Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.
Задачи: - дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.
- развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
- уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение.
- развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Ожидаемый результат: - дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.
- могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств
- умеют ухаживать за органами чувств
Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.
Методика проведения:
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.
Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте).
Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?
Здравствуй, небесная вышина!
Здравствуй, морская глубина!
Здравствуй, земная ширина!
Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.) Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)
Стихотворение:
Глаза даны - чтоб видеть,
А уши – чтобы слышать,
Язык во рту – чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
(М. Гомболис)
Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)
Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.
Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .
Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира)
Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.
Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом? »
Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.
Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)
Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.
Нужно беречь свои глаза? (да)
Зачем это делать?
В каких случаях может возникнуть повреждение глаза?
Как надо беречь свои глаза?
Правила: Не держи острые предметы острием вверх.
Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.
Сиди за столом правильно, проверяй себя.
Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.
Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету.
Гимнастика для глаз
Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.
На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении
Вот закрыли мы глаза
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает Закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха - уши) Звучат звуки природы.
Что помогает человеку слышать звуки? (уши)
Опыт № 2: «Как мы слышим».
Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая - наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения) .
Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)
Проблемная ситуация: Решение логической задачи.
«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)
Что необходимо делать, чтобы не болели уши?
Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Стихотворение Эммы Мошковской:
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
Еже – еже – ежедневно.
Массаж ушей
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала Пальцами мягко разминаем ушную раковину
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем Пальцами сгибают ухо и отпускают его
По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем. Ладонями энергично растирают уши
Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния - нос)
Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)
Стихотворение.
«Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете
Знают взрослые и дети».
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)
Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».
Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса - язык)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».
Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?
Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?
Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)
Стихотворение.
Что за чудо - чудеса!
Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое) .
Опыт № 5: «Ящик ощущений».
Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .
Опыт № 6: «Рукам своим не верю».
Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.
Правила: держать руки в чистоте.
Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи? »
Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».
Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза - орган зрения)
Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)
Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)
Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния).
Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)
Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами) . А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмёмся. И на прощание, Скажем всем мы до свиданья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_otkr_zanyat_opytno-eksper_deyat.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств».
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки, уверенность в себе.
Задачи: - дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования.
- развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
- уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение.
- развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.
Ожидаемый результат: - дети умеют планировать свое поведение по сохранению здоровья и предвидят его результат.
- могут объяснять, что мы можем воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств
- умеют ухаживать за органами чувств
Оборудование: Контейнеры, пластиковые стаканы, термометр, воронки, вата, лист бумаги, картон, коробка, предметы, фрукты, лимон, лук, конфета, огурец соленый, чеснок, укроп, хлеб.
Методика проведения:
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! Улыбка приносит определенную пользу здоровью человека. Она успокаивает, улучшает работу сердца.
Слово «Здоровье», на какое вежливое слово похоже? (Здравствуйте).
Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?
Здравствуй, небесная вышина!
Здравствуй, морская глубина!
Здравствуй, земная ширина!
Ребята, давайте вспомним, как мы шли сегодня в детский сад. Скажите, что вы видели по дороге? (деревья, цветы, траву, людей и т. д.) Что вы слышали? (голоса людей, птиц, звуки насекомых и т. д.) Что вы чувствовали? (тепло рук, тепло солнечных лучей и т. д.)
Стихотворение:
Глаза даны - чтоб видеть,
А уши – чтобы слышать,
Язык во рту – чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
(М. Гомболис)
Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня? (об органах чувств)
Какие органы чувств вы знаете? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
Для чего нам нужны органы чувств? Ответы детей.
Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .
Сегодня мы с вами будем учеными. Кто такие ученые? (это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты). Сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты, эксперименты. Для этого мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. За правильный ответ вы будете получать приз – витамину. Если соберёте все витамины, вас ждет сюрприз.
Вот мы с вами в первой лаборатории.
Воспитатель: Зачем человеку глаза? (чтобы видеть красоту окружающего мира)
Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека и эта способность называется зрением.
Опыт № 1: «Что я вижу одним глазом? »
Цель: помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз.
Выполнение эксперимента: Одному из детей, сидящему в центре, завязывают один глаз и просят, держа голову прямо и не поворачивая ее, назвать всех детей, которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребенка и просит назвать теперь детей, которых он видит теперь. Затем другой ребенок – завязывает другой глаз и смотрит, что видит теперь.
Вопрос воспитателя: Они видят то же самое или другое? (ответы детей)
Вывод: Двумя глазами охватывается большая плоскость наблюдения.
Нужно беречь свои глаза? (да)
Зачем это делать?
В каких случаях может возникнуть повреждение глаза?
Как надо беречь свои глаза?
Правила: Не держи острые предметы острием вверх.
Не читай и не рассматривай картинки в книге лежа.
Сиди за столом правильно, проверяй себя.
Смотри телевизор не далекого и не близкого расстояния.
Не рисуй, не рассматривай картинки в темной комнате, садись ближе к свету.
Гимнастика для глаз
Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку Дети вытягивают вперед в ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький, как крошка Ставят на ладонь указательный палец другой руки
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводят палец перед собой.
На плече давай скакать Голова все время находится в фиксированном положении
Вот закрыли мы глаза
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает Закрывают глаза ладонями.
Воспитатель: Мы узнали, что глаза наши помощники, а какие есть еще помощники? (орган слуха - уши) Звучат звуки природы.
Что помогает человеку слышать звуки? (уши)
Опыт № 2: «Как мы слышим».
Выполнение эксперимента: Берем воронку, представим, что это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая - наружный слуховой аппарат. Вода – это звук. Картон – барабанная перепонка. Льется вода на картон через воронку (дети должны слышать звук – удар воды о картон). Представим, что произошёл разрыв барабанной перепонки (делаем разрыв в картоне, при котором вода должна литься без изменения) .
Как вы думаете, уши – важный орган? (ответы)
Проблемная ситуация: Решение логической задачи.
«Однажды со мной был такой случай. Я ехала в маршрутном такси. Шофер включил очень громкую музыку. Мне стало очень страшно». Почему? (Ответы)
Что необходимо делать, чтобы не болели уши?
Правила: носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.
Стихотворение Эммы Мошковской:
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор гневно:
Еже – еже – ежедневно.
Массаж ушей
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала Пальцами мягко разминаем ушную раковину
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем Пальцами сгибают ухо и отпускают его
По уху пальчиком ведем Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем. Ладонями энергично растирают уши
Воспитатель: давайте назовем еще один орган чувств? (Орган обоняния - нос)
Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи)
Стихотворение.
«Для чего нам нужен нос?
Это ведь большой вопрос.
Чтобы нюхать все на свете
Знают взрослые и дети».
Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)
Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, утечка газа, при пожаре, подгорела еда на плите)
Опыт № 3: «Определение предметов и продуктов по запаху».
Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса - язык)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)
Опыт № 4: «Определи продукт и его вкус».
Цель: Определить на вкус, что за пищу вы пробуете?
Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?
Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)
Стихотворение.
Что за чудо - чудеса!
Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое) .
Опыт № 5: «Ящик ощущений».
Выполнение эксперимента: Дети опускают в ящик руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .
Опыт № 6: «Рукам своим не верю».
Выполнение эксперимента: Три миски с водой – холодной, горячей, комнатной температуры. Одна рука опускается в холодную воду, другая рука опускается горячую. Затем обе руки опускают в миску с водой комнатной температуры. И та рука, что находилась в холодной воде, чувствует тепло, а та рука, что находилась в горячей воде, чувствует холод.
Правила: держать руки в чистоте.
Командная игра: «Какими способами можно очистить руки от грязи? »
Вот и закончились наши исследования. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями. Кто же они наши помощники, без которых нам не обойтись? (органы чувств) Давайте в заключение поиграем в игру «Вопрос-ответ».
Какой орган определяет, что трава зеленая, а шар круглый? (глаза - орган зрения)
Какой орган узнает, что лед холодный? (кожа-орган осязания)
Какой орган определяет, что конфета была вкусная? (язык-орган вкуса)
Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос-орган обоняния).
Какой орган определяет, где звучит музыка? (ухо-орган слуха)
Мы узнали очень много интересного о них. Мы должны беречь их и ухаживать за ними. Вы справились со всеми моими заданиями, и дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает вазу с фруктами) . А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмёмся. И на прощание, Скажем всем мы до свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе.
Здоровьесберегающая технология на тему "Разноцветная дорога к здоровью"...
Непосредственная образовательная деятельность по " Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Конспект непосредственной образовательной деятельности во в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в «Страну Здоровья»
Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей подготовительной к школе группе.Цель: Расширение и обогащение знаний детей об особенностях организма человека, фор...
Презентация «Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»
Презентация «Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»...
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей « По радуге здоровья, с друзьями мы идем». Средняя группа.
Цель: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.Задачи:1. Развить коммуникативные качества, научить преодолевать барьеры в общении.2. Воспитать осознан...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств»
Дать представление о значении органов чувств жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования...