозначает последовательную линейную логику разворачивания содержания образования и движение от частного к сложному.

4. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

 5. Принцип прочности – повторение. Прочность знаний дополняется гибкостью и практичностью.

Концептуальные основы оздоровительной работы с детьми.

Основы отечественной системы физического воспитания детей дошкольного возраста – теоретические, естественнонаучные, методические, организационные связаны с педагогической деятельностью П.Ф. Лесгафта, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Ю.Ф. Змановского и т.д.

В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития ребенка является приоритетным направлением в дошкольных учреждениях. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации образовательного процесса.

Физическое воспитание содержит большие возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальнее особенности личности, культура жеста.

Физическая культура приводит к телесной гармонии ребенка, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность содействует развитию мышления, воображения, желание придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.

Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений о здоровом образе жизни, уровню сформированности двигательной культуры в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

2. Содержание программы.

В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы определены задачи в каждой возрастной группе.

от 5 до 6 лет (старшая группа)

«Физическое развитие»

 Знание последовательности действий КГН и культуры поведения за столом.

   

Проявлять самостоятельность и последовательность в выполнении КГН, самообслуживании.

Замечать неполадки в одежде.     Пользоваться столовыми приборами, выходя из-за стола благодарить.

-учить воспринимать

 показ как образец для

самостоятельного выполнения

упражнений;

- приучать  оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;

-добиваться уверенно и активного выполнения основных элементов техники движений;

- развивать скоростно-силовые качества

-закреплять умения ориентировки в пространстве

-побуждать к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

-соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

6 до 7 лет. (подготовительная группа)

«Физическое развитие»

Представление о здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятия спортом,  о необходимости пребывания на свежем воздухе и укрепления здоровья.

Знакомство с правилами безопасного поведения, сведения о травмирующих ситуациях, о некоторых приемах первой помощи в случае травмы, о правилах поведения в обществе  в случае заболевания.  

Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы.       Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину, пе6ревязать палец, приложить холодное к ушибу)

Выполнять утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.

- добиваться осознанного выполнения детьми

 всех видов движений;

-учить анализировать свои движения и движения товарищей;

-формировать первоначальные представления о

спортивных играх и упражнениях.

- развивать ловкость движений, быстроту и общую выносливость.

-добиваться активного выполнения детьми всех видов движений;

- развивать творчество и инициативу в выполнении движений

-закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками;

-закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и

упражнениях.

        

        Образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в совместной и самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов и направлена на охрану здоровья воспитанников и формирование представлений о здоровом образе жизни

  1. Работа с педагогами направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах. Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.

  1. Работа с семьей направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, организацию клубов по интересам, совместное участие в спортивных мероприятий и др.

  1. Взаимодействие с социумом направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе ДОУ, конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

Каждый раздел программы включает в себя основные направления деятельности дошкольного учреждения в период реализации программы с целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительной работы:

1) Социально-психологическое, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы и получение комплекса теоретических знаний. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОУ для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОУ.

3) Оздоровительное – направлено на развитие компенсанаторных функций, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с разделами программы

Направления

Содержание

Образовательная деят-ть с воспитанниками

Работа с педагогами

Работа с семьей

социально-психологическое направление

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.

5. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни.

- Непосредственно-образовательная деятельность согласно тематическому плану.

- Беседы по формированию здорового образа жизни согласно тематическому плану.

- Игровые обучающие ситуации согласно тематическому плану.

- Театрализованные игры.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

Изучение теории, актуальных проблем физического воспитания.

Разработка и внедрение программ, пособий, методических рекомендаций.

Курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги.

Обмен опытом в виде презентаций на педсоветах.

Изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании.

Самообразование.

Консультации

Индивидуальные беседы

Родительские собрания, памятки,

анкетирование,

опросники по вопросам здорового образа жизни.

двигательное

1. Развитие физических качеств  (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и    

координации)

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом    

совершенствовании.

4.Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.

5. Вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.

- Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре

- Развитие мелкой моторики.

- Утренняя гимнастика.

- Гимнастика после дневного сна.

- Подвижные игры.

- Спортивные игры.

- Физические упражнения.

- Физ.минутки.

- Физическая активность на воздухе.

- Физкультурный досуг.

- Спортивные праздники.

- Дни здоровья.

Участие в конкурсах, спортивных соревнованиях.

Участие в опытно-экспериментальной работе.  

Памятки.

Анкетирование.

Проведение семейных праздников, развлечений, акций, «Дней открытых дверей», с совместным участием родителей и детей.

Создание совместно с родителями условий на участках для двигательной активности.

оздоровительное

1.Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2.Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма

3. Профилактика заболеваемости.

4. Улучшение физической и умственной работоспособности

5.Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности  и самостоятельности.

6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация  знаний о здоровом образе жизни.

Соблюдение температурного режима.

Соблюдение режима дня.

Закаливание

Профилактика зрения, плоскостопия, осанки, самомассаж, дыхательная гимнастика. Прогулки, утренний прием детей на улице.

Витаминизация, чесночная терапия.

Использование новинок и нетрадиционных подходов в физкультурно-оздоровительной работе

Внедрение в работу с детьми разработанных пособий, методических рекомендаций.

Памятки

Анкетирование

Родительские собрания по профилактике заболеваемости; профилактике нарушений осанки, плоскостопия, зрения и т.д.

Создание условий на участках для двигательной активности совместно с родителями.

3.Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Этапы

Содержание

Сроки

Подготовительный

- Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

 -Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.

- Создание системы взаимодействия с  родителями

- Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни.

Сентябрь-октябрь

Диагностический

Разработка диагностического инструментария оценки результативности.

Методика проведения диагностики по физическому воспитанию Г. Лескова, М. Ноткина.

Формула В.И. Усакова «Темпы прироста»

Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье» Е.В. Гончарова

Ежегодно

Сентябрь

Декабрь

Май

Основной

- Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках программы. Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни.

- Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность.

- Разработка и проведение с педагогами и родителями серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр, мастер-классов по обучению использования в работе инновационных технологий, методик в области «Физическая культура» и «Здоровье». Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по физкультурно-оздоровительной работе)

КВН «Если хочешь быть здоров».

Викторина по здоровому образу жизни.

Проведение Недели здоровья.

Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья «Спортивная семья».

- Мини – проекты оздоровительной направленности

- Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей.

- Апробация системы работы по профилактике заболеваемости.

- Организация проведения педагогического аукциона по физическому образованию.

- Организация встреч детей и родителей с медицинскими работниками.

- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.

- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

- Организация в группах уголков здоровья.

- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.

Октябрь-апрель

В течение года

Ноябрь

Январь

2 раза в год (осень, весна)

Апрель

1 раз в год

В течение года

В течение года

Итоговый

- Обмен инновационным опытом.

- Обобщение результатов инновационной деятельности в ходе мониторинга.

-Трансляция результатов реализации программы «Здоровый ребенок».

- Организация самоанализа деятельности.

- Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.

5. Педагогическая диагностика.

Критерии

Показатели

инструментарий

Сроки

Ожидаемый результат

  1. Образовательная деятельность с воспитанниками.

Развития физических качеств

Количество воспитанников  с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств,

Методика Н.А. Ноткиной, Г.Лесковой

Формула В.И.Усакова «Темпы прироста»

Сентябрь

Май

Ежегодное повышение уровня развития физических качеств и двигательных навыков

   

Усвоения  основных  двигательных навыков

Количество воспитанников  с высоким уровнем усвоения двигательных навыков

Сентябрь  Май

Заболеваемость

общая заболеваемость, простудная заболеваемость, заболеваемость детей  в случаях на 1 ребенка, заболеваемость в днях  на 1 ребенка,

индекс здоровья.

Расчет формулы заболеваемости, формула индекса здоровья

Ежемесячно

1 раз  в квартал

Снижена заболеваемость.

Уровень сформированности представлений и практических умений

Количество воспитанников  с высоким уровнем усвоения задач по ЗОЖ

Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье», Е.В. Гончарова

Сентябрь

Май

Сформировано ценностное отношение к своему здоровью  и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. Сформировано психоэмоциональное благополучие детей.

Список литературы.

  1. Бабаева И.Т., А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Программа «Детство», – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011
  2. Дергунская В.А. Диагностика культур здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  3.  Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001
  4. Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Ставрополь: 2001
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр Академия, 2001
  6. Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме.- М.: Ставрополь: 1999
  7. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2003
  8. Иванков Ч.Т. Теоретические основ физического воспитания. – М.: 2000
  9. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002
  10. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
  11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000
  12. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993
  13. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: 2000
  15. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2004
  16. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1995
  17. Лескова Г., Ноткина Н.А. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию
  18. Формула Усакова В.И. Темпы прироста.
  19. Гончарова Е.В. Методика проведения диагностики Человек и его здоровье.
  20. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб Речь, 2001
  21. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. М.: АРКТИ, 2004
  22. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: ФиС, 1953
  23. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2002
  24. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: НЦ ЭНАС, 2004
  25. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья»

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Ступени здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, ...

Рабочие программы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного...