Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный песок"
рабочая программа (старшая группа)

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления обучающихся об окружающем мире.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.

Направленность программы – художественная.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Актуальность программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости, она направлена на всестороннее развитие личности, художественного и технического воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства, в частности, с овладением техникой «песочной анимации» и освоением современных компьютерных программ.

Педагогическая целесообразность программы

Программа позволяет:

  • развивать образное и объемно-пространственное мышление, внимание, воображение, память, умение обрабатывать и применять информацию;
  • развивать у детей творческий и исследовательский характер;
  • развивать пространственные представления;
  •  познать свойства различных материалов;
  •  овладение разнообразными способами практических действий.

Цель программы

Развитие творческих способностей детей посредством освоения технологии песочной анимации.

Задачи программы

Образовательные:

  • обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
  • формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость);

Развивающие: 

  • обеспечить гармоничное развитие личности;
  • развить творческие способности и фантазию;
  • развить образное и объемно-пространственное мышление;
  • развить воображение, зрительную память, творческое мышление, умение продумать итоговый результат;
  • обеспечить возникновение и поддержание мотивации и интереса к познавательной деятельности;
  • развить коммуникативные навыки работы в группе.

Воспитательные:

  • сформировать навык последовательного ведения работы от эскиза до готового изделия;
  • сформировать представление об особенностях песка;
  • развить эстетический и художественный вкус;
  • обеспечить создание и поддержание ситуации успеха и значимости для каждого обучающегося.

Отличительные особенности программы

Для формирования интереса детей к занятиям используются нетрадиционные изобразительные средства: песок, камушки, ракушки, массажные мячики, шишки, стеклянные шарики, светящиеся элементы.

Возраст обучающихся: 5–7 лет.

Наполняемость группы 

Занятия осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Форма обучения: очная.

Объем программы: общий объем программы 34 часа. Длительность одного занятия 25 минут.

Календарный учебный график 

Образовательный процесс по программе осуществляться с сентября по май в течение одного учебного года за исключением праздничных дней и каникул.

Срок реализации программы

Количество учебных недель

Режим занятий

Объем программы

Кол-во групп  

С 1 сентября по 31 мая

34 недели

1 раз в неделю

34 часа

1 минигруппа

Предлагаемый график обучения

Обучение проводится по четвергам.

Распределение нагрузки

Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 занятие в неделю.

Формы занятий: 

  1. Практические занятия.
  2. Теоретические занятия.
  3. Просмотр.

Формы организации деятельности: занятия в минигруппах.

Методы обучения

1. Вербальные: инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами, правилам поведения во время занятий, объяснение новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии.

 2. Наглядные: демонстрация образцов выполнения задания, использование иллюстраций, презентаций, буклетов, показ образцов рисунков и приемов работы.

 3. Практические: упражнение по отработке приемов работы с песком, просмотр рисунков.

4. Аналитические: опрос, оценка рисунка, самоанализ теоретической и практической деятельности.  

Ожидаемые результаты

Обучающиеся, освоившие программу, должны

знать:

  • правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
  • историю появления песочной анимации, творчество мастеров, работающих в этой технике;
  • краткую историю мультипликации;
  • особенности создания статичной картинки в технике песочной анимации;
  • основные принципы перехода динамичной картинки «перфоманс» в песочной анимации;
  • создавать статичную картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе;
  • создавать динамическую картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе;
  • применять приемы перемещения и трансформации в песочной анимации;
  • создать иллюстрацию по тексту стихотворения, сказки, рассказа.

Уметь:

  • логически мыслить, анализировать и сравнивать;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;
  • достигают определенного уровня развития пространственного воображения, мелкой моторики рук;
  • формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности;
  • действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять образец,
  • определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав задание;
  • пользуются речью как средством общения со сверстниками, способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
  • имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности;
  • уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении.  

Способы определения результативности

Предметная диагностика 

Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного.

Педагогическая диагностика

Анализ рисунков, личных бесед с обучающимся.

Для принятия положительного решения об освоении программы необходимо полное выполнение заданий; рисунки должны быть выполнены достаточно аккуратно; соблюдена последовательность ведения работы.

Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

Текущий контроль: анализ рисунков, личных бесед с обучающимися; беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного; беседы с элементами викторины; педагогическое наблюдение. Проводится в течение всего учебного периода.

Промежуточная аттестация не предусмотрена.

Аттестация по итогам освоения программы: Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание индивидуального анимационного фильма из песка.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля/ Контроль (часов)

Всего часов

Теоретические занятия (часов)

Практические занятия (часов)

1

Моя малая Родина

11ч.

3

8

Беседа, рисунки

2

Путешествие на крайний север

12ч.

5

7

Беседа, рисунки

3

Ямал – наш общий дом

11ч.

4

7

Беседа,

рисунки

Всего 

34ч.

12

22

        2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Учебная нагрузка (часов)

Моя малая Родина (Великолепные линии, интересные фигуры)

  1. Здравствуй детский сад!

1

  1. Осень – солнечные дни!

1

  1. За грибами мы пойдем…

1

  1. Лесные жители Ямала

1

  1. Моя малая Родина

1

  1. Я живу на севере

1

  1. Мы идем в поход (Уральские горы)

1

  1. Великая река Обь

1

  1. В гости к жителям севера

1

  1. Быт народов севера

1

  1. Одежда народов севера

1

Путешествие на крайний север (Сюжетное рисование)

  1. Игры и игрушки детей народов севера

  1. Зима на севере

1

  1. Зимние забавы

1

  1. Как рисует Дед Мороз?

1

  1.  Встречаем Новый год

1

  1. Путешествие на крайний север

1

  1. Световой день на севере

1

  1. Безопасность на Ямале

1

  1. Пойдем, поедем, поскачем

1

  1. Северный характер

1

  1. Финансовый мир севера

1

  1. Кухня народов севера

1

Ямал – наш общий дом  (Опыты и эксперименты с песком)

  1. Весеннее преображение

1

  1. День оленевода

1

  1. Творчество народов севера

1

  1. «Ворнга-хатл» вороний день

1

  1. На земле и под землей

1

  1. Такой далекий космос

1

  1. Ямал – наш общий дом

1

  1. Вперед ледоход!

1

  1. Ямал в военные годы

1

  1. Лето на севере

1

  1. Итоговое занятие

1

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

1. Образцы рисунков на песке.

2. Оригиналы работ, выполненных педагогом по разным темам.

3. Библиотека учебно-методического отдела.

Материально-техническое обеспечение программы: световой стол, стулья, демонстрационный стол, демонстрационный экран, видео проектор, штатив, песок, наборы плоскостных сюжетных и предметных картинок, наборы цветного песка, картон, листы для ламинирования, набор различных предметов с различной поверхностью, демонстрационные игрушки, фигурки животных. 

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. – 80 с.
  2. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: Инт, 2010. – 90 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии; СПб.: «Речь», 2005.
  4. Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В. Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –, 2016. – 32 с.
  5. Никитина О.Н. Создание развивающей образовательной среды для старших дошкольников и младших школьников средствами Sand-Art терапии // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017г., Санкт- Петербург / отв. Ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2017. – С. 86 – 94
  6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2017. – 64 с.
  7. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике "Sand-Art" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АРКТИ,2017. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...