Программа дополнительного образования "Волшебный песок" для детей дошкольного возраста
рабочая программа

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_volshebnyy_pesok.docx519.8 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\Владислав\Desktop\ат\программадоп обр.jpg

Содержание

1. Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

Основные направления программы

Основная идея программы

Советы по организации занятий.

Оборудование

Условия проведения занятий с песком

Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Сроки реализации программы

2. Тематическое планирование

3. Планируемые результаты

4. Приложения

Приложение №1«Ритуал вхождения в занятие»

Приложение № 2 «Ритуал выхода с занятия»

Приложение № 3 «Игры и упражнения на песке»

5. Методическая литература, на основе которой была составлена программа


1. Пояснительная записка

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К.Д. Ушинский

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

Цели и задачи программы

Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

В соответствии с этой целью формируются

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • cпособствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

Основные направления программы

Игровая деятельность

  • Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
  • Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
  • В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

  • снизить уровень нервно – психического напряжения;
  • способствовать возникновению положительных эмоций.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
  • Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
  • Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

  • Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
  • Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
  • Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
  • Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
  • Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

  • Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
  • Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
  • Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

  • развивать точность понимания речи;
  • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
  • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок;
  • используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
  • пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Советы по организации занятий.

  • Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
  • Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
  • Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
  • Периодически песочницу нужно пополнять песком.
  • Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
  • После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.

Оборудование:

#1055;есочница.

#1055;есок.

#1050;инетический песок.

#1060;игурки:

Человеческие персонажи

Сказочные герои (злые и добрые) Животные (домашние, дикие и др.)

Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

#1045;стественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.) #1041;росовый материал (трубочки, цветной картон).

#1055;ластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

#1055;ластиковые трубочки с отверстиями; #1057;овочки, грабельки, стаканчики, сито.

Условия проведения занятий с песком:

#1059; детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

#1056;ядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
  • сенсорно - моторные / обследование /;
  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
  • Пояснения, уточнения;

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

Индивидуальные игры

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму- никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас- спрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
  • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
  • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
  • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);
  • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не- произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
  • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

  • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
  • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
  • умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
  • на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение четырёх лет. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

3. Планируемые результаты

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
  • игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
  • игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях.

Тематический план работы с песком с детьми младшего дошкольного возраста.

Месяц

Неделя

Игры и упражнения

Сентябрь

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического »

3 неделя

«Копаем – насыпаем»

4 неделя

«Пересыпаем»

Октябрь

1 неделя

«Мышки в норках»

2 неделя

«Перелетные птицы»

3 неделя

«Домики для животных»

4 неделя

«Посуда. Копаем – насыпаем»

Ноябрь

1 неделя

«Цветные заборчики»

2 неделя

«Мой дом. Угадай чьи следы»

3 неделя

«Я и моя семья…»

4 неделя

«Мама милая моя»

5 неделя

«Домашние животные»

Декабрь

1 неделя

«Зимняя сказка

2 неделя

«Угощения для животных»

3 неделя

«Зимние забавы»

4 неделя

«Новогодние украшения»

Январь

3 неделя

«Секретики»

4 неделя

«Животные холодных и жарких стран»

Февраль

1 неделя

«Снег идет»

2 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

3 неделя

«Мы едем, едем, едем..»

4 неделя

«23 февраля»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

«Подарок маме»

2 неделя

«Признаки весны»

3 неделя

«Вода во круг нас. Кто живет в воде?»

4 неделя

«Приключение на морском дне»

Апрель

1 неделя

«Отпечатки наших рук- птица»

2 неделя

«Космос»

3 неделя

«Угощения друзьям»

4 неделя

«Что спряталось в песке?»

Май

1 неделя

«Народная игрушка»

2 неделя

«Праздничный салют»

3 неделя

«Цветочная поляна»

4 неделя

«Рисуем узоры»

5 неделя

«Рисуем песком»

Тематический план работы с песком с детьми средней группы.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство

со

свойствами

сухого

Сентябрь

песка и кинетического »

3 неделя

«Разные следы»

4 неделя

«Мышки в норках»

Октябрь

1 неделя

«Чего не стало?»

2 неделя

«Домишки для муравьишки»

3 неделя

«Секретики»

4 неделя

«Угадай на ощупь»

Ноябрь

1 неделя

«Жили – были…»

2 неделя

«Я, волшебник»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Море, река и их обитатели»

5 неделя

«Домашние животные»

Декабрь

1 неделя

«Лесные жители»

2 неделя

«Бабушкин дворик»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Я, волшебник»

Январь

3 неделя

«Сказочная страна»

4 неделя

«Лес и его обитатели»

Февраль

1 неделя

«Жила – была рыбка…»

2 неделя

инсценировка сказки «Колобок»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Выдуй цифры из песка»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

2 неделя

«Какой, какая, какое?»

3 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

4 неделя

«Найди клад»

1 неделя

«Математический диктант»

Апрель

2 неделя

«На поляне расцвели ..»

3 неделя

«Угадай на ощупь»

4 неделя

«Я, волшебник»

Май

1 неделя

«Нелепицы»

2 неделя

«Создай, что хочешь»

3 неделя

«Рисование песком»

4 неделя

«Найди больше»

5 неделя

«Рисуем песком»

Тематический план работы с песком для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной группы.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

1 неделя

«Знакомство со свойствами песка »

2 неделя

«Знакомство со свойствами сухого песка и кинетического »

3 неделя

«Путешествие в Волшебную страну»

4 неделя

«Что спряталось в песке?»

Октябрь

1 неделя

«Упражнения с палочками»

2 неделя

Инсценирование сказки «Теремок»

3 неделя

«Выдуй цифры из песка»

4 неделя

«Рисуем песком»

Ноябрь

1 неделя

«Отгадай загадку»

2 неделя

«Город в котором мы живем»

3 неделя

«Я пеку, пеку, пеку…»

4 неделя

«Найди клад»

5 неделя

«Домашние животные»

1 неделя

«Водный мир»

2 неделя

«Сделай цифру из песка»

Декабрь

3 неделя

«Математический диктант»

4 неделя

«В гостях на морском дне»

Январь

3 неделя

«Секретики в песке»

4 неделя

«Планета Динозавров»

Февраль

1 неделя

«Пустыня»

2 неделя

«Узнай букву и назови звук»

3 неделя

«Найди клад»

4 неделя

«Волшебные ладошки»

5 неделя

«Поварята»

Март

1 неделя

«Выложи из палочек и загадай загадку»

2 неделя

«Игра в хороших и плохих»

3 неделя

Инсценирование сказки «Зайкина избушка»

4 неделя

«Теплые лучики солнца»

Апрель

1 неделя

Путешествие в сказку «Домики для трех поросят»

2 неделя

«Бабушкин дворик»

3 неделя

«Выдуй цифры из песка»

4 неделя

«Найди клад»


4. Приложения

Приложение №1 «Ритуал Входа»

Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. Углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.

Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения: Мы ногами топ, топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп Мы чуть, чуть попрыгаем Ножками подрыгаем

Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.

В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек: И мешочек вдруг проснулся

Всем ребятам улыбнулся!!!

(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!

Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться: Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок: Здравствуй, здравствуй, наш песок!

Приложение №2 «Ритуал выхода»

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.

Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

Спасибо милый Наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!

Приложение №3 «Игры с песком»

Упражнение "Здравствуй, песочек"

Цель: снижение психоэмоциональго напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Упражнение "Секретик"

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

Упражнение "Сказочная страна"

Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения проблем

Задание: оценить собственные ощущения

Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те, которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню. Задумал волшебник превратить ее в сказочную стрразными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.

Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют, какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше

5. Методическая литература, на основе которой была составлена программа

#1041;ардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со- провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

#1043;рабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

#1043;рабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

#1053;овиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

#1057;авельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра- зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

#1047;инкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

#1041;ережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

#1050;ондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

#1042;алиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

#1048;гры с песком. // Школьный психолог №6-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...