Методические рекомендации "Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей"
статья по физкультуре
Представленный материал отражает современные подходы в работе с родителями.Адресовано инструкторам по плаванию в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка—
детский сад № 111” г. Сыктывкара
С.А.Яковлева
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей
с целью оздоровления детей через обучение плаванию
Автор - составитель С.А.Яковлева
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей с целью оздоровления детей через обучение плаванию / авт. – сост. С.А.Яковлева. – Сыктывкар: МАДОУ «ЦРР – Д/С № 111», 2010. - с 14.
Представленный материал отражает современные подходы к организации работы инструктора по плаванию с родителями.
Адресовано преподавателям и инструкторам по плаванию в дошкольных образовательных учреждениях, организаторам кружковой работы.
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей
с целью оздоровления детей через обучение плаванию
На современном этапе развития нашего общества здоровье детей – одна из важнейших проблем дошкольного воспитания, которая обусловлена поиском наиболее эффективных средств оздоровления детей. В северных регионах количество заболеваний дошкольников увеличивается в несколько раз, что нередко является причиной развития хронических заболеваний. По медицинским данным, 29% детей выпускаются в школу с различными нарушениями в состоянии здоровья. Это свидетельствует о том, что проблемы оздоровления детей на Севере были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания.
В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была одной из приоритетной. Многолетний опыт работы и анализ педагогической литературы показали, что одним из наиболее действенных методов оздоровления дошкольников является водное закаливание. В системе водных процедур особое место отводится плаванию. Благотворное влияние плавания на организм ребёнка заключается в укреплении различных функциональных систем детского организма. Плавание помогает адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное состояние детей.
Решение проблемы оздоровления детей посредством плавания возможно лишь при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, основанного на следующих принципах:
• партнерства семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и
оздоровления детей;
• единства целей и задач воспитания и оздоровления детей;
• максимального использования оздоровительного потенциала детского
организма родителями и педагогами;
• анализа процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его
промежуточных и конечных результатов.
В процессе работы мы используем новые и совершенствуем существующие формы, средства и методы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях нашего дошкольного учреждения. При определении форм взаимодействия детского сада и семьи мы руководствуемся, прежде всего, тем, что они должны способствовать оздоровлению детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию. Работу строим по трехуровневой системе «инструктор по физической культуре - родитель - дети», где все являются равноправными партнерами, но инструктор по плаванию при необходимости выступает в качестве квалифицированного консультанта, который подсказывает, обсуждает вместе с родителями возникшие трудности при обучении дошкольников плаванию, совместно намечают способы решения проблем оздоровления.
Поэтапное вовлечение родителей строится следующим образом:
Первый этап – выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления собственного ребёнка путем анкетирования. Анкетирование – одна из активных форм получения и обмена информацией. Анализ анкетирования позволяет инструктору по плаванию сделать вывод об уровне компетентности родителей по теме оздоровления детей, о представлениях родителей о плавании, учесть пожелания и ожидания от занятий плаванием.
Второй этап – планирование работы с родителями, составление перспективного плана
Третий этап – педагогическое просвещение родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, представление данных диагностики по выявлению состояния здоровья детей.
Четвертый этап – партнёрство инструктора по плаванию, педагогов и родителей в оздоровлении дошкольников посредством плавания.
Нами реализуются следующие формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями воспитанников. Традиционные формы, такие как родительские собрания, конференции, беседы, консультации, открытые занятия, праздники вошли в жизнь детского сада со времен становления дошкольного воспитания. Родительские собрания, конференции – это целесообразные и действенные формы работы с коллективом родителей, которые позволяют осуществлять организованное ознакомление с задачами и методами обучения детей плаванию, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Наиболее доступная и эффективная форма установления двусторонней связи инструктора по плаванию с семьей – беседа. Целью педагогической беседы обычно является обмен мнениями и достижение единой точки зрения по вопросам оздоровления, оказание родителям своевременной адресной помощи в вопросах обучения детей плаванию. Консультации как групповые, так и индивидуальные организуются с целью получения ответов на все интересующие вопросы родителей. Консультации эффективны при ознакомлении родителей с методами и приемами воспитания, оказании им помощи при решении возникающих проблем. При этом педагог выступает в качестве квалифицированного консультанта, который может дать ответы на возникающие вопросы, обсудить вместе с родителями возникшие трудности. Учитывая специфику работы специалиста, невозможность ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми, на наш взгляд, являются наглядно – информационные формы работы, которые, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей в процессе обучения плаванию. Они способствуют преодолению у родителей поверхностного, часто субъективного мнения о роли плавания в жизни ребёнка.
Родители должны иметь представление о том, что работа с детьми основывается на научных исследованиях в этой области, носит планомерный и систематический характер. Разработанная рабочая учебная программа определяет цели, задачи; учебно-тематический план регламентирует содержание занятий и их последовательность; плавательные движения и игровые упражнения, используемые на занятиях, соответствуют возрастным возможностям детей. Постепенное введение более сложных элементов планируется в зависимости от уровня развития детей и степени освоения ими программных задач, определены требования к уровню плавательной подготовленности в каждой возрастной группе.
Наглядно - информационные формы взаимодействия, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях обучения детей плаванию на определённом возрастном этапе, его значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:
• информационные стенды, где представлены расписание занятий, информация о программах по плаванию, используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы, а также игры и подводящие упражнения, которые можно делать в домашних условиях и многое другое;
• папки – передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения плаванию, дают информацию о том, чему может научиться ребёнок в определённом возрасте при систематическом посещении занятий плаванием и т.д.;
• результаты контрольных срезов об изменениях в состоянии здоровья детей на всех этапах работы.
• рекомендации, практические советы, которые позволяют накапливать опыт формирования навыка обучения плаванию
• выставки детских работ «Я умею плавать», «У нас в бассейне здорово»,
это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками
и рассказами о плавании;
• фоторепортажи «Хороши пловцы малыши», которые сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей и организуются педагогами групп совместно с инструктором по плаванию;
• фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные плавательные упражнения.
Использование инструктором по плаванию данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к обучению плаванию детей в дошкольном учреждении. Разработанная и реализуемая система взаимодействия инструктора по плаванию с семьей эффективна в оздоровлении дошкольников посредством плавания. Она позволяет создать общий эмоционально – положительный настрой родителей на оздоровление детей,
сформировать интерес дошкольников к занятиям в бассейне.
Необходимым условием успешного обучения плаванию детей является положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи детского сада и семьи можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей в процессе обучения плаванию.
Приложение №1
Анкета
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетирование позволит нам эффективно проводить работу по оздоровлению и обучению плаванию Вашего ребенка.
1.Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
2. Ваша оценка состояния здоровья ребенка:
- хорошее
- удовлетворительное
- плохое (указать причину)________________________________________
3.Делает ли ребенок дома утреннюю зарядку?
- нет
- иногда
- только в выходные дни
- да, всегда
4.Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
- да (то какую)_____________________________________________
- нет
5.Проводите ли Вы закаливающие процедуры в домашних условиях:
- нет
- да, регулярно (указать какие)_________________________________________
- да, иногда (указать какие)____________________________________________
6. Каково ваше отношение к обучению детей плаванию в детском саду:
- положительное (указать почему)______________________________________
- отрицательное (указать почему)_______________________________________
7. Посещаете ли Вы бассейн?
- нет
- иногда
- да, часто
- с детьми
8. Какие, на ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду (перечислить)_______________________________________________________________________
9. Консультации по какому вопросу оздоровления и обучения детей плаванию Вы бы хотели получить?
_________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Модель системы работы с семьей инструктора по плаванию
Анкетирование
Цель: выявление отношения родителей к процессу обучения детей плаванию в детском саду
Приложение №3
Перспективный план работы инструктора по плаванию
с родителями на учебный год
№ | Работа с родителями | Группы | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей | подготови-тельные | сентябрь | инструктор по плаванию |
2 | День открытых дверей (показ занятий, консультации, экскурсия в бассейн) | группы по расписанию | ноябрь | инструктор по плаванию |
3 | Выступление на родительских собраниях | по приглашению | в течение года | инструктор по плаванию |
4 | Оформление наглядного материала в родительских уголках «Задачи обучения плаванию в каждой возрастной группе» | все группы | сентябрь октябрь | инструктор по плаванию |
5 | Оформление папки-передвижки «Хорошая осанка- это красиво и полезно» | старшие, подготови-тельные | декабрь | инструктор по плаванию |
6 | Оформление наглядного материала «Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей» | подготови-тельные | январь | инструктор по плаванию |
7 | Письменная информация в родительский уголок «Когда лучше начинать учить детей плавать» | вторые младшие | февраль | инструктор по плаванию |
8 | Статья в родительский уголок «Как подготовиться к занятиям в бассейне дома» | средние | ноябрь | инструктор по плаванию |
9 | Оформление наглядного материала «Плавайте на здоровье» | подготови-тельные | апрель | инструктор по плаванию |
10 | Выступление на родительском собрании «Готовимся к занятиям в бассейне» | первые младшие | май | инструктор по плаванию |
11 | Индивидуальные консультации (во время консультативных часов) | все группы | в течение года | инструктор по плаванию |
12 | Подбор материала для газеты «Растишка» | все группы | вторая половина года | инструктор по плаванию |
13 | Страничка в родительский уголок «Да здравствует вода! Да здравствует купание» | старшие | март | инструктор по плаванию |
14 | Оформление практических советов «Мамы и папы! Учите ребенка плавать» | вторые младшие | в течение года | инструктор по плаванию |
15 | Оформление рекомендаций по организации летнего отдыха «Ах, это море, эти пляжи!» | средние старшие | май | инструктор по плаванию медсестра |
Приложение № 4
Формы работы с родителями инструктора по плаванию
Приложение №5
Перечень тем для информационного просвещения родителей
по вопросу оздоровления и обучения детей плаванию.
- «Обучение детей плаванию в детском саду»
- «От всех болезней нам полезней…»(как влияют систематические занятия плаванием на детский организм)
- «Да здравствует вода, да здравствует купание»
- «Когда лучше начинать учить детей плавать»
- «Задачи обучения плаванию в разных возрастных группах»
- «Плавание – здоровье малышей»
- «Хорошая осанка – это красиво и полезно»
- «Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей»
- «Плавайте на здоровье!»
- «Вода дарит здоровье»
- «Мамы папы учите детей плавать»
- «Ах, это море, эти пляжи»
Приложение №6
МАМЫ И ПАПЫ! УЧИТЕ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ
(Упражнения, рекомендуемые родителям для занятий с детьми дома
при подготовке к посещению бассейна)
№ 1. Родитель набирает полную ладонь воды и умывает лицо малыша. Поливает водой ребенка, находящегося в ванне: сначала плечи, затем голову. Ребенок не должен закрывать глаза, лицо руками.
№ 2. То же но ребенок делает это сам.
№ 3. Малыш дует на воду так, чтобы были волны. Для этого он должен сделать глубокий вдох, нагнуться к воде и подуть как на горячий чай. Повторить 6-8 раз.
№ 4. Ребенок опускает лицо в таз с водой, или ванну вначале на 1 с, затем на все более продолжительное время. Он должен научиться опускать лицо в воду и задерживать дыхание под водой на 5-6 с.
№ 5. То же, но открывать под водой глаза.
№ 6. В ванне ребенок ложится грудью на воду, руки в упоре о дно, вода до подбородка. Опускать лицо в воду с задержкой дыхания на 1 с.
№ 7.Ребенок делает глубокий вдох, опускает лицо в воду и делает медленный выдох, чтобы были пузыри над водой. Повторить 2-6 раз. Руками лицо не вытирать, глаза стараться держать открытыми.
№ 8. Сидя, руки в упоре сзади на предплечья. Оттягивать носки ног и слегка поворачивать их внутрь. Приподнимать ноги и проделывать быстрые попеременные движения вверх-вниз.
Литература:
- Березина Н.О. Анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья ребенка и его образа жизни. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8. 2008. с.63
- Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания М.:Глобус. Волгоград: Панорама, 2009. 192с.
- Джемакулова Б.А.Козлова М.Н. Новые формы сотрудничества с родителями.
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6. 2007. с. 65.
- Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель № 4. 2009. с.74
- Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей М.: ТЦ Сфера. 2004. 112с.
- Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2. 2007. с.60
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный план работы инструктора по плаванию с родителями на год
Работа с родителямиГруппыСроки проведенияОтветственныйОтметка о выполнении1.2.3.4.5.Анкетирование родителей. Оформление наглядного материала в родительских уголках «Задачи обучения плаванию...
Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями
Одна из важнейших задач педагогов ДОУ – поиск эффективных средств оздоровления детей. В последние годы в разы увеличилось количество дошкольников с различными нарушениями в состоянии здоровья....
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ.
Взаимодействие инструктора по плаванию и родителей воспитанников ДОУ....
Выступление на тему "Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями"
Выступление на педагогическом совете из опыта работы инструктора по плаванию....
Методическая копилка инструктора по плаванию
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики Стрельниковой). Большинство детей с ОНР по итогам первоначальной диаг...
"Консультации инструктора по плаванию для родителей"
quot;Консультации инструктора по плаванию для родителей"...
Презентация "Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями"
Презентация "Вовлечение родителей в образовательную деятельность"Показателями эффективности вовлечения родителей в образовательную деятельность можно считать:Проявление стойкого интереса бол...