Самообразование по теме: «Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему
перспективное планирование на 2015 - 2016 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 6»
Самообразование по теме:
«Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
(Перспективное планирование на 2015 – 2016 уч.год)
Выполнила: воспитатель Сурова Е. А.
Рязань 2015
Тема: ««Развитие речи детей с 1 – 3 лет посредством малых фольклорных жанров»
Актуальность темы
Многие ли взрослые могут сегодня спеть своему ребенку настоящую колыбельную или рассказать забавную потешку, да и поиграть в подвижную игру? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.
Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей нами, взрослыми, а значит и детьми.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Страдает речевое развитие детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Взрослые мало и редко используют в воспитании и развитии ребенка малые фольклорные жанры.
Я считаю, что использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна.
Ведь богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Организовать режимные моменты, провести игру, образовательную деятельность, встретить воспитанника, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогут потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.
Цель
Развивать речь детей посредством малых фольклорных жанров.
Задачи
В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
6. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Перспективное планирование
Раздел плана | Форма работы | Цель/ результат | Практический выход /отчет о выполнении |
Февраль – март 2015 | |||
Самореализация | Изучение литературы по выбранной теме. | Сделать подборку малых фольклорных жанров (пестушки, потешки, колыбельные, загадки и другое) | Список литературы: 1.Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г. 2.Составители: Т. И. Бахметьева, Г. П. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г. 3.Составитель М. Ю. Новицкая «Детская народная поэзия» Москва «АРТИ» 1999 г. 4.И. Панкеев «От крестин и до поминок». Обычаи, образ, предания русского народа». Москва 1997 г. 5.Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 6.Фольклорист В. И. Калугин «Гуси-Лебеди» 7.Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г 8.Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г. 9.В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 1957 г. 10. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. « - Москва - 1988 г. |
Работа с детьми | Знакомство детей с потешками, прибаутками, колыбельными | Заучивание потешек, колыбельных песен, прибауток. | Дети подхватывают знакомый текст потешки, песенки, прибаутки в игровой деятельности |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | |||
Апрель – май 2015 | |||
Самореализация | Создание картотеки потешек, прибауток, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Применение потешек, прибауток, колыбельных в режимных моментах | Воспитание положительного отношения к режимным моментам | Дети спокойно засыпают под колыбельные песенки, проговаривают знакомые строки потешки в режимных моментах |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Консультация на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров | Обмен опытом | Конспект |
Июнь – август 2015 | |||
Самореализация | Подборка и оформление в книжном уголке иллюстраций к потешкам, прибауткам, песенкам | Использование наглядного материала | Картотека иллюстраций |
Работа с детьми | Показ сказок для детей (настольный театр) | Повторение ранее изученных потешек, прибауток, песенок. | Настольный театр, сценарий |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Показ сказок для детей (кукольный театр) | Повторение ранее изученных потешек, прибауток, песенок. | Кукольный театр, сценарий |
Сентябрь – ноябрь 2015 | |||
Самореализация | Создание картотеки песенок, пестушек, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Знакомство детей с пестушками, песенками, колыбельными | Развить слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарь. | Дети звукоподражают воспитателю, внимательно слушают, пытаются повторять слова потешек, песенок |
Работа с родителями | Консультация на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров | Конспект в печатной форме | |
Работа с педагогами | |||
Декабрь 2015 – февраль 2016 | |||
Самореализация | Создание картотеки песенок, пестушек, колыбельных для детей. | Картотека по малым фольклорным жанрам | |
Работа с детьми | Применение песенок, пестушек, колыбельных в режимных моментах | Воспитание положительного отношения к режимным моментам | Дети проговаривают знакомые слова потешек в играх с куклами |
Работа с родителями | |||
Работа с педагогами | Показ сказок для детей (кукольный театр) | Продолжать развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарь. | Кукольный театр, сценарий |
Март – май 2016 | |||
Самореализация | Подборка и оформление в книжном уголке иллюстраций к песенкам, пестушкам, колыбельным | Картотека иллюстраций | |
Работа с детьми | Чтение и заучивание песенок, пестушек, колыбельных | Развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки песенок, пестушек, передавать жестами и действиями содержание пестушки, песенки, колыбельной | Дети свободно подхватывают знакомые слова в режимных моментах и в игровой деятельности с куклами |
Работа с родителями | Консультация на тему «Мама, почитай мне сказку…» | Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству | Конспект |
Работа с педагогами | Презентация картотеки | Обмен опытом | Электронная форма картотеки и картотека в печатном варианте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...
Презентация " Развитие речи детей раннего возраста. Использование малых фольклорных жанров"
Презентация для семинара-практикума учителя-логопеда, проведенной для родителей младших и средних групп десткого сада....
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...