"Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
статья

Статья "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lakko_elena_dmitrievna.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Лакко Елена Дмитриевна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №19 Курортного района

                           Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательного процесса с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания.  

Современный ребенок значительно отличается от своего сверстника десять лет назад. Это связано с тем, что изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей в семье и детском саду. При высокой загруженности родителей на работе ребенок предоставлен самому себе, и все свободное время посвящает компьютеру, а не подвижным играм и упражнениям. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии.

Большое значение для развития ребенка, как известно, имеет среда, в которой он воспитывается. В современных условиях истощаются неготовая к стремительно изменяющимся требованиям времени психика дошкольника и его физические возможности. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться на фоне стрессовой напряженности и гиподинамии.

Сегодня особенно важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых – родителей и педагогов, а решать ее следует во взаимодействии.

Чтобы дети были здоровыми, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Одним из путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • динамические паузы;
  • подвижные и спортивные игры;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика корригирующая;
  • релаксация

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

  • физкультурное занятие;
  • точечный самомассаж;
  • игротреннинги и игротерапия;
  • НОД из серии «Здоровье»

3. Коррекционные технологии

  • сказкотерапия;
  • психогимнастика;
  • фонетическая ритмика;
  • технологии коррекции поведения

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
  • двигательно-оздоровительные физминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • физкультурные досуги;
  • спортивные праздники.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность педагогического процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту...

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли...

Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Статья из опыта работы старшего воспитателя  об использовании здоровьесберегающих технологий  в детском саду....

Статья: "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно взрослые должны привить детям привычку к...

«Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привы...

Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения...