Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья по теме

Вагнер Елена Ивановна

 

 «Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. Укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, С.М. Иванов, С.П. Кожин, В.Л. Страковская и др.). Активное исследование роли развивающей среды в педагогическом процессе ведется в трудах ученых (Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков) и др.

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4,с.37]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [10, c.2].

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5, с.101]:

- различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;

- уровень самочувствия, активности, настроения;

- степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;

- активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45].

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

Для сохранения здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В. И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8, с.87].

Попадая в образовательную среду, дошкольник должен иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные природные задатки. Поэтому образовательная среда должна обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности, должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [9, с. 37].

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности [11, с.13].

Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова и др. выделяют в  развивающей среде несколько подпространств [11, с. 15]:

1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Используя рекомендации М. Маханевой, можно выделить ряд требований к проектированию развивающей среды и принципы ее построения [6, с.23]:

1.     Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;

2.     Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;

3.           Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;

4.           Развитие любознательности и творческих способностей;

5.           Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.

Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. Центральное место в построении развивающей среды в ДОУ занимает демократическое общение, основанное на субъект-субъектных взаимодействиях, что предполагает охрану психики ребенка от отрицательных воздействий социальной среды, сохранение физического и психического здоровья, формирование базовых составляющих психического развития и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Пространственно-игровая среда организуется с учетом возраста, способностей и уровня развития детей. Развивающая среда предоставляет ребенку автономность для реализации склонностей и фантазий.

В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой весь образовательный процесс состоит из трёх блоков: организованное обучение, реализующееся в процессе занятий, позитивное сотрудничество взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей [7, с.64].

Основные элементы развивающей среды:

1.     Предметно-игровая среда;

2.                      Характер взаимодействия педагога с детьми;

3.                      Использование современных технологий для воспитания и обучения детей, с целью максимального развития их способностей.

По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей [2, с. 15].

Т.В. Ахутина считает, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей [1, с.20].

Таким образом, в современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

Правильно организованная развивающая среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.

2.     Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. - С. 14 - 25.

3.     Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования  // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 45-50.

4.     Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

5.     Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192.с.

6.     Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - С. 6-14.

7.     Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. - 1991. - № 12. - С. 17-20.

8.     Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования - М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, вып. №7, с.177-185.

9.     Урбанская М.В. Построение единого образовательного пространства в образовательной системе // Академия профессионального образования. – 2009. - № 1. – С. 35-39.

10.           Ушакова В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения. – Белгород: БелГУ, 2010. - 41с.

11.           Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов: Николаев, 2004. - 64 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vagner_e.i._statya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Вагнер Елена Ивановна

МБДОУ «Полтавский

 детский сад «Родничок»»

 Омской области

Полтавского района

 «Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. Укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, С.М. Иванов, С.П. Кожин, В.Л. Страковская и др.). Активное исследование роли развивающей среды в педагогическом процессе ведется в трудах ученых (Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков) и др.

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4,с.37]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [10, c.2].

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5, с.101]:

- различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;

- уровень самочувствия, активности, настроения;

- степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;

- активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45].

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

Для сохранения здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В. И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8, с.87].

Попадая в образовательную среду, дошкольник должен иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные природные задатки. Поэтому образовательная среда должна обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности, должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [9, с. 37].

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности [11, с.13].

Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова и др. выделяют в  развивающей среде несколько подпространств [11, с. 15]:

1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Используя рекомендации М. Маханевой, можно выделить ряд требований к проектированию развивающей среды и принципы ее построения [6, с.23]:

  1. Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;
  2. Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;
  3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;
  4. Развитие любознательности и творческих способностей;
  5. Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.

Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. Центральное место в построении развивающей среды в ДОУ занимает демократическое общение, основанное на субъект-субъектных взаимодействиях, что предполагает охрану психики ребенка от отрицательных воздействий социальной среды, сохранение физического и психического здоровья, формирование базовых составляющих психического развития и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Пространственно-игровая среда организуется с учетом возраста, способностей и уровня развития детей. Развивающая среда предоставляет ребенку автономность для реализации склонностей и фантазий.

В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой весь образовательный процесс состоит из трёх блоков: организованное обучение, реализующееся в процессе занятий, позитивное сотрудничество взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей [7, с.64].

Основные элементы развивающей среды:

  1. Предметно-игровая среда;
  2. Характер взаимодействия педагога с детьми;
  3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей, с целью максимального развития их способностей.

По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей [2, с. 15].

Т.В. Ахутина считает, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей [1, с.20].

Таким образом, в современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

Правильно организованная развивающая среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
  2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. - С. 14 - 25.
  3. Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования  // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 45-50.
  4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
  5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192.с.
  6. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - С. 6-14.
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. - 1991. - № 12. - С. 17-20.
  8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования - М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, вып. №7, с.177-185.
  9. Урбанская М.В. Построение единого образовательного пространства в образовательной системе // Академия профессионального образования. – 2009. - № 1. – С. 35-39.
  10. Ушакова В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения. – Белгород: БелГУ, 2010. - 41с.
  11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов: Николаев, 2004. - 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли...

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

laquo;Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»...

"Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Статья "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Статья из опыта работы старшего воспитателя  об использовании здоровьесберегающих технологий  в детском саду....

Статья: "Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно взрослые должны привить детям привычку к...

«Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольника»

Здоровье — одно из основополагающих условий полноценного и разностороннего развития детей. Здоровые дети — это фундамент нашего общества. И, именно, мы, взрослые должны привить детям привы...