Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей 6-7 лет
картотека (подготовительная группа)
В картотеке представлены подвижные игры для детей 6-7 лет. Игры подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников данной возрастной группы, с учетом специфики условий, места проведения (зал, площадка) и времени года. Материалы картотеки основаны на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Картотека адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также родителям.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей 6-7 лет | 550.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Карочкина
Картотека
подвижных игр
в спортивном зале и на прогулке
для детей 6-7 лет
Е. А. Карочкина
Картотека подвижных игр. В спортивном зале и на прогулке. Для детей 6-7 лет, 2021. – 58 с.
В картотеке представлены подвижные игры для детей 6-7 лет. Игры подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников данной возрастной группы, с учетом специфики условий, места проведения (зал, площадка) и времени года. Материалы картотеки основаны на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Картотека адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также родителям.
3
Введение
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. В связи с этим использование подвижных игр занимает важное место в работе с детьми дошкольного возраста.
Подвижные игры - это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с обязательными для всех участников правилами.
Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.
У детей 6-7 лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника.
Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.
Основная классификация игр представляет собой деление на 2 большие группы: элементарные и сложные.
I. Элементарные
4
1. Сюжетные подвижные игры - имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.). Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой).
2. Бессюжетные подвижные игры (ловишки, перебежки, салочки) - не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
3. Игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
4. Игры-забавы, аттракционы. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют
5
двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
5. Особую группу составляют хороводные и народные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
II. Сложные - спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол и др.).
Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.
Кроме того, подвижные игры классифицируют по следующим основаниям:
1. По их двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, метанием и др.).
2. По степени подвижности: большой, средней и малой степени подвижности:
- большая подвижность - участвует вся группа и построены они в основном беге и прыжках («Ловишки», «Пятнашки»);
- средняя подвижность - активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов);
- малой подвижности - движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не
6
значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «Морская фигура», «Найди и промолчи»).
3. По количеству играющих:
- Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются самими детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
- Коллективные подвижные игры - одновременно участвует определенное количество играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.
4. По наличию или отсутствию водящего.
Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.
5. Музыкальные подвижные игры.
В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например, жанра сказки. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности.
6. По месту проведения (двор, комната, водоем) и т. п.
7
Одни и те же игры в зависимости от места проведения могут приобретать определенную специфику и варьироваться по степени подвижности.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада.
Во время подвижной игровой деятельности дети объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, они включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.
8
I. СЮЖЕТНЫЕ И БЕССЮЖЕТНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДВИЖЕНИЙ.
1. Игры с бегом
«Ловишки»
Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
«Ловишка, бери ленту»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры: Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
Варианты: Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.
«Быстро возьми, быстро положи»
9
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется
Варианты: Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.
«Перемени предмет»
Цель: развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость; воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.
Ход игры: на одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот, кто сделал это первым считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.
10
Варианты: бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.
«День и ночь»
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту.
Ход: Играющие распределяются на две команды – «День» и «Ночь». Посередине зала (площадки) проводится черта (или кладется шнур). На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной из команд сигнал к бегу, например, произносит: «День». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.
«Чье звено скорее соберется?»
Задачи: Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Ход игры: дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например, шишку или камешек и т.д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.
Ход: воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время
11
меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.
«Кто скорее докатит обруч до флажка»
Цель: Развивать быстроту реакции, точность, умение передавать эстафету.
Ход игры: играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за чертой. У первых в колоннах в руках обручи воспитатель даёт команду - «Кати!» первые в колоннах катят обручи по направлению к флажкам, подталкивая их руками палкой, обегают с обручем флажок, возвращаются в свои колонны и передают обручи следующему, хлопнув по плечу. Игра заканчивается, когда стоявший в колонне последними выполняют задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.
Варианты: подталкивать обруч палочкой. Как только игрок получает палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой обруч и т.д.
«Два Мороза»
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящие – Мороз- красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
12
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
Варианты: игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые, Два мороза удалые,
Я Мороз - Синий нос. Я Мороз-Красный нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
«Догони свою пару»
Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.
Ход игры: дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
Варианты: запятнать свою пару мячом.
«Краски»
Цель: Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
13
Ход игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
- За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например, скачи на одной ножке по красной дорожке.
Варианты: разговор повторяется, если покупатель угадал краску, продавец говорит, сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок, изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.
«Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
14
Ход игры: дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.
Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
«Коршун и наседка»
Цель: учить двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры: в игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить
15
цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
Варианты: если детей много можно играть двумя группами.
«Гуси — лебеди»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.
Ход игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
Пастух: гуси, гуси!
Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-га.
Пастух: есть хотите!
Гуси: да, да, да!
Пастух: так летите же домой.
Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.
Пастух: так летите, как хотите только крылья берегите! Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.
«Хитрая лиса»
Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.
16
Ход игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в третий раз хором спросят, и лиса скажет: «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: выбираются 2 лисы.
«Ключи»
Цель: Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
Ход: Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке (или выложенные из коротких шнуров) на расстоянии 2м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к…(называет одного из детей), постучи!» В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок
17
во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок, он кричит: «Нашел ключи!» Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
2. Игры с прыжками
«Лягушка и цапля»
Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку, расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры: в середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» - она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.
Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.
Варианты: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20см.
«Не попадись»
Цель: учить детей перепрыгивать шнур. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.
18
Ход игры: Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.
Варианты: дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.
«Волк во рву»
Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры: на середине площадки проводится две линии на расстоянии 70-100см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу – «козы домрой», перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя из рва ловит коз касаясь их рукой. Пойманные игроки отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк назначается другой.
Варианты: ввести второго волка; сделать 2 рва в каждом по волку; увеличить ширину рва – 90-120см.
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек
19
с песком. Воспитатель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга, делается пауза, и подсчитываются пойманные. Варианты: те дети, которых поймали, выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые ловкие.
«Классы»
Цель: развивать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться на ограниченной площадке. Развивать глазомер, меткость.
Ход игры: На земле чертят обычные «классы» из 6—8 клеток (в 2 ряда по 3—4 клетки), у последней клетки рисуется полукруг — «огонь». Ребенок бросает плоский камешек, плиточку в первую клетку, а затем прыгает в нее на одной ноге. Он должен здесь остановиться, взять камешек и продолжать прыгать до конца. Затем прыжки начинают, забрасывая камешек во вторую клетку, и т. д. Играют в классы по нескольку человек, по очереди. Если ребенку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступил на линию, то игру продолжает следующий игрок. Если же камешек упадет в «огонь» или ребенок наступит ногой на линию «огня», то он должен начать игру сначала — бросать камешек, начиная с первой клетки.
Варианты: дети не берут в руки брошенный ими камешек (или плитку), а передвигают ногой из клетки в клетку. Если ребенку не удалось передвинуть камешек через линию, то игру продолжает другой. Игра заканчивается, когда ребенок попадет камешком во все клетки удачно. Клетки-«классы» могут быть расположены и по-другому,
20
например, в чередовании по одному и по два или по кругу «улиткой». Принцип игры остается гот же.
3. Игры с метанием и ловлей
«Кого назвали тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
Ход игры: дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.
Варианты: дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.
«Стоп»
Цель: учить детей ходить по площадке, выполняя ритмичные шаги в соответствии со словами ведущего, по сигналу «Стоп» останавливаться, стоять не двигаясь. Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.
21
Ход игры: на расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия, за которой стоят дети. На другом конце площадки очерчивается круг диаметром 2-3шага – место водящего. Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! стоп!»
Во время этих слова все идут к водящему, делая шаг на каждое слово. На слово «стоп» останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел остановиться и сделал дополнительное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем вновь поворачивается спиной и повторяет слова команды. Дети продолжают движения с того места где остановились первый раз на слово стоп. Те, кого отослали на исходную линию, начинают движение оттуда. Побеждает тот, кто успел встать в круг к водящему он и становится водящим.
Варианты: первый, дошедший до водящего раньше слова стоп, дотрагивается до него, все быстро убегают, водящий старается осалить бегущих до черты.
«Кто самый меткий?»
Цель: учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё. Развивать глазомер, моторику рук.
Ход игры: дети делятся на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты проводится черта, а на расстоянии 3 метров от неё ставится 4-5 оди7наковых мишеней. Дети по одному из каждого звена выходят на линию и бросают мешочек, стараясь попасть в цель. В конце подсчитывается количество очков в каждом звене.
22
Варианты: можно увеличить расстояние 3,5м. мишень можно сделать из подвешенных обручей.
«Охотники и звери»
Цель: учить выполнять имитационные движения, изображая лесных зверей. Развивать ловкость, глазомер.
Ход игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным выходит из круга. Затем игроки ме6няются ролями.
Варианты: охотников может быть 3-4, они находятся на одной стороне площадки, на другой дом зверей – лес. По сигналу звери убегают в лес, а охотники стреляют в них с места. Или могут бежать за зверями, но не забегать в лес.
«Ловишка с мячом»
Цель: учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень. Развивать умение действовать по сигналу, воспитывать выдержку.
Ход игры: Дети стоят в кругу, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Один из детей становится в центр круга. Это – водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет или проделывает ряд движений. Дети повторяют. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!» и дети разбегаются в разные стороны. Водящий поднимает мячи и старается, не сходя с места попасть в убегающих.
23
Затем по сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги» дети снова образуют круг. Выбирается новый водящий.
Варианты
после нескольких секунд воспитатель говорит стоп! и дети должны замереть на своих местах. Водящий целится в того, кто стоит поближе и бросает мяч.
«Кого назвали, тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.
Ход игры: Дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.
Варианты: Дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.
4. Игры сползанием и лазаньем
«Перелет птиц»
24
Цель: учить детей свободно бегать по залу, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.
Описание игры: на одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» - дети бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесёт: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу (птицы продолжают свой полёт). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей.
Варианты: при приближении к снарядам – деревьям разложить препятствия дети должны их перепрыгнуть.
«Ловля обезьян»
Цель: учить лазить по гимнастической стенке удобным способом, поднимаясь и спускаясь, не пропуская реек, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, подражать действиям ловцов, координацию движений, быстроту действий, ловкость.
Ход игры: дети делятся на две группы – обезьян и ловцов обезьян. Дети – обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где есть пособия для лазания, на противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются, какие движения будут показывать и показывают их на середине площадки. Как только ловцы
25
выходят на середину площадки, обезьяны влезают на лестницу и наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают и приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «Ловцы» - обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех, которые не успели влезть на дерево и уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
Варианты: ловцы должны придумать сложные движения: шпагат, мостик, и т. д.
«Пожарные на ученье»
Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая. Развивать согласованную работу рук и ног, быстроту, ловкость.
Ход игры: Дети строятся в 3-4 колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролёте на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя – удар в бубен или слова: «Марш!», — дети, стоящие в колонне первыми, бегут к стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в её конец. Воспитатель отмечает тех, кто быстрее всех выполнит задание. Затем по сигналу бегут вторые, стоящие в колонне. Следить за тем, чтобы дети не пропускали
реек, не спрыгивали.
«Медведи и пчёлы»
Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на
26
носки, на полусогнутые ноги. Развивать ловкость, смелость, быстроту.
Ход игры: Дети делятся на две равные группы: одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне — берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья, жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаёт сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
5. Игры-забавы, аттракционы
«Жмурки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.
Ход игры: выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурок дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь, жмурка
27
передаёт свою роль пойманному. Завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.
Варианты: если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.
«Бой петухов»
Цель: развивать статическое равновесие, стоя на одной ноге.
Ход игры: Двое детей встают в очерченный круг (диаметр 1- 1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Нельзя опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг считается проигравшим.
«Бег в мешке»
Цель: развивать функцию равновесия.
Ход игры: 2-3 детей влезают в мешки. Придерживая их руками, должны пройти или пробежать от одной линии до другой (примерно 5-6 метров).
«Донеси мешочек»
Цель: развивать функцию равновесия, формировать правильную осанку.
Ход игры: 3-4 детей встают на доски или скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.
При ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины так же, не роняя.
28
«Накорми кролика»
Цель: развивать функцию равновесия, ориентировку в пространстве.
Ход игры: На фанере или на картоне рисуют большого кролика. Рот у него открыт (выпилен круг диаметром 10-20 см). Подвешивают кролика на стенку или дерево. Ребенку надевают большой бумажный колпак и дают морковку, сшитую из материи. Отводят на 4-5 шагов от кролика, предлагают покружиться 2-3 раза, после чего надо подойти и накормить кролика, попадая морковкой в рот.
«Петрушка»
Цель: развивать функцию равновесия в прыжках из глубокого приседа.
Ход игры: Из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлиться, снова присаживаясь на корточки.
«Больная птица»
Цель: развивать функцию равновесия в прыжках на одной ноге с продвижением вперед.
Ход игры: 4-5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают вперед «кто дальше».
Дети должны прыгать только на одной ноге, вторую держать рукой, не отпуская; опустившийся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры.
29
6. Эстафеты, игры с элементами соревнования
«Веселые соревнования»
Цель: учить детей выполнять задание точно, качественно. Развивать у детей координацию движений, ловкость, быстроту, умение передавать эстафету.
Ход игры: играющие становятся в 3 - 4 колонны у общей черты на расстоянии 2 - 3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м. (расстояние между линиями 20 - 25 см.). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70 - 80 см. («канавки»), и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу взрослого первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.
Варианты: можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования - какая колонна быстрее выполнит задание.
«Дорожка препятствий»
30
Цель: учить детей преодолевать полосу препятствий на скорость, выполнять задания точно, качественно. Развивать у детей координацию движений, ловкость, быстроту, умение передавать эстафету.
Ход игры: в качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например, подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по скамье (или бревну), обежать набивные мячи (4 мяча, положенных на расстоянии 1м один от другого), перепрыгнуть с места через две линии, проползти по скамье, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6-7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.
«Кто скорее докатит обруч до флажка»
Цель: учить детей выполнять задание точно, качественно. Развивать у детей быстроту, умение передавать эстафету.
Ход игры: играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за чертой. У первых в колоннах в руках обручи воспитатель даёт команду - «Кати!» первые в колоннах катят обручи по направлению к флажкам, подталкивая их руками палкой, обегают с обручем флажок, возвращаются в свои колонны и передают обручи следующему, хлопнув по плечу. Игра заканчивается, когда стоявший в колонне последними выполняют задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.
Варианты: подталкивать обруч палочкой. Как только игрок получает палочку, он сейчас же бежит к флажку, прокатывая палочкой обруч и т.д.
31
«Чья команда забросит в корзину больше мячей?»
Цель: учить детей бросать мяч в цель в горизонтальном направлении двумя руками от груди.
Ход игры: дети становятся в 2 колонны напротив баскетбольных щитов на расстоянии 1,5-2 м. (Броски мяча в корзину 2-мя руками от груди).
«Эстафета парами»
Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки, стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость. Ход игры: Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега. Варианты: дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.
7. Хороводные и народные игры.
«Гори, гори ясно!»
Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
32
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«Лапта»
Материал: для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон.
Ход игры: участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и
33
снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди, все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры:
- подавальщики не должны переступать черту города.
- Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
- Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
- Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту.
- Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал
34
- десять очков, т.е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
Вариант: переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
«Ворон»
Цель: учить двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок – ворон (он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и
оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
35
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, Позолоченная,
Труба ладная, Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры: Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, (Дети ходят по кругу)
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
(Идут в центр круга).
Побежала в баньку, (Из круга обратно).
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
36
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Колечко»
Цель: воспитывать любовь к фольклору, развивать саморегуляцию и произвольность поведения.
Ход игры: Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
«Я по горенке иду, колечко несу!
Угадайте-ка, ребята, где золото упало?».
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко, Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет, Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
8. Игры малой подвижности
«Гонка мячей по кругу».
37
Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Ход игры. Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча.
Мяч нужно передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
«Совушка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры: все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
Варианты: выбирается две совы. Принимать интересные позы.
«Летает не-летает»
Цель: развивать собранность, внимательность, умение управлять своими действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре – ведущий (воспитатель). Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают. Называя предмет, ведущий поднимает руки в стороны –
38
вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д. Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.
Вариант Игру можно проводить во время медленной ходьбы.
«Вершки и корешки»
Цель: Закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, упражнять в умении ловить мяч.
Ход игры: Взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные) или называет, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле - тянут руки вверх, если под землёй - приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Варианты. Дети стоят по кругу. В центре водящий с мячом. Он бросает мяч первому игроку и называет любой овощ. Игрок возвращает мяч ведущему и отвечает вершки это или корешки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
«Великаны и гномы»
Цель: Упражнять детей действовать по сигналу.
Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Чтобы детей запутать водящий вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» - тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент - наоборот. Или
39
произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» - поднимается на носочки.
Темп игры ускоряется, и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.
«Колобок»
Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве, при выполнении разных заданий, развивать слуховое внимание через игру.
Ход игры: Мяч для этой игры может быть любого размера. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга — водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.
Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч.
Покидать свое место игрокам нельзя. Нельзя брать мяч в руки.
«Фигуры»
Цель: Развитие внимания, ориентировки в пространстве, умение действовать по сигналу.
Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимает какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.
40
Варианты: На сигнал: «Стоп! Два!» - построить фигуру в паре. На следующий «Стоп! Три!» - в тройке и т.д. до пяти.
«Эхо»
Цель: повышать творческую активность детей, развивать собранность, внимательность, умение управлять
своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Ход игры: Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.
«Поменяйся местами»
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, «Пусть поменяются
местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
41
II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
1. Игры с элементами футбола
Цель игр: Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
«Мяч в стенку».
Играющие располагаются перед стенкой (заборчиком) на расстоянии 3 м от нее. У каждого ребенка мяч, который он в произвольном темпе отбивает о стенку попеременно правой и левой ногой.
«Ловкие ребята».
Играющие располагаются парами по всей площадке. У каждой пары один мяч. Расстояние между детьми 2 м. Задание: посылать партнеру мяч правой и левой ногой поочередно.
«Обведи точно».
По всей площадке расставлены различные предметы (кубики, набивные мячи). Ребенок обводит мяч вокруг предметов правой и левой ногой, не отпуская его далеко от себя.
«Гол в ворота».
С помощью нескольких кубиков обозначаются ворота. На исходную линию (расстояние от ворот 5 м) по очереди выходят игроки и стараются точным движением ноги (правой или левой) забить мяч в ворота.
«Сбей предмет».
42
На расстоянии 4 м от исходной черты на одной линии ставят кегли. Задание: после небольшого разбега ударом по мячу сбить предмет.
«Точный пас»
Играющие распределяются на пары. У каждой пары один мяч. Дети передвигаются с одной стороны площадки на другую, отбивая мяч друг другу правой и левой ногой попеременно.
«Быстрый пас».
Играющие становятся полукругом (небольшая группа, расстояние между игроками 2 м), перед ними водящий с мячом. Он быстрым и точным движением отбивает мяч ногой первому игроку, а тот таким же движением возвращает мяч и т.д. Затем водящий меняется местами с первым игроком команды. Упражнение повторяется с другим водящим.
«Ловко и быстро».
Играющие шеренгой ведут мяч в беге на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой так, чтобы он далеко не откатывался.
«Пас по кругу».
Играющие стоят по кругу (небольшая группа детей) и, прокатывая, отбивают мяч, посылают его друг другу несильным, но точным движением правой или левой ноги.
Вариант: Получив мяч, ребенок останавливает его и таким же движением посылает его обратно.
«Пас в тройке».
Дети становятся тройками на расстоянии 2 м друг от друга. У одного игрока мяч. Играющие передают мяч вправо по кругу одной ногой, затем влево, и так несколько раз.
43
«Попади в ворота».
Дети ведут мяч с одной стороны площадки на другую до обозначенной линии (дистанция 10 м) и, не доходя 2 м до ворот, стараются забить мяч в ворота.
2. Бадминтон
Цель игры: Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки, через сетку (правильно держа ракетку). Свободно передвигаться по площадке во время игры.
«Не урони».
Играющие становятся в круг (полукруг) или шеренгу. Ноги слегка расставлены, в руках у каждого ребенка волан. Задание: подбросить волан вверх одной рукой и поймать его в воздухе.
«Перебрось — поймай».
Подбрасывание волана одной рукой и ловля его другой, стоя на месте и в движении (на небольшое расстояние).
«Волан навстречу».
Дети стоят в двух шеренгах; расстояние между шеренгами 2 м на расстоянии вытянутых в сторону рук друг от друга. У каждого ребенка волан. По сигналу педагога каждый ребенок перебрасывает волан стоящему напротив ребенку. Главное — чтобы воланы не падали и не сталкивались при переброске.
«Забрось в кольцо».
Играющие становятся в колонну по одному (группа из 4—6 детей) перед баскетбольным кольцом (высота от пола 2 м). У каждого ребенка волан. По сигналу педагога первый в
44
колонне ребенок подходит к кольцу и бросает волан снизу-вверх правой (левой) рукой, стараясь попасть в кольцо.
«Отрази волан».
Дети встают в два полукруга на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого ребенка ракетка. Выбирается водящий; он становится перед играющими и поочередно бросает им волан, а те отбивают его. Через некоторое время выбирается другой водящий.
«Подбей волан».
Дети становятся в круг (полукруг). У каждого игрока ракетка и волан. Дети подбрасывают волан ракеткой, стараясь ударить как можно большее количество раз и не дать волану упасть на землю.
«Пройди — не урони».
Играющие становятся в шеренгу. У каждого ребенка волан и ракетка. По команде педагога дети подбрасывают волан ракеткой, передвигаясь вперед шагом. Темп произвольный.
«Волан через сетку».
На середине площадки (зала) на высоте 120 см от пола натягивается сетка (или шнур). Играют две команды по 5—6 человек. Игроки встают по обе стороны от сетки. Дети из одной команды подают волан (3—4 раза), а ребята из второй команды отбивают волан на противоположную сторону через сетку. Затем команды меняются ролями.
3. Городки.
Цель игр: Развивать память, внимание, силу, координацию, глазомер, умение создавать 4–5 фигур.
45
Ход игры:
На площадке чертятся линии, которыми обозначены два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга
Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон. Далее отступите еще несколько метров и начертите линию — кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра). (Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона).
Далее игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями. В каждой команде выбирается ведущий. Бросается жребий и
46
выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.
Все рюхи ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела и др.
Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.
Задача игроков выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если
47
выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
4. Игры с элементами баскетбола
Цель игры: Учить детей передавать мяч от груди и ловить его, передавать мяч одной рукой от плеча, развивать умение ориентироваться по площадке, развивать умения согласовывать действия с товарищем. Совершенствовать навыки ведения мяча правой и левой рукой на месте и в движении, навыки броска, привитие навыков игры в защите.
«10 передач»
Дети становятся с парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.
«Мяч водящему»
Дети делятся на команды, образуя круги. В центре круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, старясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, быстрее и меньшее количество раз уронившая мяч.
Передавать мяч можно любым заранее установленным способом. Мяч необходимо перебрасывать всем игрокам в строгой последовательности.
«Гонка мячей по кругу»
48
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу, старясь, чтоб один мяч догнал другой.
«Поймай мяч»
Дети делятся по трое. Двое друг против друга перебрасывают мяч. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.
«У кого меньше мячей»
Дети делятся на две равные команды. Площадка разделена сеткой. У каждого игрока мяч, по сигналу дети перебрасывают мячи на сторону противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.
«Мотоциклисты»
На площадке размечается дорога шириной 2-3 м. Все дети – мотоциклисты, они свободно ведут мяч. Педагог – регулировщик, с красным и зеленым флажком. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Когда зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки – провести мяч в движении. (Движение по улице проходит в одном направлении).
«Скажи, какой цвет»
Все дети свободно ведут мяч по площадке. У педагога флажки разных цветов. Ребенок, около которого останавливается педагог и показывает флажок какого-либо цвета, должен ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает
49
педагог. (педагог может показать палочки, а игрок должен сказать, сколько их).
«Перехватчики»
Игроки делятся на две команды и располагаются с мячами на лицевых линиях. Два игрока (перехватчики без мяча) располагаются в центре площадки на уровне центральной линии. Задача занимающихся преодолеть площадку с ведением мяча и атаковать кольцо, не дав себя «осалить» перехватчиками при пересечении центральной линии. Перехватчики имеют право перемещаться вдоль центральной линии и «салить» перебегающих игроков на расстоянии двух метров в обе стороны от центральной линии. «Осалив» кого-либо с мячом, они меняются местами. Игру можно проводить на время, занимающиеся считают количество пересечений центра площадки и попаданий в корзину (на каждое кольцо один бросок).
5. Игры с элементами хоккея
(без коньков — на снегу, на траве).
Цель игры: развивать скорость, силовые качества, глазомер, координацию движений, умение маневрировать. Формировать навыки взаимодействия при игре в команде.
«Передай шайбу друг другу»
Детей расставляют по площадке на расстоянии 3 м друг от друга. Стоя на месте дети выполняют точную передачу шайбы друг другу.
«Попади в предмет»
50
Дети стоят в шеренгах напротив друг друга. Передавая шайбу клюшкой друг другу, стоящие напротив дети должны сбить кеглю или любой другой предмет.
«Не пропусти шайбу»
Выбираются защитники и нападающие. Задача нападающих - провести шайбу с передачей мимо защитников и попасть в ворота. Задача защитников - перехватить шайбу, помешать нападающим.
«Поспеши, не сбей»
Дети делятся на две команды. У каждого в руках клюшка и шайба. Их задача, двигаясь цепочкой друг за другом обводить шайбой предметы, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга (три предмета), не отрывая от нее клюшки.
«Сбей кеглю»
Дети бросают шайбы с расстояния 2-3 м слева и справа, стараясь попасть в цель.
«Загони в ворота»
Дети ведут шайбы толчком справа и слева и забрасывают их в ворота после ведения (расстояние - 10 м). Следующий игрок начинает движение с клюшкой сразу же после того, как предыдущий забросит шайбу в ворота
6. Игры с элементами настольного тенниса
51
«Не дай мячу скатиться»
Цель игры: Учить ровно держать ракетку с мячом, отбивать мяч ракеткой в разных направлениях, удерживать мяч в указанной зоне теннисного стола. Упражнять выполнять правильный удар ракеткой. Познакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.
У каждого ребенка ракетка с мячом. По сигналу воспитателя «Начали!» каждому игроку следует положить мяч на середину ракетки, держать ее горизонтально полу так, чтобы мяч как можно дольше продержался на ракетке.
«Защити корзину от мячей»
дети образуют 4 круга. В центре круга ставится корзина, рядом с корзиной – водящий, у него ракетка. У каждого играющего в руках по мячу. По сигналу воспитателя дети поочередно бросают мяч в корзину, стараясь попасть в нее. Водящий защищает корзину, отражая мячи ракеткой, отбивая их в любую сторону. Если в течение 2 минут водящий сумел защитить корзину от мячей, то он справился со своей ролью.
«Фонтанчик»
Дети стоят вокруг теннисного стола. У каждого в руке ракетка и теннисный мяч. Каждый игрок выполняет бросок мяча об стол и после отскока отбивает снизу-вверх тыльной стороной ракетки.
«Паровозик»
На одной стороне теннисного стола располагается один игрок, а на другой команда из трех-четырех игроков. Игроки команды поочередно отбивают мяч тыльной стороной
52
ракетки и передвигаются в конец колонны, уступая площадку следующему игроку. Игра ведется 3 минуты. Победителем считается тот игрок, который к окончанию времени игры совершил меньшее количество ошибок.
«В биллиард мячом»
Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из гимнастических палок на полу выкладываются стенки биллиарда размером 2 на 1м. По углам оставляются промежутки шириной 10см – лузы. Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и любой стороны, начиная от борта, прокатывает мяч так, чтобы он попал в угол – лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.
53
Список источников литературы
1. Бондаренко Т. М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6–7 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. - 224 с.
2. Григорьев О.А. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях: учебное пособие / О.А. Григорьев, Н.А. Карлова, Ю.Г. Черных. – Воронеж: ВГПУ, 2016. – 91 с.
3. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
4. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 – 239 с.
5. Пензулаева Л. П. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 121 с.
6. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. - Мозаика-Синтез, 2019 г. – 144 с.
https://pedsovet.su/publ/66-1-0-4071
Содержание
I. СЮЖЕТНЫЕ И БЕССЮЖЕТНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДВИЖЕНИЙ……………………………………………………………………8
1. Игры с бегом………………………………………………………..……..8
«Ловишки»..…………………………………………………………..………….8
«Ловишка, бери ленту»………………………………………….…………..8
«Быстро возьми, быстро положи»………………………………….…..8
«Перемени предмет»…………………………………………………..……..9
«День и ночь»…………………………………………………………………..10
«Чье звено скорее соберется?»………………………………………….10
«Кто скорее докатит обруч до флажка»……………………..………11
«Два Мороза»………………………………………………………………….. 11
«Догони свою пару»…………………………………………………….……12
«Краски»……………………………………………………………………….….12
«Горелки»……………………………………………………………..…….......13
«Гори, гори ясно»………………………………………………………….….14
«Коршун и наседка»…………………………………………………………14
«Гуси — лебеди»……………………………………………………………….15
«Хитрая лиса»…………………………………………………………………..15
«Ключи»…………………………………………………………………………..16
2. Игры с прыжками…………………………………………………….17
«Лягушка и цапля».……………………………………………………….…17
«Не попадись»………………………………………………………………….17
«Волк во рву» …………………………………………………………………..18
«Удочка»…………………………………………….……………………………18
«Классы»…………………………………………………………………………19
3. Игры с метанием и ловлей………………….………….………20
«Кого назвали тот ловит мяч» …………………………………………20
«Стоп» ………………………………………………………………………….…20
«Кто самый меткий?» ………………………………………………………21
«Охотники и звери» …………………………………………………………22
«Ловишка с мячом».…………………………………………………………22
«Кого назвали, тот ловит мяч» ………………………………..………23
4. Игры сползанием и лазаньем………...…………………..…23
«Перелет птиц» ……………………………………………………………….23
«Ловля обезьян» ……………………………………………………………..24
«Пожарные на ученье» ……………………………………………………25
«Медведи и пчёлы» …………………………………………………………25
5. Игры-забавы, аттракционы………………………………..…26
«Жмурки» ………………………………………………….……………………26
«Бой петухов» ………………………………………………………………….27
«Бег в мешке» ………………………………………………………………….27
«Донеси мешочек» …………………………………………………………..27
«Накорми кролика» ………………………………………………………..28
«Петрушка» …………………………………………………………………….28
«Больная птица» ……………………………………………………………..28
6. Эстафеты, игры с элементами соревнования….….29
«Веселые соревнования» …………………………………………………29
«Дорожка препятствий» ………………………………………………….29
«Кто скорее докатит обруч до флажка» ……………………………30
«Чья команда забросит в корзину больше мячей?» ………….31
«Эстафета парами»…………………………………………………………..31
7. Хороводные и народные игры. ……………………….…….31
«Гори, гори ясно!» ……………………………………………………………31
«Лапта»…………………………………………………………………………...32
«Ворон» ……………………………………………….………………………… 34
«Баба - Яга» …………………………………………………………………….35
«Чурилки» ………………………………………………………………………35
«Колечко» ……………………………………………………………………….36
8. Игры малой подвижности………………………………..……36
«Гонка мячей по кругу» …………………………………………………..36
«Совушка» …………………………………………………………………….…37
«Летает – не летает» ………………………………………………………..37
«Вершки и корешки» ………………………………………………………38
«Великаны и гномы» ………………………………………………………38
«Колобок» ……………………………………………………………………….39
«Фигуры» ………………………………………………………………………..39
«Эхо» ………………………………………………………………………………40
«Поменяйся местами» …………………………………………………….40
II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ……………………………………….…….41
1. Игры с элементами футбола……………………………………41
«Мяч в стенку» …………………………………………………………………41
«Ловкие ребята» ………………………………………………………………41
«Обведи точно» ……………………………………………………………….41
«Гол в ворота»..………………………………………………………………..41
«Сбей предмет». ………………………………………………………………41
«Точный пас» ………………………………………………………………….42
«Быстрый пас».…..…………………………………………………………...42
«Ловко и быстро».……………………………………………………………42
«Пас по кругу»…………………………………….……………………………42
«Пас в тройке» ………………………………………………………………...42
«Попади в ворота» ……………………………………………………….....43
2. Бадминтон ………………………………………………………..………43
«Не урони». ……………………………………………………..………………43
«Перебрось — поймай»…………………………………………………….43
«Волан навстречу»……………………………..…………………………….43
«Забрось в кольцо»…………………………………………………………..43
«Отрази волан»…………………………………..……………………………44
«Подбей волан» ……………………………………………..……………….44
«Пройди — не урони» ……………………………….…………………….44
«Волан через сетку» ………………………………….…………………….44
3. Городки……………………………………………………………………..44
4. Игры с элементами баскетбола……………..………………47
«10 передач» ……………………………………………………………………47
«Мяч водящему» ……………………………………………..………………47
«Гонка мячей по кругу» ……………………………..……………………47
«Поймай мяч» …………………………………………………………………48
«У кого меньше мячей» ………………………………..…………………48
«Мотоциклисты» ……………………………………………….……………48
«Скажи, какой цвет» ……………………………….………………………48
«Перехватчики» ………………………………………………………………49
5. Игры с элементами хоккея (без коньков — на снегу, на траве) ………………………………..…………………………..49
«Передай шайбу друг другу» ……………………………………………49
«Попади в предмет» ………………………………………………….…… 49
«Не пропусти шайбу» ………………………………………………………50
«Поспеши, не сбей» …………………………………………………………50
«Сбей кеглю» ………………………………………………..…………………50
«Загони в ворота» ……………………………………………………………50
6. Игры с элементами настольного тенниса……………50
«Не дай мячу скатиться» …………………………………….……………51
«Защити корзину от мячей» …………………….………………………51
«Фонтанчик» ……………………………………………………………………51
«Паровозик» ……………………………………………………………………51
«В биллиард мячом» …………………………………………….…………52
Список источников литературы …………….…………………53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. ФГОС
В методическом пособии представлены подвижные игры в спортивном зале и на прогулке для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) старшей группы компенсирующей направленности с 5 до ...
Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7 лет. ФГОС
В картотеке представлены подвижные игры в физкультурном зале и на прогулке для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с 6 до 7 лет. Подбор подви...
КАРТОТЕКА Подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР (возраст с 6 до 7 лет)
Подвижные игры, как средство физического воспитания дошкольников с ТНР, обеспечивают наиболее эффективные условия разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они...
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 1 (первая неделя)
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 1 (первая неделя) 1) Подвижная игра «Идем за мишкой&ra...
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 2 (вторая неделя)
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 2(вторая неделя)1) Подвижная игра «Догоните зайку»...
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 3 (третья неделя)
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 3(третья неделя) 1) Подвижная игра «По мостику»...
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 4 (четвертая неделя)
Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 4(четвертая неделя) 1) Подвижная игра «Бегите к погрем...