Доклад на тему "Взаимодействие инструктора по физкультуре со специалистами дошкольного образовательного учреждения"
материал по физкультуре на тему
Доклад для педагогов дошкольных учреждений. Раскрывает тему о тесном контакте и взаимодействии инструктора по физкультуре с логопедом, музыкальным руководителем, психологим, воспитателями, медицинским персоналом. ель: Воспитание физически и психически здоровых детей, готовых к поступлению в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_1.zip | 92.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Взаимодействие между инструкторами по физкультуре в условиях ДОО»
Автор: Лавренченко Юлия Александровна
Инструктор по физической культуре МБДОУ № 53 «Ивушка», г. Петропавловск-Камчатский; Домашний адрес: 683002, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 16/1, кв.13
Телефон: 8-914-620-18-65
E-mail: yuliya.lavrenchenko@mail.ru
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, формы взаимодействия, ЗОЖ, упражнения, мероприятия, планирование, индивидуальный образовательный маршрут.
Краткая аннотация: Доклад для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое взаимодействие инструктора по физкультуре с другими специалистами». Цель: Организация оздоровительной работы в дошкольном учреждении при совместной работе всего педагогического коллектива. Взаимодействие с другими образовательными учреждениями и спортивными обществами.
В словаре русского языка С. Ожегова понятие «взаимодействие»
определяется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, универсальная форма движения, развития (Большой энциклопедический словарь)
Взаимодействие как вид деятельности рассматривается в рамках
общепсихологической теории деятельности такими исследователями как А.А. Леонтьев, Л.И. Анциферова, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский.
По мнению А.А. Леонтьева, взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов
(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Как отмечает Л.И. Анциферова, взаимодействие чаще всего
проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен
знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В работах Г.М. Андреевой взаимодействие рассматривается как
организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Однако необходимо учитывать, что специфической чертой взаимодействия является обмен, который отличает его от просто действия.
При анализе взаимодействия как организации совместной деятельности имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий.
Таким образом, взаимодействие рассматривается, в основном, в контексте общения и деятельности людей, как межличностное взаимодействие.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с детьми.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.
Были определены формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Взаимодействие с медицинским персоналом
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.
Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделяем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий.
2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.
Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем медиков к проведению занятий по валеологии, консультаций для педагогов и родителей.
Взаимодействие с воспитателями
Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.
• планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию;
• планирую и организую физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
• разрабатываю и организую информационную работу с родителями.
Оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т. д.).
Исходя из условий нашего детского сада и опыта работы воспитателей, первое обучающее занятие я провожу я по подгруппам. Занятия в группах, где воспитатель – молодой специалист, проводим совместно всей группой. Второе закрепляющее занятие воспитатели проводят сами. Третье занятие на улице, тоже провожу я. Отбор программного материала осуществляю с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляю перспективное планирование.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь я так же провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях.
Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.
Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально -спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому плану.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент он помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планирует индивидуальную работу с детьми и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Участвует в организации и проведении различных праздничных мероприятий, оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Проводит консультации, семинары, анкетирования, оформляет наглядный материал. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
В начале каждого учебного года, учитель – дефектолог раздает перечень лексических тем своей возрастной группы другим специалистам. Так же в начале года он проводит обследование и выявляет уровни развития детей. Затем, в течение всего года, совместно с инструктором по физической культуре, подбирает задания по уровням развития и соответствующим лексическим темам, занимается подготовкой загадок, пословиц, поговорок, которые буду использоваться в процессе занятий – так осуществляется дифференцированный подход в обучении детей.
На групповых занятиях с инструктором по физической культуре, отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с учителем - дефектологом. Они направлены на повышение уровней развития всех детей и сопровождаются речью или пением. Это комплексы общеразвивающих упражнений, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, точечные массажи и многое другое.
На основе статистических данных дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций. Преодолеть эти трудности, помогают индивидуальные занятия.
Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед индивидуальными занятиями с детьми учитель – дефектолог и инструктор по физической культуре обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков. Они подбираются с учетом лексических тем, рекомендаций инструктора по физической культуре, особенностями развития каждого ребенка и так же носят речевой характер. Это и речевые пятиминутки, и дыхательные и пальчиковые игры, различные виды шнуровки, работа с сенсорными коробками, мозаиками, задания в условиях соревновательной деятельности, мимические упражнения и многое другое.
Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводит с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставит и автоматизирует звуки, развивает фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Помогает созданию в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.
Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т. е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны:
- тетради взаимосвязи с воспитателями для организации коррекционно-воспитательной работы.
По результатам мониторинга, который проводится в начале и в конце учебного года составлены:
- индивидуальные образовательные маршруты (для одаренных детей и детей с низким уровнем развития). Т. е.
На начало учебного года по результатам усвоения уровней программы выявляются дети, уровень развития которых отличается от нормативного уровня (имеют высокий уровень). На основании выявленных данных планируется в учебном году повысить требования освоения программы по физическому воспитанию с этими детьми.
Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Пути их достижения пронизывают всю организацию жизни детей в ДОО. Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Следует проводить игры и развлечения на воздухе, с учетом климатических и региональных условий. Также необходимо широко использовать возможности спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков, бассейнов в микрорайоне. Функционирование ДОО как «открытой системы» существенно расширяет его собственные возможности.
На современном этапе мы стараемся придерживаться Личностно-ориентированной модели общения с детьми, т.е. придерживаться принципа «Не рядом и не над, а вместе!».
Цель такого взаимодействия - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- Развитие доверия ребенка к миру
- Чувство радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности
- Развитие индивидуальности ребенка
Мы не подгоняем развитие каждого ребенка к определенным канонам, а встаем на его позицию, учитываем точку его зрения, не игнорируем его чувства и эмоции. Тактика нашего общения – сотрудничество.
Приобщая ребенка к физической культуре, создаем условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей.
Планируя взаимодействие в процессе дискуссий, ищем ответы на ряд вопросов:
- Из каких элементов будет состоять работа
- Кому лучше, целесообразнее реализовать ту или иную часть работы
- Кому лучше быть организатором той или иной части работы
- В какое время, в какой последовательности и к какому сроку должны быть сделаны те или иные части работы
Используя взаимодействие с целью развития личности ребенка, на первый план ставим такие задачи как:
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей
- формировать потребность в ЗОЖ
- Развивать умение раскрывать свои возможности как в ДОО, так и вне ДОО
- Сохранять преемственность между детским садом и начальной школой
- Развивать общение и взаимодействие между педагогами, детьми и сверстниками
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства
- Воспитывать соревновательный дух и стремление к новым рекордам
Наше сотрудничество между детскими садами в микрорайоне началось в 2011 году.
Обязательными мероприятиями стали «День Победы» и «День Космонавтики». Третьим обычно бывает мероприятие развлекательного характера «Веселые старты» или же тематические типа: «Юный пожарный», «Вместе с папой». Иногда приглашаем к сотрудничеству детский сад № 63. С прошлого года сотрудничаем со спортивным обществом «Динамо». Проводим мероприятия на базе их спортивного комплекса. Налажен тесный контакт с директором и методистом данного общества.
Начинаем работу всегда с проведения мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста и продолжаем до выпуска ребят в школу. За это время дети знакомятся друг с другом, учатся быть хозяевами и гостями, в зависимости от того, где проводится мероприятие. Они радуются победам и огорчаются поражениям. Но мы не учим их сдаваться. Развиваем дух соперничества. Это заводит ребят, вызывает интерес к совместной деятельности. Каждый ребенок стремится внести свой вклад в общее дело, для достижения совместной цели (Победы). Если в старшей группе дети огорчаются, когда занимают второе или третье место, то к моменту выпуска в школу уже принимают поражение спокойно. Ведь второе и третье место – это тоже почетно! И если на одном мероприятии кто-то проиграл, то есть шанс – победить соперников в следующий раз.
Уже к моменту поступления в школу наши воспитанники становятся друзьями, им легче адаптироваться в школе. Кроме ДОО ребята часто посещают одну и ту же секцию, что еще больше их сближает.
Результативность работы с детьми:
- улучшение эмоционального и физического здоровья;
- воспитание выносливости и силы воли;
- дети научились заниматься самостоятельно и в коллективе;
- могут самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры;
- умеют красиво и выразительно показывать и выполнять упражнения;
- проявляют эмоциональную отзывчивость
Ну, а мы как педагоги, перенимаем опыт друг у друга, стараемся проявить творчество и находить новые формы работы с детьми и их родителями, руководствуясь общими целями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...
Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения
В рамках обмена опытом предлагаю вниманию коллег лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности...
Внедрение технологий эффективной системы повышения профессиональной мотивации специалистов дошкольных образовательных учреждений
Мотив (от лат.mоvеге - приводить в движение, толкать) в словарях чаще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическ...
Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-пра...
Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...