Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья

Гаврилова   Наталия  Геннадьевна

Статья из опыта работы старшего воспитателя  об использовании здоровьесберегающих технологий  в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Наталия Геннадьевна

старший воспитатель

ГБДОУ детского сада № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Тема: Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной траектории его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

 

Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика ( воспитатели используют только элементы), бодрящая гимнастика, корригирующая и ортопедическая гимнастика.

2.  Технологии обучения здоровому образу жизни:

- физкультурное занятие, проблемно-игровые игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж, биологически обратная связь.

3.   Коррекционные технологии:

- арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.

С содержательной точки зрения здоровьесберегающая технология должна включать в себя следующую компоненты:

  • аксиологический, связанный с осознанием ребёнком и его семьей ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • гносеологический, направленный на формирование системы научных и практических знаний, обеспечивающих ответственное отношение ребёнка к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
  • эмоционально-волевой, способствующий сохранению индивидуального здоровья и здоровья детского коллектива благодаря формированию эмоционального отношения детей к проблемам здоровьясбережения и волевых качеств, обеспечивающих реализацию данного отношения в виде здорового образа жизни;
  • здоровьесберегающий, связанный: с соблюдением режима дня; реализацией системы сбалансированного питания; чередованием занятий, игр и отдыха воспитанников; закреплением навыков самообслуживания, необходимых для нормального функционирования организма;
  • физкультурно-оздоровительный, направленный на повышение двигательной активности воспитанников и реализацию адаптивных возможностей организма;
  • экологический, ориентированный на выработку правил поведения детей в природной среде, понимание её роли в их развитии, в т.ч. как оздоровительного фактора.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту...

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли...

"Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Статья "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Статья: "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно взрослые должны привить детям привычку к...

«Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привы...

Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения...