Взаимодействие инструктора по плаванию со специалистами ДОУ
учебно-методический материал

Колымага Елена Григорьевна

Взаимодействие инструктора по плаванию со специалистами ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная активность детей дошкольного возраста - это естественная потребность в движении. Количество движений совершаемых в течение какого-либо времени составляет объем двигательной активности. Она положительно влияет на все системы детского организма.

        Основной направляющей моей работы является повышение двигательной активности в воде при обучении плаванию в рамках физкультурно-оздоровительной работы при активном взаимодействии со специалистами.

Актуальность использования данного направления работы заключается в том, что плавание способствует:

- повышению двигательной активности детей;

- разнообразию закаливающих процедур;

- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

- снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма;

- развитию мелкой моторики рук, координации движений.

Взаимодействие между инструктором по плаванию, учителем –логопедом и музыкальным руководителем осущес осуществляется в нескольких направлениях:

1. Организация совместного планирования работы, обсуждение динамики развития детей на консультациях.

2.Внедрение и совместное проведение инструктором по плаванию и учителем – логопедом игр на коррекцию речевых нарушений,  праздников, досугов на воде.

3.Совместное проведение бинарных занятий на закрепление навыков, полученных в процессе образовательной деятельности.

4. Проектная деятельность . Плавание в ДОУ –   это не бесконтрольное купание в рамках расписания, это системный педагогический процесс, с использованием методов, приемов, технологий. Плавание – это сложно координационный навык. Обучение, которое связано со многими трудностями (гидрофобия; разница температуры воды и тела, но для детей с отсутствием жировой прослойки – «замерзанием»; строгое соблюдение правил поведения и времени посещения, правил техники безопасности; многократное повторение одних и тех же упражнений (что для многих детей может стать «нудным» процессом). Поэтому, с целью повышения мотивации к дальнейшим занятиям стараюсь не  только  разнообразить учебные занятия (смена оборудования, применение аквааэробики,  игры, развлечения), но и использовать инновационную технологию – метод проектов. (При взаимодействии специалистов более разнообразно и интересно реализовывать педагогический процесс; максимально использовать стандартное и нестандартное оборудование; увлеченность выбранной темой, подводит к сбору информации, которую можно использовать при подготовке к занятиям.)

Формированию культуры и развитию двигательных навыков у детей, во многом способствует музыка. Эффективность занятий по плаванию зависит от удачного подбора музыкальных сопровождений. Вместе с музыкальным руководителем создаю условия для повышения физической активности детей, музыкальный руководитель осуществляет помощь в проведении музыкально-спортивных праздников, организации эстафет, конкурсов, подвижных игр к праздникам; проводятся совместные интегрированные занятия.

 Музыка способствует проявлению внимания и интереса к занятию, подсказывает характер движений, способствует яркой эмоциональной насыщенности самого занятия, развитию чувства ритма, темпа, координации движений.

Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Она вызывает эмоциональный подъем у детей, оживляет занятия, делает их маленькими праздниками в жизни детей.

Правильно организованные занятия в воде для детей, имеющих речевую патологию, способны стать мощным средством комплексного решения коррекционных задач инструктора по плаванию и логопеда. Осуществление взаимосвязи в работе специалистов дошкольного учреждения позволяет инструктору по плаванию проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать нетрадиционные для занятий по плаванию оздоровительные формы и методы работы:

1. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики).

Большинство детей с ОНР имеют слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков. Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научится делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

2. Массаж биологически активных зон. Упражнения массажа проводятся в игровой форме, чаще всего в сопровождении со стихотворным текстом с использованием аудиозаписей, которые позволяют контролировать последовательность выполнения упражнений. Игровые массажи создают у ребенка положительный эмоциональный настрой, способствуют расслаблению мышц, релаксации организма. Стихотворный текст в сопровождении с музыкой развивает координацию и ритмичность выполняемых движений. Массаж проводится совместно по показу, с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей.

3. Упражнения на развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика). Тексты пальчиковой гимнастики соответствуют определённой лексической теме и в течении недели выполняются детьми со всеми специалистами на занятиях. Выполнение пальчиковой гимнастики в воде способствуют увеличению нагрузки на мышцы рук, верхнего плечевого пояса, что усиливает оздоровительный эффект от занятия.

4. Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением. Упражнения на развитие чувства ритма во время занятий в бассейне помогают решить и образовательные и оздоровительные задачи, т.к. движения в воде увеличивают мышечную нагрузку. Движения становятся более четкими, координированными, проговаривание текстов так же становится более ритмичным.

5. Упражнения, направленные на развитие силы голоса. В связи с особенностями акустики в бассейне подобные упражнения провести легче, т.к. дети могут реально услышать разницу звучания речи с различной силой, высотой, тембровой окраской и интонацией голоса.

6. Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление знаний, получаемых на занятиях учителя-логопеда. Закрепление словаря по лексической теме проводится в виде игровых упражнений, типа «Собери предметы», использования элементов соревнования «Кто быстрее».

Упражнения, где сочетаются упражнения плавания с заданиями учителя-логопеда :

- «Водолазы». Цель :учить детей погружаться в воду, находить предметы на дне бассейна. Учитель-логопед предлагает найди шайбу на дне бассейна с буквой, назвать слово на заданный звук.

Преимущественный вид движений входящий в игру: подводное плавание, ныряние, собирание предметов со дна.

Какие двигательные навыки развиваются в игре: навык задержки дыхания, навык плавания с открытыми глазами, ориентирование под водой, навык быстроты передвижения.

- «Отгадай и напиши». Цель: определить  в слове по картинке первый звук, написать соответствующую букву ( в воздухе или использовать водные краски для рисования пальчиками). Таким образом, взаимосвязь в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм логопедического воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет  совершенствовать коррекционно–образовательный процесс.

Эффективность такого взаимодействия обеспечивает: увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знания, развиваются физические качества и умственные способности детей.

Для достижения лучшего результата создана богатая база игрового материала и пособий (изображения животных, карточки – схемы), нестандартное оборудование, инвентарь. Это позволяет сделать образовательный процес интереснее, варьировать игры, придумывать новые. Подвижные игры с моментами веселой неожиданности, дают им радость, эмоциональный подъем, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, развивают двигательную активность детей и совершенствуют физические качества.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями

Одна из важнейших задач педагогов ДОУ – поиск эффективных средств оздоровления детей. В последние годы в разы увеличилось количество дошкольников с различными нарушениями в состоянии здоровья....

Доклад на тему "Взаимодействие инструктора по физкультуре со специалистами дошкольного образовательного учреждения"

Доклад  для педагогов дошкольных учреждений. Раскрывает тему о тесном контакте и взаимодействии инструктора по физкультуре с логопедом, музыкальным руководителем, психологим, воспитателями, медиц...

Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ.

Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ....

Методические рекомендации "Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей"

Представленный материал отражает современные подходы в  работе с родителями.Адресовано инструкторам по плаванию в ДОО....

Выступление на тему "Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями"

Выступление на педагогическом совете из опыта работы инструктора по плаванию....

Презентация "Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога в рамках реализации ФГОС ДО"

Интегрированный подход позволяет на занятиях успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниям...

Взаимодействие инструктора по плаванию и педагога-психолога на занятиях по обучению детей плаванию в ДОО.

Формирование системы взаимодействия педагога-психолога и инструктора по плаванию в образовательном процессе, стимулирующей физическое, познавательное и личностное развитие ребенка....