Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ
«РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К
УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
за I полугодие 2016-2017уч. год.
МДОУ «Детский сад «Василёк»
р. п. Мулловка
Воспитатель: Жилина Е.В.
В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2016-2017 учебном году я выбрала тему для своего самообразования «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству». Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа.
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие выразительности связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Цель:1. Совершенствовать звукопроизношение, развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную выразительную речь и обогащать словарь детей.
2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость и память.
4. Учить создавать воображаемые образы и узнавать сказочные ситуации.
5. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром.
8. Воспитывать эстетический вкус.
В работе с детьми использовала те формы деятельности, которые доставляют ребенку радость, оказывают положительное нравственное влияние, гармонично его развивают и в конечном итоге способствуют развитию выразительности речи:
В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 6 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
7.Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», ресурсы интернета.
Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи.
Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
У детей своей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и, выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Мы вместе с детьми старались через свои движения рассказать о чем говорится в потешке, учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.
Также дети с удовольствием отгадывали загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. загадки развивают мышление, наблюдательность детей. Выяснилось, что дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.
На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей дошкольного возраста. В дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать произведения устного народного творчества для развития выразительности речи детей.
Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
сентябрь | Выбор темы. Постановка целей и задач по данной теме. | Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка». | |
октябрь | Разучивание и проговаривание потешек. | Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки. | Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей». |
ноябрь | Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья». | Изготовление книжек-малышек. Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей. | Выступление на педсовете Проект «Книги-лучшие друзья». |
декабрь | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). | «Роль сказки в развитии речи ребенка». | Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук и формированию творческого мышления у детей подготовительной к школе группы посредством пластилинографии
Перспективный план для подготовительной группы по пластилинографии...
педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Непосредственная образовательная деятельность по программе «От рождения до школы» в детском саду область «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы.Тема: "Путешествие по русским народным сказкам".
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики.
Презентация "Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством мнемотаблиц и инфографики"....
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...
Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».
С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических н...