Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный песок"
рабочая программа (старшая группа)
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_volshebnyy_pesok.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления обучающихся об окружающем мире.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность программы
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости, она направлена на всестороннее развитие личности, художественного и технического воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства, в частности, с овладением техникой «песочной анимации» и освоением современных компьютерных программ.
Педагогическая целесообразность программы
Программа позволяет:
- развивать образное и объемно-пространственное мышление, внимание, воображение, память, умение обрабатывать и применять информацию;
- развивать у детей творческий и исследовательский характер;
- развивать пространственные представления;
- познать свойства различных материалов;
- овладение разнообразными способами практических действий.
Цель программы
Развитие творческих способностей детей посредством освоения технологии песочной анимации.
Задачи программы
Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость);
Развивающие:
- обеспечить гармоничное развитие личности;
- развить творческие способности и фантазию;
- развить образное и объемно-пространственное мышление;
- развить воображение, зрительную память, творческое мышление, умение продумать итоговый результат;
- обеспечить возникновение и поддержание мотивации и интереса к познавательной деятельности;
- развить коммуникативные навыки работы в группе.
Воспитательные:
- сформировать навык последовательного ведения работы от эскиза до готового изделия;
- сформировать представление об особенностях песка;
- развить эстетический и художественный вкус;
- обеспечить создание и поддержание ситуации успеха и значимости для каждого обучающегося.
Отличительные особенности программы
Для формирования интереса детей к занятиям используются нетрадиционные изобразительные средства: песок, камушки, ракушки, массажные мячики, шишки, стеклянные шарики, светящиеся элементы.
Возраст обучающихся: 5–7 лет.
Наполняемость группы
Занятия осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Форма обучения: очная.
Объем программы: общий объем программы 34 часа. Длительность одного занятия 25 минут.
Календарный учебный график
Образовательный процесс по программе осуществляться с сентября по май в течение одного учебного года за исключением праздничных дней и каникул.
Срок реализации программы | Количество учебных недель | Режим занятий | Объем программы | Кол-во групп |
С 1 сентября по 31 мая | 34 недели | 1 раз в неделю | 34 часа | 1 минигруппа |
Предлагаемый график обучения
Обучение проводится по четвергам.
Распределение нагрузки
Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 занятие в неделю.
Формы занятий:
- Практические занятия.
- Теоретические занятия.
- Просмотр.
Формы организации деятельности: занятия в минигруппах.
Методы обучения
1. Вербальные: инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами, правилам поведения во время занятий, объяснение новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии.
2. Наглядные: демонстрация образцов выполнения задания, использование иллюстраций, презентаций, буклетов, показ образцов рисунков и приемов работы.
3. Практические: упражнение по отработке приемов работы с песком, просмотр рисунков.
4. Аналитические: опрос, оценка рисунка, самоанализ теоретической и практической деятельности.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу, должны
знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- историю появления песочной анимации, творчество мастеров, работающих в этой технике;
- краткую историю мультипликации;
- особенности создания статичной картинки в технике песочной анимации;
- основные принципы перехода динамичной картинки «перфоманс» в песочной анимации;
- создавать статичную картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе;
- создавать динамическую картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе;
- применять приемы перемещения и трансформации в песочной анимации;
- создать иллюстрацию по тексту стихотворения, сказки, рассказа.
Уметь:
- логически мыслить, анализировать и сравнивать;
- выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;
- достигают определенного уровня развития пространственного воображения, мелкой моторики рук;
- формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности;
- действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять образец,
- определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав задание;
- пользуются речью как средством общения со сверстниками, способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
- имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности;
- уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении.
Способы определения результативности
Предметная диагностика
Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.
Педагогическая диагностика
Анализ рисунков, личных бесед с обучающимся.
Для принятия положительного решения об освоении программы необходимо полное выполнение заданий; рисунки должны быть выполнены достаточно аккуратно; соблюдена последовательность ведения работы.
Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля
Текущий контроль: анализ рисунков, личных бесед с обучающимися; беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного; беседы с элементами викторины; педагогическое наблюдение. Проводится в течение всего учебного периода.
Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Аттестация по итогам освоения программы: Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание индивидуального анимационного фильма из песка.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля/ Контроль (часов) | ||
Всего часов | Теоретические занятия (часов) | Практические занятия (часов) | |||
1 | Моя малая Родина | 11ч. | 3 | 8 | Беседа, рисунки |
2 | Путешествие на крайний север | 12ч. | 5 | 7 | Беседа, рисунки |
3 | Ямал – наш общий дом | 11ч. | 4 | 7 | Беседа, рисунки |
Всего | 34ч. | 12 | 22 |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа | Учебная нагрузка (часов) |
Моя малая Родина (Великолепные линии, интересные фигуры) |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Путешествие на крайний север (Сюжетное рисование) |
| |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Ямал – наш общий дом (Опыты и эксперименты с песком) |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 |
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
1. Образцы рисунков на песке.
2. Оригиналы работ, выполненных педагогом по разным темам.
3. Библиотека учебно-методического отдела.
Материально-техническое обеспечение программы: световой стол, стулья, демонстрационный стол, демонстрационный экран, видео проектор, штатив, песок, наборы плоскостных сюжетных и предметных картинок, наборы цветного песка, картон, листы для ламинирования, набор различных предметов с различной поверхностью, демонстрационные игрушки, фигурки животных.
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. – 80 с.
- Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: Инт, 2010. – 90 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии; СПб.: «Речь», 2005.
- Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В. Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –, 2016. – 32 с.
- Никитина О.Н. Создание развивающей образовательной среды для старших дошкольников и младших школьников средствами Sand-Art терапии // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017г., Санкт- Петербург / отв. Ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2017. – С. 86 – 94
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2017. – 64 с.
- Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике "Sand-Art" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АРКТИ,2017. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...