ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Материал предназначен для воспитателей ДОО. Может быть использован в работе со старшими дошкольниками по разделу ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Петрова Татьяна Александровна.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара

        

        В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий.  Каждый человек в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице,  в природе,  в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети. Это обусловлено такими  особенностями дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность. Именно они  обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют их  уязвимости. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является в настоящее время актуальной педагогической задачей.  

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, научить  применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем,  находить выход из любой сложной ситуации. Для этого необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, ориентироваться в  окружающей обстановке. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Это  довольно популярная инновационная педагогическая система. Она основана на теории решения изобретательных задач, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Приемы ТРИЗ  мы  используем  в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности – чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов; для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои; в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала.  

Для более полного представления о приемах ТРИЗ  предлагаю  окунуться в данную технологию.

Игра «Хорошо – плохо» 

Цель: выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект, система или  явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Например, человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? (От него становиться тепло, можно приготовить пищу, отпугнуть животных, с помощью огня запускают ракеты и т.д.)

Огонь – это плохо. Почему? (Это опасно.  Может возникнуть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде и др.) И тут же вспомнить  правила обращения с огнем и правила поведения при пожаре.

Следующая игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Цель: Развивать умение всесторонне видеть характерные свойства предметов. Учить системному анализу в рассуждениях, поиске истины.

Правила игры: Ведущий загадывает предмет или явление. Играющие задают вопросы, на которые ведущий может один из вариантов ответов: «Да»«Нет». Можно играть командами, подгруппами. Вопросы может задавать один ребенок или вся команда поочередно. Ведущим может быть взрослый и ребенок.

Ведущий  загадывает предмет. Задача остальных играющих – догадаться, какой предмет  загадал ведущий, задавая  различные вопросы. Первый вопрос игры – о принадлежности предмета к одному из миров: это предмет рукотворного или природного мира. Далее могут быть вопросы

 о физических свойствах (цвет, форма, величина, материал и др.);

биологических свойствах (живое - неживое, есть ли у меня, дышит - не дышит, растет - не растет, птица, зверь, растение);

механических свойствах (движется - не движется, способы передвижения, звучит-не звучит);

химических свойствах (запахи, растворяется - не растворяется, съедобный – не съедобный);

функциональность (для чего нужна эта вещь, люди каких профессий ее используют);

 местонахождение вещи, предмета (в комнате, в лесу, в воде, в городе).  

Игра продолжается, пока предмет не будет отгадан. Посредством этой игры мы закрепляем знание дорожных знаков, грибов, ягод, растений, природных явлений  и др.

Игра «Волшебная дорожка», которая помогает  побуждать детей к деятельности, развивает системное мышление. Формирует умение детей избегать опасных ситуаций.

На доске рисуется «волшебная дорожка» с 3-4 ячейками на ее горизонтали. Выбирается в зависимости от цели деятельности главный герой, у которого есть проблемы связанные со здоровым образом жизни.

В процессе путешествия по дорожке он встречается с персонажами, взаимодействует с ними и решает проблемы.

Алгоритм деятельности: путешествие героя по дорожке с определенной целью,  взаимодействие с другими объектами, что случилось в результате взаимодействия, как разрешилась ситуация. В результате получается сказка или история, которую педагог записывает и читает детям.

Мозговой штурм. Перед детьми ставятся различные задачи, и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. Выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», т.к. с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации. Например, предлагаем детям ситуацию – ты потерялся в торговом центре (в лесу). Ваши действия. Выслушиваются детские варианты решения проблемы. Темы могут быть самые разные: незнакомый человек предлагает прокатиться на машине, в доме возник пожар, тебя укусила пчела и др. Обсуждаются все предложенные варианты и отбираются правильные.

Проигрываем  ситуации из сказок. Например, читаем сказку «Волк и козлята». В момент, когда волк забегает в дом, останавливаемся и спрашиваем детей «А что могут придумать козлята, чтобы спастись от волка?»  Варианты: «Можно выпрыгнуть в окно», «Или отвлечь волка» и др.

Системный оператор или волшебный экран, который состоит из 9 квадратов. Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее». В работе используем рифмовку. 

    Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект, например костер, проговаривается, что хорошего в костре и что плохого)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта, для чего применяется, как используется: приготовить пищу, обогреться, отогнать комаров и др. Вспоминаем попутно  правила поведения с огнём)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта, из каких частей состоит: дрова, бумага, огонь)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта, к чему относится: часть природного мира)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта: вспомнить, как добывали огонь в прошлом)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта: дрова сгорят, останутся угли). Таким же способом рассматривали светофор.

Таким образом, технология ТРИЗ очень эффективно помогает решать проблему закрепления правил поведения в природе, городе, при пожаре и др.

Список литературы: 

1. Зельцман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества: Методическая разработка. Изд. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.

2. Методы развития творческого мышления. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. Авт.-сост. Марфидина В.А.,Шевченко Г.И., - Норильск, 1993.

3. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений, - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

4. Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи. Пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей средних и высших педагогических заведений. Ульяновск, 1996.

5. Страунинг А.М.Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток» в двух томах. Учебно-методическое  пособие,- Обнинск: Изд. «Принтер», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Я хочу поделиться  опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Семинар – практикум для педагогов: «Использование мобильного городка для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

Доклад «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Доклад на тему: «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

Консультация на тему: «Использование технологии Лэпбук в формировании основ безопасности у младших дошкольников»

laquo;Использование технологии Лэпбук в формировании основ безопасности у младших дошкольников»В рамках внедрения ФГОС дошкольного образования  педагоги нашего дошкольного учреждения...