Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Жилина Елена Владимировна

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К

УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

за I полугодие 2016-2017уч. год.

                                                                                              МДОУ «Детский сад «Василёк»

                                                                                              р. п. Мулловка

                                                                                              Воспитатель: Жилина Е.В.

В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2016-2017 учебном году я выбрала тему для своего самообразования «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного  возраста посредством приобщения к устному народному творчеству». Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа.

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие выразительности  связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. 

Цель:1. Совершенствовать звукопроизношение, развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную выразительную речь и обогащать словарь детей.

2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.

3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость и память.

4. Учить создавать воображаемые образы и узнавать сказочные ситуации.

5. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром.

8. Воспитывать эстетический вкус.

В работе с детьми использовала те формы деятельности, которые доставляют ребенку радость, оказывают положительное нравственное влияние, гармонично его развивают и в конечном итоге способствуют развитию выразительности речи:

В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 6 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7.Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», ресурсы интернета.

Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.

Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

У детей своей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

Также дети с удовольствием отгадывали загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. В дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития выразительности  речи детей.

Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству» 

Сроки выполнения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

сентябрь

Выбор темы.

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».

октябрь

Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки.

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

ноябрь

Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».

Изготовление книжек-малышек.

Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.

Выступление на педсовете

Проект «Книги-лучшие друзья».

декабрь

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

«Роль сказки в развитии речи ребенка».

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Непосредственная образовательная деятельность по программе «От рождения до школы» в детском саду область «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы.Тема: "Путешествие по русским народным сказкам".

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики.

Презентация "Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики"....

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества

Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...

Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

     С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических н...