Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фитенко Людмила Ивановна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 155
Центрального района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Здоровье ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный. Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка. Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребенку, - это:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- привитие знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
- воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Существует много эффективных разновидностей здоровьесберегающих технологий, которые педагоги применяют в ДОУ:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии валеологического просвещения родителей.
Обоснование выбора использования здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ зависит от:
- типа дошкольного учреждения
- конкретных условий дошкольного образовательного учреждения
- организации здоровьесберегающей среды
- от программы, по которой работают педагоги
- продолжительности пребывания детей в ДОУ
- от показателей здоровья детей
- профессиональной компетентности педагогов.
Для решения задач оздоровления и сохранения здоровья мы в своей работе используем следующие виды физкультурно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий:
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна. Только систематическое проведение гимнастики способствует активизации обменных процессов, поднятию мышечного тонуса, заряжает положительной энергией на целый день, воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость т.п.). Систематическое занятие гимнастикой снимает сонливое состояние, у детей появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, появляется работоспособность.
Занятия по физической культуре, которые способствуют развитию физических качеств детей (силы, выносливости, ловкости, быстроты и т.д.), развитию основных движений (ходьба, бег, метание, прыжки и т.д.), обогащают двигательный опыт детей.
Специально-организованная двигательная активность детей. Использование физ.минуток на занятиях, пальчиковой и дыхательной гимнастики. Длительное пребывание в однообразной позе приводит детей к утомлению, снижается работоспособность детей, нарушается осанка. Поэтому для профилактики утомления и для психоэмоциональной разрядки мы используем физ.минутки. Пальчиковая гимнастика способствует устранению эмоционального напряжения, улучшает деятельность сердечно — сосудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждую клеточку организма. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Музыкально — ритмические движения, которые способствуют обогащению двигательного опыта детей, развитию основных движений, снятию психоэмоционального напряжения.
Прогулки с учетом сезонных изменений в природе. В летний период на ежедневных прогулках осуществляется закаливание организма естественными силами природы (солнце, воздух, вода). В зимнее время — зимние забавы. Проводятся обязательно подвижные игры, которые способствуют формированию основных движений, возбуждают аппетит, способствуют хорошему сну, учат выполнять детей правила в игре, вызывают у детей радость.
Закаливающие процедуры. В своей работе мы используем следующие методы закаливания: хождение босиком — является хорошим средством укрепления свода стопы и связок «Дорожка здоровья», коврик «травка». Данные дорожки используются нами для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка; закаливание воздухом — это проветривание помещений, прогулки; солнечные ванны, точечный массаж — повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани и других органов человека.
Лечебно-оздоровительные мероприятия: организация правильного режима дня, соблюдение режима проветривания; употребление в пищу чеснока и лука, использование их фитонцидных свойств для очищения воздуха в зимний период; ароматерапия; самомассаж; сбалансированное питание.
Разнообразная пища обеспечивает организм ребенка необходимыми веществами для его роста и развития. Круглый год в рационе детей свежие фрукты, овощи, соки.
Предметно — развивающая среда. Немаловажным является и предметно — развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Сюда входят картотеки подвижных игр, физминуток. Также здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: разноцветные ленты, мячи простые и массажные, мячики Су-Джок, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, погремушки и т.д. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием и в свободное время.
Валеологическое просвещение родителей. Для полноценного формирования здорового образа жизни детей необходимо взаимодействовать с семьей. Родители ребенка должны владеть информацией о здоровом образе жизни, укреплении здоровья, понимать важность здоровья. С этой целью нами используются папки-передвижки, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту...
Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли...
"Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Статья "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Статья из опыта работы старшего воспитателя об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду....
Статья: "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно взрослые должны привить детям привычку к...
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Здорорвьесберегающие технологии...
«Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»
Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привы...