Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста" (средняя группа)
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Отчет по самообразованию
за 2017-2018 учебный год
воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны
на тему
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
г.Мегион.
2017-2018 уч.г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».
Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
В результате работы над темой самообразования, разработала:
- картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
- картотеку артикуляционной гимнастики;
- картотеку дыхательных упражнений;
- картотеку пальчиковых игр;
- памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- лэпбук по развитию речи «Речевичек»
- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Практические выходы:
Месяцы | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | Анкетирование родителей |
октябрь | Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах. Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества | Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
ноябрь | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей: «Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. |
декабрь | Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр. | Консультация «Использование метода проектов, как средство речевого развития». | |
январь | Рассказывание по картинкам «Что сначала, что потом» Формирование грамматического строя речи, развитие лексической стороны речи, работа над интонационной выразительностью | Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. |
февраль | Составление описательного рассказа по образцу воспитателя. Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни). | «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» | |
март | Пересказы с использованием мнемотаблиц | Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц) | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. |
апрель | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | Обмен опытом с коллегами. | Оформление стенда в приемной «Советы логопеда» |
май | Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» | Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
Выводы:
Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.
В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
Отчет по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" в старшей группе детского сада
Отчет по самообразованию...
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» старшая группа
Отчет по самообразованию...
самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...
Отчет по самообразованию Развитие связной речи детей дошкольного возраста 2017-18гг
Развитие связной речи детей дошкольного возраста...
Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценн...