Программа дополнительного образования "Чудесный песок"
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность программы связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание, а данная программа «Чудесный песок» не только развивает познавательные способности ребёнка, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира и позволяет отреагировать их скрытые эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_pesok_dlya_o.a.docx | 68.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида»
Принято: На педагогическом совете Протокол № от « » 2019 г. | Утверждаю: Заведующий МАДОУ ПГО «Детский сад № 63 комбинированного вида» Коростелева О.А. ________ Приказ № _______ от « » 2019 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Чудесный песок»
г. Полевской, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 9 |
1.4.1 Планируемые результаты реализации модуля «Чувствительные ладошки» дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» …………………………………………………………………………….. | 9 |
1.4.2 Планируемые результаты реализации модуля «Секреты сухого и мокрого песка» дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» ……………………………………………………………………….. | 9 |
1.4.3 Планируемые результаты реализации модуля «Веселые путешествия» дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»………………………………………………………………………………………………... | 9 |
1.4.4 Планируемые результаты реализации модуля «Познавательные игры на песке» дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» ………………………………………………………………………. | 9 |
| 10 |
| 10 |
2.2 Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»………………………………………………….…………………………………………………………………………… | 10 |
2.3 Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» по модулям. ………………………………………………….…………………………………………….................................... 2.4 Рабочая программа модуля " Чувствительные ладошки "................................................................................................... | 11 12 |
2.5 Рабочая программа модуля " Секреты сухого и мокрого песка "........................................................................................ | 17 |
2.6 Рабочая программа модуля "Веселые путешествия"............................................................................................................ | 21 |
2.7 Рабочая программа модуля " Познавательные игры на песке "........................................................................................ | 26 |
2.8 Взаимодействие с семьей. ………………………………………………….…………......................................................... | 32 |
| 33 |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Чудесный песок»
- Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Чудесный песок».
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычной игры в песке получается образовательный процесс. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятия с песком позволяют:
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторику;
- совершенствовать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
- «заземлять» отрицательную энергию и гармонизировать психо-эмоциональное состояние.
Актуальность программы связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание, а данная программа «Чудесный песок» не только развивает познавательные способности ребёнка, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира и позволяет отреагировать их скрытые эмоции.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»
Цель: способствовать психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка;
- формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);
- развивать мелкую моторику рук, а также и речь;
- обогащать и активизировать словарь детей.
1.2 Объём дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»
Программа рассчитана на 1 год обучения, по 1 часу в неделю (28 часов).
Содержит в себе 4 модуля:
I Модуль «Чувствительные ладошки» 4 часа.
II Модуль «Секреты сухого и мокрого песка» 4 часа.
III Модуль «Веселые путешествия» 13 часов.
IV Модуль «Познавательные игры на песке» 7 часов.
Возраст детей 3-4 лет. Продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет 15 минут. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня.
В сентябре образовательная деятельность по программе не ведутся, это организационный период, в который осуществляется изучение образовательных потребностей родителей обучающихся и самих обучающихся, проводится презентация дополнительной образовательной программы, формируются группы обучающихся. Образовательная деятельность не проводится в праздничные дни и в мае.
- Содержание дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»
I модуль – ориентировочный «Чувствительные ладошки»:
Цель: пробуждение интереса, стимуляция внимания, знакомство со средой.
Задачи:
- пробуждение интереса к занятиям;
- обучение специальным движениям и их тренировка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- развитие речи, памяти, мышления.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность | Содержание |
Вводная образовательная деятельность | Знакомство с группой; снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя, знакомство со средой и правилами поведения в песочной комнате. |
«Осень в песочной комнате» | Обогащение сенсорного опыта детей; знакомство со свойствами песка; совершенствование умения и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; развитие фантазии и образного мышления; побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания; закрепление соблюдения правил поведения в песочной комнате. |
«Волшебство линий» | Познакомить детей с техникой рисования на песке; обучение специальным движениям и их тренировка; развитие внимания, связанного с координацией движений; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие речи, памяти, мышления. |
«Следы невиданных зверей» | Познакомить детей с техникой рисования на песке; развивать воображение, мелкую моторику пальцев; оценка планируемых результатов по модулю. |
II модуль «Секреты сухого и мокрого песка»:
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- развитие тактильности и мелкой моторики;
- сравнение качеств сухого и мокрого песка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность | Содержание |
«Знакомьтесь песчинка» | Знакомство детей со свойствами песка. |
«Приключения Квака» | Сравнение качеств сухого и мокрого песка |
День рождения Песочной черепахи | Развитие внимания, связанного с координацией движений; оценка планируемых результатов по модулю. |
III модуль «Веселые путешествия»:
Цель: переход к самостоятельным действиям при взаимодействии с песком.
Задачи: - формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
- развитие тонких тактильных ощущений;
- развитие умения действовать по инструкции;
- развитие пространственной ориентации;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность | Содержание |
Радужная страна | Развитие восприятия цвета; формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц; развитие тонких тактильных ощущений; |
Страна геометрических фигур | Формирование представлений о геометрических фигурах; развитие умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру; развитие тонких тактильных ощущений; |
Путешествия с клубочком | развитие пространственной ориентации; закрепление умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру; развитие тонких тактильных ощущений; |
Город для гномов | Развитие навыка выстраивать композиции на песке по образцу; закрепление умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру и располагать их в пространстве; развитие тонких тактильных ощущений; оценка планируемых результатов по модулю. |
IV модуль «Познавательные игры на песке»:
Цель: подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи:
- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности,
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире;
- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность | Содержание |
Поход в лес | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Прогулка по городу | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
На ферме | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Сказка «Репка» | Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности, усовершенствование навыков позитивной коммуникации; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Сказка «Колобок» | Формировать умение рассказывать знакомую сказку; стимулировать проявления речевой активности при решении проблем, ситуаций; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу. |
Сказка «Два жадных медвежонка» | Формировать определенную позицию по отношению к проявлению жадности; побудить детей задуматься о взаимопомощи и стимулировать желание изменить свое поведение в лучшую сторону; развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь детей, творческое воображение, эмоции и мелкую моторику. |
Итоговая образовательная деятельность «Чудесный песок» | Активизация полученных знаний и умений. |
- Планируемые результаты дополнительной образовательной программы «Чудесный песок »
Программа имеет как корекционно-развивающую направленнсть.
В результате образовательной деятельности:
- Сформирована положительная самооценка и эмоциональная устойчивость
- Улучшение координации движений
- Повышение тактильной чувствительности
- Улучшение показателей развития мелкой моторики
- Увеличение активного словаря
- Сформировано восприятие цвета, формы и пространственных отношений соответственно возрасту.
1.4.1 Планируемые результаты реализации модуля «Чувствительные ладошки»:
- Интерес к деятельности с песком
- Соблюдение правил при работе с песком
- Выполнение специальных движений в работе в песочной комнате.
1.4.2 Планируемые результаты реализации модуля «Секреты сухого и мокрого песка»:
- активность детей в процессе экспериментирования
- знание качеств сухого и мокрого песка
- улучшение показателей внимания, связанного с координацией движений.
1.4.3 Планируемые результаты реализации модуля «Веселые путешествия»:
- переход к самостоятельным действиям при взаимодействии с песком
- умение произвольно концентрироваться на заданной группе мышц
- улучшение тактильных ощущений
- ориентация в пространстве (различение ребенком правой и левой сторон «на себе», может расположить игрушки в песочнице по словесным инструкциям педагога)
- определяет цвета (желтый, красный, зеленый и синий, черный, белый), знаком с оранжевым и фиолетовым цветами
- знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
1.4.4 Планируемые результаты реализации модуля «Познавательные игры на песке»:
- навыки позитивной коммуникации;
- представлений об окружающем мире (лес, город, сельская местность);
- знание правил поведения в лесу, в городе и сельской местности, при общении с незнакомыми людьми
- дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия;
- навык самостоятельного разрешения конфликтов;
- умение детей анализировать свои поступки, поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами
- самостоятельное создание композиций на песке.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧУДЕСНЫЙ ПЕСОК"
2.1. Учебный план дополнительной образовательной программы «Чудесный песок»
Модули | Всего по модулю часов |
«Чувствительные ладошки» | 4 |
«Секреты сухого и мокрого песка» | 4 |
«Веселые путешествия» | 13 |
«Познавательные игры на песке» | 7 |
Всего за год | 28 |
2.2. Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | всего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Дополнительная образовательная программа «Чудесный песок» | Н | Н | Н | Н | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | П | П | П | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 28 |
– начало образовательной деятельности с 1 недели октября - Н – набор группы - П - праздничные дни - всего по дополнительной образовательной программе - 28 часов |
2.3. Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы «Чудесный песок» по модулям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | всего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
«Чувствительные ладошки» | Н | Н | Н | Н | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | П | П | П | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 | |||||
«Секреты сухого и мокрого песка» | Н | Н | Н | Н | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | П | П | П | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4 |
«Веселые путешествия» | Н | Н | Н | Н | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | П | П | П | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13 |
«Познавательные игры на песке» | Н | Н | Н | Н | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | П | П | П | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 7 |
I модуль «Чувствительные ладошки» Начало образовательной деятельности с 1 недели октября по 4 неделю октября - Н – набор группы - П - праздничные дни - всего по I модулю - 4 часа | II модуль «Секреты сухого и мокрого песка» Начало образовательной деятельности с 5 недели октября по 4 неделю ноября - Н – набор группы - П - праздничные дни - всего по II модулю - 4 часа | III модуль «Веселые путешествия» Начало образовательной деятельности с 5 недели ноября по 2 неделю марта - Н – набор группы - П - праздничные дни - всего по III модулю - 13 часов | IV модуль «Познавательные игры на песке» Начало образовательной деятельности с 3 недели марта по 5 неделю апреля - Н – набор группы - П - праздничные дни - всего по IV модулю - 7 часов |
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида»
________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
«Чувствительные ладошки»
(учебный модуль дополнительной образовательной программы
«Чудесный песок»)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенности работы по программе на ступени дошкольного образования.
Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. И конечно же основная деятельность ребенка это игра. Но есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Инновационность, первого модуля «Чувствительные ладошки», программы «Чудесный песок» в том, что ребенок знакомится с различными видами песка. А формирование правил игры с сыпучими материалами начинается с пищевых продуктов: манная крупа, рис, соль. Постепенно в игру включается песок разных видов: речной песок, живой песок и песок для шиншилл, а так же кинетический песок. Все это способствует развитию тонкой тактильной чувствительности. Такой «мега- тренажёр» положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. Гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формирование представлений о сенсорных эталонах. К тому же происходит гармонизация психо-эмоционального состояния. Используя же в работе разные виды песка, мы достигаем гораздо большего воспитательного и образовательного эффекта, нежели стандартные формы общения и образования.
Цель: пробуждение интереса, стимуляция внимания, знакомство со средой.
Задачи:
- пробуждение интереса к занятиям;
- обучение специальным движениям и их тренировка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- развитие речи, памяти, мышления.
Дидактические единицы
Дидактические единицы | Количество часов | Содержание |
Вводная образовательная деятельность | 1 | Знакомство с группой; снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя, знакомство со средой и правилами поведения в песочной комнате. |
«Осень в песочной комнате» | 1 | Обогащение сенсорного опыта детей, знакомство со свойствами песка, совершенствование умения и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства, развитие фантазии и образного мышления, побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания, закрепление соблюдения правил поведения в песочной комнате. |
«Волшебство линий» | 1 | Ознакомление детей с техникой рисования на песке, обучение специальным движениям и их тренировка, развитие внимания, связанного с координацией движений, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие речи, памяти, мышления. |
«Следы невиданных зверей» | 1 | Знакомство детей с техникой рисования на песке, развитие воображения, мелкой моторики пальцев, оценка планируемых результатов по модулю. |
Технологии:
- здоровьесберегающие (арттерапия, дыхательная гимнастика)
- игровые технологии ( имитационные, коррекционно-развивающие игры)
- технология индивидуализации обучения.
Режим образовательной деятельности: продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет 15 минут. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня.
Формы занятий и виды деятельности учащихся: программа включает в себя образовательную деятельность, основу которой составляют игры и игровые упражнения с песком. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Имитационные, коррекционно-развивающие игры способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний. К ведущим средствам психопрофилактики и коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния.
Структура образовательной деятельности:
- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин).
Планируемые результаты:
- Интерес к деятельности с песком
- Соблюдение правил при работе с песком
- Выполнение специальных движений в работе в песочной комнате.
Способы определения результативности реализации программы «Чувствительные ладошки»: наблюдение.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Песочная комната:
- столы;
- индивидуальные песочницы с песком по количеству участников;
- песочница с рисом;
- песочница с манной крупой;
- игрушка черепаха;
- плакаты с правилами поведения в песочной комнате;
- картон темного цвета по количеству участников;
- клестер и кисточки;
- таз с водой;
- индивидуальные салфетки;
- колючие мячики по количеству участников;
- шишки по количеству участников; - пластмассовые ложки по количеству участников; - белый картон по количеству участников;
-осенние листья; - сенсорная дорожка; - воронка по количеству участников.
- Кабинет педагога-психолога:
- сухой душ.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»
№ п/п | Образовательная деятельность | Кол-во часов |
1. | Вводная образовательная деятельность | 1 |
2. | «Осень в песочной комнате» | 1 |
3. | «Волшебство линий» | 1 |
4. | «Следы невиданных зверей» | 1 |
Итого: | 4 |
IV. СПИСОК ПЕЧАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2003г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида»
Рабочая программа
«Секреты сухого и мокрого песка»
(учебный модуль дополнительной образовательной программы
«Чудесный песок»)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенности работы по программе на ступени дошкольного образования.
Игра является ведущей деятельностью ребёнка на протяжении всего дошкольного детства ( Л.С.Выготский). Вода и песок – любимые всеми детьми объекты для игр и для исследовательской деятельности. Игры с водой и песком способствуют формированию познавательной активности, повышению жизненного тонуса, создают у детей радостное настроение, обогащают сенсорные представления детей.
Эти игры дарят раскрепощение – ребенок испытывает настоящее счастье, становится более открытым, так как не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой – ребенок всегда уверен в успехе.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- развитие тактильности и мелкой моторики;
- сравнение качеств сухого и мокрого песка;
- развитие внимания, связанного с координацией движений.
Дидактические единицы
Дидактические единицы | Количество часов | Содержание |
«Знакомьтесь песчинка» | 1 | Знакомство детей со свойствами песка. |
«Приключения Квака» | 2 | Сравнение качеств сухого и мокрого песка |
День рождения Песочной черепахи | 1 | Развитие внимания, связанного с координацией движений; оценка планируемых результатов по модулю. |
Технологии:
- здоровьесберегающие (музыкотерапия, арттерапия, релаксация, дыхательная гимнастика)
- игровые технологии (сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры)
- технология индивидуализации обучения.
Режим образовательной деятельности: продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет 15 минут.
Формы занятий и виды деятельности учащихся: программа включает в себя систему образовательной деятельности, основу которой составляют игры и игровые упражнения с песком и водой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, коррекционно-развивающие игры способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний. К ведущим средствам психопрофилактики и коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния. В качестве вспомогательных средств используются проективные рисуночные методы.
Структура образовательной деятельности:
- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин).
Планируемые результаты:
- активность детей в процессе экспериментирования
- знание качеств сухого и мокрого песка
- улучшение показателей внимания, связанного с координацией движений.
Способы определения результативности реализации программы «Секреты сухого и мокрого песка»: наблюдение.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Песочная комната:
- столы;
- индивидуальные песочницы с песком по количеству участников;
- игрушка черепаха;
- плакаты с правилами поведения в песочной комнате;
- таз с водой;
- индивидуальные салфетки;
- лейки;
- формочки, лопатки; - - - - -воронка по количеству участников.
- Кабинет педагога-психолога:
- сухой душ.
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «СЕКРЕТЫ СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»
№ п/п | Образовательная деятельность | Кол-во часов |
1. | «Знакомьтесь песчинка» | 1 |
2. | «Приключения Квака» | 2 |
3. | День рождения Песочной черепахи | 1 |
Итого | 4 |
IV. СПИСОК ПЕЧАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2003г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида»
Рабочая программа
«Веселые путешествия»
(учебный модуль дополнительной образовательной программы
«Чудесный песок»)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенности работы по программе на ступени дошкольного образования.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.
Игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Цель: переход к самостоятельным действиям при взаимодействии с песком.
Задачи:
- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;
- развитие тонких тактильных ощущений;
- развитие умения действовать по инструкции;
- развитие пространственной ориентации;
- учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Дидактические еденицы
Дидактические еденицы | Количество часов | Содержание |
Радужная страна | 4 | Развитие восприятия цвета; формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц; развитие тонких тактильных ощущений; |
Страна геометрических фигур | 4 | Формирование представлений о геометрических фигурах; развитие умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру; развитие тонких тактильных ощущений; |
Путешествия с клубочком | 3 | развитие пространственной ориентации; закрепление умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру; развитие тонких тактильных ощущений; |
Город для гномов | 2 | Развитие навыка выстраивать композиции на песке по образцу; закрепление умений сравнивать предметы по цвету форме и размеру и располагать их в пространстве; развитие тонких тактильных ощущений; оценка планируемых результатов по модулю. |
Технологии:
- здоровьесберегающие (музыкотерапия, арттерапия, релаксация, дыхательная гимнастика)
- игровые технологии (сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры)
- технология индивидуализации обучения.
Режим образовательной деятельности: продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет 15 минут.
Формы занятий и виды деятельности учащихся: программа включает в себя систему образовательной деятельности, основу которой составляют игры и игровые упражнения с песком и водой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, коррекционно-развивающие игры способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний. К ведущим средствам психопрофилактики и коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния. В качестве вспомогательных средств используются проективные рисуночные методы.
Структура образовательной деятельности:
- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин).
1.4.3 Планируемые результаты реализации модуля «Веселые путешествия»:
- переход к самостоятельным действиям при взаимодействии с песком
- умение произвольно концентрироваться на заданной группе мышц
- улучшение тактильных ощущений
- ориентация в пространстве (различение ребенком правой и левой сторон «на себе», может расположить игрушки в песочнице по словесным инструкциям педагога)
- определяет цвета (желтый, красный, зеленый и синий, черный, белый), знаком с оранжевым и фиолетовым цветами
- знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Способы определения результативности реализации программы «Веселые путешествия»: наблюдение.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Песочная комната:
- столы;
- индивидуальные песочницы с песком по количеству участников;
- игрушка черепаха;
- плакаты с правилами поведения в песочной комнате;
- картон темного цвета по количеству участников;
- клестер и кисточки;
- таз с водой;
- индивидуальные салфетки;
- лейки;
- формочки, лопатки; - набор геометрических фигур; - камешки марплз -воронка по количеству участников.
- Кабинет педагога-психолога:
- сухой душ.
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»
№ п/п | Образовательная деятельность | Кол-во часов |
1. | Радужная страна | 4 |
2. | Страна геометрических фигур | 4 |
3. | Путешествия с клубочком | 3 |
4. | Город для гномов | 2 |
Итого | 13 |
IV. СПИСОК ПЕЧАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2003г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида»
Рабочая программа
«Познавательные игры на песке»
(учебный модуль дополнительной образовательной программы
«Чудесный песок»)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особенности работы по программе на ступени дошкольного образования.
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в развитие эмоциональной сфера детей. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. . Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Игры с песком» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Цель: подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи:
- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности,
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире;
- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Дидактические еденицы
Дидактические еденицы | Количество часов | Содержание |
Поход в лес | 1 | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Прогулка по городу | 1 | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
На ферме | 1 | Усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Сказка «Репка» | 1 | Стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно- кинестетической чувствительности, усовершенствование навыков позитивной коммуникации; закрепление представлений об окружающем мире; „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке. |
Сказка «Колобок» | 1 | Формировать умение рассказывать знакомую сказку; стимулировать проявления речевой активности при решении проблем, ситуаций; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу. |
Сказка «Два жадных медвежонка» | 1 | Формировать определенную позицию по отношению к проявлению жадности; побудить детей задуматься о взаимопомощи и стимулировать желание изменить свое поведение в лучшую сторону; развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь детей, творческое воображение, эмоции и мелкую моторику. |
Итоговая образовательная деятельность «Чудесный песок» | 1 | Активизация полученных знаний и умений. |
Технологии:
- здоровьесберегающие (музыкотерапия, арттерапия, релаксация, дыхательная гимнастика)
- игровые технологии (сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры)
- технология индивидуализации обучения.
Режим образовательной деятельности: продолжительность образовательной деятельности для воспитанников 3-4 лет 15 минут.
Формы занятий и виды деятельности учащихся: программа включает в себя систему образовательной деятельности, основу которой составляют игры и игровые упражнения с песком и водой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, коррекционно-развивающие игры способствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний. К ведущим средствам психопрофилактики и коррекции также относятся элементы психогимнастики, направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния. В качестве вспомогательных средств используются проективные рисуночные методы.
Структура образовательной деятельности:
- мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений);
- разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга);
- основная часть (решение задач, поставленных на занятии);
- рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин).
Планируемые результаты реализации модуля «Познавательные игры на песке»:
- навыки позитивной коммуникации;
- представлений об окружающем мире (лес, город, сельская местность);
- знание правил поведения в лесу, в городе и сельской местности, при общении с незнакомыми людьми
- дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия;
- навык самостоятельного разрешения конфликтов;
- умение детей анализировать свои поступки, поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами
- самостоятельное создание композиций на песке.
Способы определения результативности реализации программы «Познавательные игры на песке»: наблюдение.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Песочная комната:
- столы;
- индивидуальные песочницы с песком по количеству участников;
- игрушка черепаха;
- плакаты с правилами поведения в песочной комнате;
- сюжетные фигурки и картинки; - таз с водой;
- индивидуальные салфетки;
- лейки;
- формочки, лопатки; - компьютер; - камешки марплз; -воронка по количеству участников.
- Кабинет педагога-психолога:
- сухой душ.
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ»
№ п/п | Образовательная деятельность | Кол-во часов |
1. | Поход в лес | 1 |
2. | Прогулка по городу | 1 |
3. | На ферме | 1 |
4. | Сказка «Репка» | |
5. | Сказка «Колобок» | 1 |
6. | Сказка «Два жадных медвежонка» | 1 |
7. | Итоговая образовательная деятельность «Чудесный песок» | 1 |
Итого | 7 |
IV. СПИСОК ПЕЧАТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2003г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
2.8 Взаимодействие с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьёй включает:
- беседы,
- открытые просмотры,
- консультативные встречи (по запросу),
- совместная образовательная деятельность,
- информационные бюллетени.
Консультации с семьями воспитанников
Тематика групповых консультаций | Открытая образовательная деятельность. | Цель |
Вводная консультация | Программа «Чудесный песок» | Ознакомления родителей с целями и задачами программы. Представление методов и техник реализации программы. |
Основы саморегуляции | Итоговая образовательная деятельность | Ознакомление родителей с результатами по выполнению программы. |
3. Методические материалы и средства обучения и воспитания.
1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников (подготовительная к школе группа). - М.: ВАКО, 2005г.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии. — М.: Речь, 2003г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Программа дополнительного образования студии Арт - рисование песком "Волшебный песок"
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к поз...
Программа дополнительного образования "Волшебный песок"
Программа дополнительного образования "Волшебный песок", сетка занятий....
ПРОГРАММА дополнительного образования « Волшебный песок»
Цель: Развитие эмоционально-личностной сферы и профилактика психологического здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами песочной терапии.Задачи программы:Формировать позитив...
«Волшебный песок» Программа дополнительного образования социально-психологической направленности для детей - инвалидов
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный песок"
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один сп...
Программа дополнительного образования "Волшебный песок" для детей дошкольного возраста
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...