Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

       С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр».


Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.

Задачи:  1. Изучить особенности развития детей младшего возраста 2-3 года.

2.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;

3. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.

4. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.

5. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.

 

Основная проделанная работа за этот период:

      - Изучила особенности развития детей 2-3 лет
      -  Проанализировала методическую литературу по теме.
      - Провела родительское собрание в начале сентября. Уделила внимание теме адаптация и навыки самообслуживания.
       - Познакомила родителей с памяткой «Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у ребенка».
      - Обсудила с родителями тему: «Инициатива ребенка в самообслуживании».
      - Провела с детьми настольно-печатные игры  «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши»
      -  Создала папку -наглядный материал для детей. « О правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста».
      -  Создала папку для родителей «Культурно-гигиенические навыки нашей группы».
      -  Проведены дидактические игры и упражнения:, «Причешем куклу Асю», «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает», Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды». Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». Чтение потешек «Петушок – петушок», « Хлоп-хлоп ручками»,» «Носик-носик», «Кран откройся».
Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская», Игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», на тему «Обед для куклы Кати».

       С конца марта я начала работать в подготовительной к школе группе, и решила кардинально не менять тему самообразования, а как бы продолжить свою предыдущую. Тема моего самообразования на апрель – май – «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

Для развития речи детей особенно хороши дидактические игры, т.к. они используются  для  решения  всех  задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование  слов,  упражняют  в  составлении  связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Проделанная работа за этот период:
     - Проанализировала методическую литературу по теме.

 -  Изучила особенности развития детей 6-7 лет

 -  Нашла подходящие методические разработки и игры для развития звуковой культуры речи, и формирования грамматического строя речи.

 - Составила картотеку дидактических игр по разделам: Звуковая культура речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, формирование связной речи.

 - Создала игру «магазин продуктов», подобрала инвентарь.
 - Провела дидактичекие игры: «Подбери действия к предметам», «Что происходит в природе?»«Назови профессии», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

- Провела Анкетирование родителей о результатах улучшения развития связной речи детей.

 

Вывод:

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

          Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
          Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
          Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей любого дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

          В первой младшей группе результаты были особо видны уже в середине года. Маленькие дети с легкостью повторяют всё за воспитателем, и поэтому, одни и те же манипуляции КГН ребята быстро запомнили. Режим дня, правильность мытья рук, местонахождение полотенец и горшков, все это не составило особого труда запомнить малышам. Мне, как воспитателю было в новинку приговаривать стихи и потешки для умывания, еды и других процедур. Я заметила, как расширился запас моих знаний детской литературы, и поэзии. Так же, мне интересно было узнать особенности развития детей  2-3 лет, и видеть, как на деле помогают методические рекомендации в книгах, имеющихся в группе:  «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» Е.О. Смирнова, Т.В.Ермолаева, С.Ю. Мещерякова, «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста»   О.Э.Литвинова.  Особенно понравился опыт сотрудничества с родителями: обсуждение новых «умелок» детей, радовал неподдельный интерес к мнению воспитателя со стороны родителей. Для поддержания уровня эксперта, мне требовалось всегда подпитываться педагогической и психологической литературой. В этом мне очень помогли книги: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду .-М.Просвещение, 1991,  Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.

          В подготовительной группе было сложнее, т.к. я пришла в группу, где у детей сформировались особенности речи, привычки общения. Я думала в каком направлении использовать дидактические игры, и поняла, что ребятам очень полезно будет перед школой укрепить грамматический строй речи, развить словарь, работать над произношением и звуком. Здесь тоже очень кстати дидактические игры, т.к. дети воспринимают такие занятия не как принуждение. Со старшими детьми интересно создавать новые игры. Ребята могут уцепиться за маленькую идею, и развернуть из этого большой сценарий игры. Как и было с игрой «Минимаркет» которую мы создали в нашем игровом центре магазин.
Настольно-печатные игры с радостью воспринимались с детьми. Ребята охотно повторяли звуки, произносили их неоднократно, для лучшего результата. Я, как воспитатель, тоже вместе с детьми училась новым играм, тренировала свой грамматический строй речи. изучала методическую литературу.  Работа с родителями тоже не осталась в стороне. Они успешно прошли анкеты о развитии детей, в т.ч. и речи детей. Я почувствовала, как за этот год уровень моего педагогического развития вырос.
Я считаю, что все поставленные мною цели и задачи в самообразовании выполнены успешно.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

Красносельского района Санкт–Петербурга

Годовой итоговый отчет по самообразованию

на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

Подготовила воспитатель:

Хорева Евангелина Александровна

Санкт-Петербург 2022 г

       С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр».


Цель: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности взрослых и детей, посредством дидактических игр.

Задачи:  1. Изучить особенности развития детей младшего возраста 2-3 года.

2.Обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность;

3. Воспитывать желание у детей выполнять ежедневные задачи по самообслуживанию самостоятельно.

4. Разработать методический портфель дидактических игр по воспитанию навыков самообслуживания у детей.

5. Создать памятку методических рекомендаций для родителей, по освоению навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.  

6. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста навыков самообслуживания, посредством методических рекомендаций.

Основная проделанная работа за этот период:

      - Изучила особенности развития детей 2-3 лет
     -  Проанализировала методическую литературу по теме.
     - Провела родительское собрание в начале сентября. Уделила внимание теме адаптация и навыки самообслуживания.
      - Познакомила родителей с памяткой «Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у ребенка».
     - Обсудила с родителями тему: «Инициатива ребенка в самообслуживании».
      - Провела с детьми настольно-печатные игры  «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши»
     -  Создала папку -наглядный материал для детей. « О правилах гигиены для детей младшего дошкольного возраста».
     -  Создала папку для родителей «Культурно-гигиенические навыки нашей группы».
     -  Проведены дидактические игры и упражнения:, «Причешем куклу Асю», «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает», Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки», Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды». Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются». Чтение потешек «Петушок – петушок», « Хлоп-хлоп ручками»,» «Носик-носик», «Кран откройся».
Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская», Игра-занятие с детьми, в игровом уголке «кухня», на тему «Обед для куклы Кати».

       С конца марта я начала работать в подготовительной к школе группе, и решила кардинально не менять тему самообразования, а как бы продолжить свою предыдущую. Тема моего самообразования на апрель – май – «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

Для развития речи детей особенно хороши дидактические игры, т.к. они используются  для  решения  всех  задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование  слов,  упражняют  в  составлении  связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Проделанная работа за этот период:
    - Проанализировала методическую литературу по теме.

 -  Изучила особенности развития детей 6-7 лет

 -  Нашла подходящие методические разработки и игры для развития звуковой культуры речи, и формирования грамматического строя речи.

 - Составила картотеку дидактических игр по разделам: Звуковая культура речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, формирование связной речи.

 - Создала игру «магазин продуктов», подобрала инвентарь.
- Провела дидактичекие игры: «Подбери действия к предметам», «Что происходит в природе?»«Назови профессии», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

- Провела Анкетирование родителей о результатах улучшения развития связной речи детей.

Вывод:

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

         Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
        Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
        Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей любого дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

         В первой младшей группе результаты были особо видны уже в середине года. Маленькие дети с легкостью повторяют всё за воспитателем, и поэтому, одни и те же манипуляции КГН ребята быстро запомнили. Режим дня, правильность мытья рук, местонахождение полотенец и горшков, все это не составило особого труда запомнить малышам. Мне, как воспитателю было в новинку приговаривать стихи и потешки для умывания, еды и других процедур. Я заметила, как расширился запас моих знаний детской литературы, и поэзии. Так же, мне интересно было узнать особенности развития детей  2-3 лет, и видеть, как на деле помогают методические рекомендации в книгах, имеющихся в группе:  «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» Е.О. Смирнова, Т.В.Ермолаева, С.Ю. Мещерякова, «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста»   О.Э.Литвинова.  Особенно понравился опыт сотрудничества с родителями: обсуждение новых «умелок» детей, радовал неподдельный интерес к мнению воспитателя со стороны родителей. Для поддержания уровня эксперта, мне требовалось всегда подпитываться педагогической и психологической литературой. В этом мне очень помогли книги: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду .-М.Просвещение, 1991,  Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.

        В подготовительной группе было сложнее, т.к. я пришла в группу, где у детей сформировались особенности речи, привычки общения. Я думала в каком направлении использовать дидактические игры, и поняла, что ребятам очень полезно будет перед школой укрепить грамматический строй речи, развить словарь, работать над произношением и звуком. Здесь тоже очень кстати дидактические игры, т.к. дети воспринимают такие занятия не как принуждение. Со старшими детьми интересно создавать новые игры. Ребята могут уцепиться за маленькую идею, и развернуть из этого большой сценарий игры. Как и было с игрой «Минимаркет» которую мы создали в нашем игровом центре магазин.
Настольно-печатные игры с радостью воспринимались с детьми. Ребята охотно повторяли звуки, произносили их неоднократно, для лучшего результата. Я, как воспитатель, тоже вместе с детьми училась новым играм, тренировала свой грамматический строй речи. изучала методическую литературу.  Работа с родителями тоже не осталась в стороне. Они успешно прошли анкеты о развитии детей, в т.ч. и речи детей. Я почувствовала, как за этот год уровень моего педагогического развития вырос.
Я считаю, что все поставленные мною цели и задачи в самообразовании выполнены успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»...

Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики.

Презентация "Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики"....