Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Комаровская Юлия Александровна

Дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»

Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.

Задачи: - дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.

развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровье укрепляющее поведение.

развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Ожидаемый результат: - дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.

могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств

умеют ухаживать за органами чувств

Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.

Методика проведения:

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.

Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте). Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?

Здравствуй, небесная вышина!

Здравствуй, морская глубина! Здравствуй, земная ширина!

Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.)

Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)

Стихотворение:

Глаза даны - чтоб видеть, А уши – чтобы слышать,

Язык во рту – чтоб вкус понять, А носик – запах различать.

(М. Гомболис)

Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)

Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)

Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.

Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты).

Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.

Вот мы с вами в первой лаборатории.

Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира) Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.

Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом?»

Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.

Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей,

которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.

Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)

Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения. Нужно беречь свои глаза? (да)

Зачем это делать?

В каких случаях может возникнуть повреждение глаза? Как надо беречь свои глаза?

Правила: Не держи острые предметы острием вверх. Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа. Сиди за столом правильно, проверяй себя.

Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.

Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету. Гимнастика для глаз

Солнечный мой заинька

Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку Солнечный мой заинька

Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.

На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении Вот закрыли мы глаза 

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает           Закрывают глаза ладонями.

Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха - уши) Звучат звуки природы.

Что помогает человеку слышать звуки? (уши)

Опыт № 2: «Как мы слышим».

Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая - наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения).

Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)

Проблемная ситуация: Решение логической задачи.

«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)

Что необходимо делать, чтобы не болели уши?

Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Стихотворение Эммы Мошковской:

Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

 Если мыть, то как нам быть? .

Часто мыть или по реже?

Отвечает доктор гневно:

 Еже – еже – ежедневно.

 Массаж ушей

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала     Пальцами мягко разминаем ушную раковину

 Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем        Пальцами сгибают ухо и отпускают его

По уху пальчиком ведем      Проводят указательным пальцем по краю ушной  раковины

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем.    Ладонями энергично растирают уши

Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния - нос)

Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)

Стихотворение.

«Для чего нам нужен нос?

Это ведь большой вопрос.

Чтобы нюхать все на свете

 Знают взрослые и дети».

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)

Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».

Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.

Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд. Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса - язык)

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».

Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?

Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?

Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)

Стихотворение.

Что за чудо - чудеса!

Раз-рука и два - рука

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Ребята, для чего нужны нам руки?

За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое).

Опыт № 5: «Ящик ощущений».

Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый).

Опыт № 6: «Рукам своим не верю».

Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.

Правила: держать руки в чистоте.

Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи?»

Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос- ответ».

Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза - орган зрения)

Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)

Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)

Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния)

Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)

Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами).

А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмёмся. И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе.

Здоровьесберегающая  технология на тему "Разноцветная дорога к здоровью"...

Непосредственная образовательная деятельность по " Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"

       Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.      Конспект    непосредственной образовательной деятельности  во в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в «Страну Здоровья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей подготовительной к школе группе.Цель: Расширение  и обогащение знаний  детей об особенностях организма человека, фор...

Презентация «Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»

Презентация «Организация  непосредственно образовательной деятельности  по формированию основ здорового образа жизни  в процессе взаимодействия с семьей»...

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жи...

Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей « По радуге здоровья, с друзьями мы идем». Средняя группа.

Цель: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.Задачи:1. Развить коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.2. Воспитать осознан...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...