Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая математика» естественнонаучной направленности на 2022-2023учебный год для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год, 32 часа.
материал по математике (подготовительная группа)
Дополнительная программа по ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolaya_matematika_dlya_detey_6-7_let.docx | 72.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение "Детский сад "Земляничка" п.Саган-Нур»
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ "Детский сад "Земляничка"
"Земляничка" _______ О.Я.Замятина
Педсовет №1 Приказ № 23
от " 29 " августа 2022 года от " 01 " сентября 2022 г
Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлая математика» естественнонаучной направленности
на 2022-2023учебный год для детей 6-7 лет,
срок реализации 1 год, 32 часа.
.
Воспитатель первой квалификационной категории:
Мазулёва Н.А.
п.Саган-Нур, 2022г.
Пояснительная записка.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, -а тем более завтра- математика в той или иной мере нужна будет огромному количеству различных профессий, и отнюдь не только математикам. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся, аккуратность, трудолюбие и инициативность. Общительность, волевые качества и творческие способности. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.
Но результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Данная программа способствует формированию и развитию основных структур мышления дошкольников, умственному их развитию. Занятия строятся в увлекательной форме по определённой системе, используя игры и игровые ситуации. Игре в процессе занятий отводиться особая роль, т. к. с учётом возрастных особенностей дети дошкольного возраста отводят большее время игровой деятельности. Игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют особых знаний, в них моделируются логические и математические конструкции. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников освоения "Азбучных" математических истин, учат его логически мыслить, анализировать, делать простейшие математические обобщения, помогают сформировать представления и понятия о математике. Кроме этого материал программы развивает речь, обобщает словарный запас, тренирует память, закладывает основы творчества.
В содержание программы внесены материалы учебно – методических пособий " Игралочка" авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и "Раз – ступенька, два - ступенька" ,авторы: Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.
Реализация рабочей программы способствует формированию интереса к занятиям математики, способствует адаптации к школьному образованию, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного образования.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273ФЗ
-Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
-«Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
-«Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28;
-Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
-Устав ДОУ.
-Образовательная программа ДОУ
Содержание рабочей программы
Содержание разделов | Страница |
Пояснительная записка | 2 |
Целевой раздел | 3 |
Содержательный раздел | 7 |
Организационный раздел. | 9 |
Методическое обеспечение | 17 |
Литература. | 18 |
Целевой раздел.
Цель программы:
Создание эффективных условий для развития математических представлений у дошкольников подготовительной группы; а также всестороннее развитие детей 6-7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в дальнейшем, решение проблемы адаптации к школе.
Итак, выполнению этих целей способствует решение следующих
задач программы
Данная дополнительная программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Задачи:
образовательные :
- развитие и увеличение объёма познавательных процессов мышления: памяти, внимания, воображения, восприятия, творческих способностей;
- приобретение и закрепление знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития;
- формирование и закрепление навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;
- овладение математической терминологией;
- формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
развивающие:
- развитие умения выполнять содержательно – логические задания;
- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить умозаключения, доказывать свою точку зрения.
- Развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала
- Развитие правильной, точной, лаконичной математической речи
Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в сочетании
с воспитательными:
- учить детей быть организованными, самостоятельными;
- учить сосредотачиваться, внимательно слушать.
- выполнять работу качественно и в срок.
- стремиться довести работу до логического завершения
- воспитывать самостоятельность, инициативность, волевые качества, терпеливость
Принципы формирования программы «Весёлая математика»
Программа «Весёлая математика» построена на следующих принципах
1 принцип единства развивающего и воспитывающего обучения, т.е. обучение направлено не только на усвоение математических умений и навыков, но также и на формирование морально- нравственных качеств личности
2 принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых знаний и умений, т.е. программа курса представляет собой систему взаимосвязанных понятий
3 принцип наглядности-обеспечивает единство конкретного и абстрактного, способствует более полноценному усвоению материала
4принцип доступности- познавательный материал строится с учётом возрастных, психологических и физических особенностей детей, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок в процессе обучения. Соблюдается переход от лёгкого к трудному,от простого к сложному, от известного- к неизвестному.
5 принцип- игровая форма подачи материала
6 принцип- сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности, а также различных форм организации детей.
7 креативный принцип-в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Подходы к формированию программы «Весёлая математика»
1 - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, т.к. Программа способствует подготовке детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества, их социализации.
2 – формирование элементарных математических представлений, для реализации чего был отобран, адаптирован подходящий образовательный материал из работ отечественных классиков дошкольной математики (Метлина Л.С, Данилова В.В, Коротовских Е.А, Петерсон, Холина), а также математическими блоками современных программ.( «Детство», «Истоки»)
3-Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
4 – данная дополнительная программа не дублирует основную программу ДОУ по математическому развитию, а дополняет её.
Опираясь на 4 принцип построения доппрограммы- доступность усвоения образовательного материала,- учитываются
возрастные характеристики детей 6-7 лет.
Особенности развития детей последнего года обучения в ДОУ, как и в младших группах, требуют использование игровой деятельности как способа и формы подачи образовательного материала, поэтому все занятия строятся в игровой форме. Однако, учитывая требуемые цели и опираясь на поставленные задачи доппрограммы, необходимо обеспечить своевременную подготовку детей к первому году обучения в школе. Дети подготовительной группы более усидчивы, внимательны, социализированы по сравнению с ранними группами ДОУ, их когнитивные возможности и потенциал гораздо шире. Они способны к самостоятельным умозаключениям, логическим выводам, более усидчивы и терпеливы. И поэтому требования к проведению занятий корректируются, усложняются. Детям необходима поддержка их инициативы, поощрение выбора нестандартных решений, индивидуальный подход и личная консультация; ребёнок стоит перед началом образования в школе, поэтому занятия приближены к школьному варианту, увеличены требования к выполнению упражнений и задач по усвоению математических умений. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Планируемые результаты освоения Программы.
К концу учебного года предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосылок к готовности овладением учебной деятельности в школе. Ожидаемые результаты:
- Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением
- Освоение программы кружка по высокому уровню
- Желание заниматься математической деятельностью
№ | Целевые ориентиры | Планируемые результаты |
1 | У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, контролирует свои движения. | Выполняет комплекс физминуток, пальчиковых гимнастик, выполняет графические задания (штриховка, дорисовка, копировка) |
2 | Ребёнок любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями | Проявляет интерес к счёту в пределах 20,сравнивает предметы по нескольким признакам, активно придумывает и решает математические задачи, даёт полные и аргументированные ответы на вопросы |
3 | Ребёнок обладает положительной установкой к окружающему миру, людям, способен сопереживать, проявлять чувства, контролируя их. | Радуется успехам в самостоятельной и коллективной деятельности, испытывает радость от общения со взрослыми и сверстниками, помогает по просьбе и самостоятельно, включается в игровую деятельность. |
4 | Достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки навыков грамотности. | Отстаивает свою точку зрения, обсуждает ход решения задач, использует в речи математические термины. |
5 | Способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения. | Соблюдает и контролирует правила проведения игр, делает выводы и заключения в конце познавательно- исследовательской деятельности |
6 | Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности. | Решает логические задачи( анализ, синтез, классификация, сериация)на основе наглядно- образного и словесно- логического мышления, решает числовые цепочки, вставляет пропущенные числа в примерах, математических выражениях, ставит задачи и находит пути их решения. |
7 | У ребёнка сформированы универсальные предпосылки к учебной деятельности | Ребёнок осуществляет самоконтроль решения задачи, классифицирует геометрические фигуры по нескольким признакам, выделяет предметы из множеств, воспроизводит в символах количественные и качественные характеристики предметов, изменения их количества, способен абстрагироваться от несущественных признаков и выделить главное. |
8 | Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности | Может рисовать и копировать сложные узоры, орнаменты, кривые и ломаные линии Дорисовывать по клеточкам Проводит графические диктанты, придумывать их Называть плоские и объёмные фигуры Делить предметы на равные- неравные части Определять, чертить виды углов, отрезок( заданной длины), луч. Прямую и кривую линии Пользоваться измерительными приборами (линейкой) Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание в 1 и более действий. Знать и применять в решении примеров состав чисел до 10 Ориентироваться в календаре, временных понятиях, в показаниях часов Ориентироваться в пространстве Видоизменять объекты в соответствии с поставленной задачей Использовать в речи математические термины и понятия Проводить анализ полученных результатов |
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений.
Содержание образовательной программы.
1 Графические задачи. Программа предусматривает выполнение графических задач в рабочих тетрадях: дети рисуют точки, орнаменты, повторяющиеся узоры, ломаные, прямые и кривые линии. Чертят отрезки заданной длины, геометрические фигуры с данными о длине сторон, выполняют графические диктанты, копируют изображения, рисуют их по памяти, а также в зеркальном отображении. Ориентируются на листе бумаги.
2 геометрические понятия. Выделяют свойства и отличительные особенности фигур, группируют их по общим признакам, называют «лишнюю» фигуру в ряду. Усваивают понятия окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. Собирают целые фигуры из 8-12 частей. Закрепляют знания о понятиях «точка», «луч». «прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линии», отрезок», прямые, острые и тупые углы.
Знают и правильно называют геом. фигуры: шар, куб, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед.
3 количество и счёт. Знакомятся с математическими знаками +,-, =, больше-меньше, владеют способами выполнения математических действий, решают примеры и задачи до 20, читают равенства и неравенства; считают двойками до 20 и обратно, тройками до 21 и обратно, придумывают и решают задачи по картинкам, составляют число из двух меньших ( в пределах 10)
Соотносят цифру с количеством (до 20), сравнивают числа, используя понятия «больше, меньше на…»)
4 величина Сравнивают предметы по величине: длине, массе, ёмкости, площади, скорости, силе звука, используя методы наложения, приём попарного сравнения, выстраивают ряд предметов с постепенным изменением величин.
Знакомятся с частями (половина, треть, четверть), активно используют в своей речи обозначения понятий : больше, меньше, шире, уже, выше, легче и т.д.
5 Ориентировка в пространстве. Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.).
Ориентировка по плану, по словесной инструкции, определяют положение предметов в пространстве, графически изображают направление движения.
6 ориентировка во времени Оперируют понятиями «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года. Ориентируются в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.), устанавливают на макете часов заданное время, усваивают меры времени: секунда, минута, час.
7 конструирование и моделирование Собирают геометрические фигуры, орнаменты, сюжетные картинки из счётных палочек, других геометр. фигур и т.д., расчленяют модели на составные части, видоизменяют объекты в соответствии с задачей, обсуждают последовательность сборки.
8 Исследование и экспериментирование. Наблюдают за объектами и явлениями, выявляют закономерности, сравнивают группы предметов, трансформируют собранные модели по инструкции воспитателя, используют измерительные приборы при исследовании объектов.
Организация учебного процесса
Занятия проводятся в группе одного возрастного диапазона.
Время проведения занятий 30 минут 2 раза в неделю.
Дети рассаживаются несколькими вариантами (вокруг стола так, чтобы они могли видеть друг друга; по двое за парту; на коврике).
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Программа рассчитана на 64 занятия ( 2 раза в неделю, 30 минут, в вечернее время)
Средства познавательной деятельности( носители образовательной информации): учебно- методические пособия, наглядные пособия, рабочие тетради, материалы, оборудование.
Методы познавательной деятельности ( способы совместной деятельности воспитателя и детей для реализации целей и задач программы)
-словесные (рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия,)
-наглядные (демонстрация моделей временных частей суток, года, схемы сборки объекта и т.д)
-практические ( математические игры, упражнения, работа в тетрадях, постановка математических сценок и т.д.)
Формы познавательной деятельности – НОД, совместная образовательная деятельность детей и взрослых вне занятий, самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы взаимодействия с родителями.
Наглядно- информационные:
- папка – передвижка «Математика- это интересно!»
-папка – передвижка « Правое- левое. Как научить ребёнка не путать стороны»
- изготовление буклетов на тему « Скоро в школу! Что надо знать будущему ученику»
Индивидуальные
-индивидуальные беседы с родителями, консультации
Организационный раздел.
Перспективный план работы кружка
«Весёлая математика»
Октябрь
№ | Дата проведения | Содержание, тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | . «Весёлая математика»- добро пожаловать в волшебную страну!» Выявление математических представлений детей. Диагностические задания. Работа с программным материалом первого года обучения | Выявить уровень знаний и умений прямого и обратного счёта, решения примеров на + и – в пределах 5. | -цв. карандаши Карточки знаков + и - рабочие тетради | |
3,4 | «Путешествие Незнайки» Выявить умение соотносить количество предметов и цифру, знание основных геометрических фигур и их признаков.» | -выявить уровень знаний об основных геом.фигурах ( круге, квадрате, треугольнике, прямоуг. и овале) их признаках -учить находить решение проблемных задач и выполнять логические задания, -формировать навыки сотрудничества. | -Счетные палочки - рабочие тетради -наборы геометрических фигур | |
5,6 | «Число 6,7. Цифры 6,7» образование числа 6 и 7 из двух меньших чисел» | -учить составлять число 6 и 7 из двух меньших чисел | Домика картинка с 6 и 7 этажами | |
7,8 | «Идём в магазин» Составление и решение задач в одно действие. Пространственные отношения. | -упражнять в умении считать в пределах 7,составлять и решать арифметические задачи.» Закреплять представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с пом. знака + Актуализировать умение составлять целое из частей. Закреплять знания о вычитании как об уменьшении целого на одну из частей Тренировать мыслительные операции Уточнить представления о пространственных отношениях: на, под ,над, слева, справа и т. д. Учить записывать пример, читать его. | -костюм продавца -игрушечная касса -монеты разного достоинства -счетные палочки |
Ноябрь
№ | Дата проведения | Содержание, тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | Пространственные отношения. « Поможем Мише и Маше прибраться в комнате» | Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве | Картинки мебели, кухонных принадлежностей, макет комнаты - рабочие тетради -цветные карандаши | |
3,4 | Закрепление представлений о сложении и вычитании в пределах 7 на наглядной основе «Маша и Миша идут в магазин» | - закреплять понятие действия сложения вычитания - актуализировать представления о целом и его частях | -муляжи яблок и груш -Карточки- билеты с результатами сложения -Знаки - и +, =, Схема сложения - костюм продавца -игрушечная касса -монеты разного достоинства | |
5,6 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы , площади, длины « Весёлые опыты» | - учить сравнивать предметы по величине: длине, массе, площади, используя методы наложения, приём попарного сравнения, учить выстраивать ряд предметов с постепенным изменением величин. | - предметы разной массы - листы бумаги разного размера - три коробки разных размеров -палочки Кюизенера -Рабочие тетради. | |
7,8 | «Открываем календарь…» Пространственно- временные отношения. | Закреплять знания понятий «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года, умение ориентироваться в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.), | - сборные картинки времён года, их месяцев - календарь - картинки с частями суток - рабочие тетради |
Декабрь
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | Викторина « Что, где, когда?» | -обобщать знания о пространственно- временных отношениях - учить отгадывать загадки, аргументируя свой ответ | -сборные картинки времён года, их месяцев - календарь - картинки с частями суток - фланелеграф | |
3,4 | Число и цифра 8« День рождения в зимнем лесу» Сравнение предметов по признакам и свойствам. | -Познакомить детей с числом 8, графическим изображением - закреплять умение сравнивать предметы по свойствам, признакам,количеству -закреплять умение соотносить цифры с количеством | - нить и бархатная бумага -парные картинки -набор геометрических фигур | |
5,6 | КВН «Весёлый счёт» | -закреплять понятие действия сложения вычитания - актуализировать представления о целом и его частях совершенствовать навыки счёта -учить проигрывать, играть, соблюдая правила. | -карточки с примерами на + и- -шапочки с цифрами 1-8 -набор цифр, знаков | |
7,8 | Число и цифра 9 образование и состав « Украшаем ёлочку» | -Познакомить детей с числом 9 и графическим изображением - продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого -закреплять умение соотносит цифру с количеством - закрепить количественный и порядковый счет в пределах 1-9 - закреплять знания о составе чисел 2-8 | -опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - картинка ёлочки и игрушек 9 штук - рабочие тетради |
Январь
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | «Весёлая страна Числомания» Закрепление тем Сложение и вычитание. | -закрепить представления о сложении и вычитании - закреплять счетные умения -закреплять навыки количественного и порядкового счета -повторить приём -сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар | -карточки с примерами без ответов -карточки с ответами к примерам -карточки со знаками =,+.- - раб тетради -Картинки « звёздное небо» с парами звёзд -маркер | |
3,4 | «Весёлая страна Числомания»- путешествие продолжатется. Составление и решение задач. | - учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие -учить читать равенства, записывать их. | - раб.тетради - корзинка -муляжи фруктов и овощей -картинки с примерами правильные и с ошибками. | |
5,6 | Закрепление материала «Состав числа» «Маша и Миша делят подарки» | - продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого -закреплять умение соотносит цифру с количеством -закреплять умение работать с составом чисел | -опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - опорные картинки ( часть- целое) - мелкие игрушки-подарки - 2 корзины для подарков |
Февраль
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | «Путешествия Точки» Совершенствование графических навыков | -учить выполнять графический диктант - закреплять умения по ориентировке на листе бумаги - актуализировать знания о понятиях «точка», «луч», «прямая линия», «отрезок» -учить чертить отрезки заданной длины | - картинка «Весёлая Точка» - карандаш и линейка -рабочие тетради с заданиями | |
3,4 | «Путешествие Точки продолжается» | -учить чертить геометрические фигуры с данными о длине сторон, копировать изображения -учить придумывать графические диктанты
| - карандаш и линейка -рабочие тетради с заданиями - карточки с изображениями для копирования | |
5,6 | «Другие приключения Точки»
| -закреплять представления о кривых и ломаных линиях, замкнутых и незамкнутых линиях | -верёвочка- магнит -- картинка «Весёлая Точка» - рабочие тетради -линейки, карандаши -магнитная доска - картинки всех видов линий | |
7,8 | «Рад представиться- господин Циркуль» Знакомство с понятиями окружность, центр окружности, круг, центр круга, полукруг. | - познакомить с циркулем -Учить собирать целые фигуры из 8-12 частей | - картинка с окружностью, центром окружности, круг, центр круга, полукруг -макет циркуля -разрезные геометрические фигуры |
Март
Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда | |
1,2 | Число и цифра «10». образование и состав на наглядной основе. Число и цифра «0» «Математическое царство встречает гостей» | -закреплять счётные умения -упражнять в составлении и решении задач | - опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики) - рабочие тетради - 2 пирамидки из 10 составляющих - картинка цифрового ряда | |
3,4 | Знакомство с пространственными фигурами. «Волшебные превращения Кубика» | -знакомить с шаром, кубом, конусом, параллелепипедом , цилиндром, учить их распознавать. формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, конуса, цилиндра, параллелепипеда | - фигуры шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр - предметы на картинке, схожие по форме (колпак, мяч и т.д.) | |
5,6 | Обобщение материала по теме «Пространственные фигуры» « Приключения Кубика – 2» | -закреплять знания о пространственных фигурах, их названиях -совершенствовать умения сравнения фигур по признакам и характеристикам, объединять в группы, находить лишний предмет - учить проявлять инициативность- закреплять знания о системах измерения(длина, ширина, высота) | -цветные карандаши -Картинки с изображениями объёмных фигур - пространственные фигуры (изученные) -линейка | |
7,8 | «Числа и образование 11-15.Десятки и единицы» «Миша и Маша собирают маме букет» | - познакомить с цифрами и числами 11-15, их образованием и составом -закреплять умения выполнения операций над числами | -искусственные цветы -15 штук -2 вазы -набор цифр и знаков - магнитная доска - рабочие тетради |
Апрель
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | «Я хочу спросить у вас- который час?..» Знакомство с часами, циферблатом, мерами времени. | - познакомить с часами ,циферблатом, с мерами времени: час,минута,секунда. _-учить выставлять на макете заданное время | - макет часов каждому - картинки с циферблатами без стрелок - цветные карандаши | |
3,4 | «Маша и Миша идут в гости: чаепитие на именинах» Объём. Сравнение по объёму.
| - сформировать представления об объёме ( вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания - закреплять счётные умения в пределах 10, взаимосвязь целого и частей. | -стаканы разной высоты и ширины - подкрашенная вода Круги красные и синие (по 6 шт) -цифры от 1 до 10 -числовой отрезок | |
5,6 | «Магазин посуды» Измерение объёма. | -сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки | -ведро, чашка, чайник, кастрюля -посуда с водой -линейки -кубики | |
7,8 | Закрепление пройденного материала «В супермаркет за игрушками» | -упражнять в счёте до 20, в прямом и обратном счёте, в прямом счёте через 1,2,3 до 20, 21 -накапливать игровой и социальный опыт | - игрушки - макеты монет разного достоинства |
Май
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи | Предметно- пространственная среда |
1,2 | «Маша с Мишей пекут пирог и украшают его ягодами» Закрепление знаний о пространственных представлениях. | - закреплять знания о пространственных представлениях: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве (вперед -назад, вверх - вниз, направо - налево и т.д.). - уточнять знания о ягодах | -рисунок круглого пирога - картинки ягод (10 штук) для украшения | |
3,4 | Повторение и обобщение изученного материала «Царство Геометрия и его жители» | -закрепить представления о геометрических фигурах, пространственных фигурах, их признаках - упражнять в начертании геом.фигур, видов линий. | -линейки, фломастеры - рабочие тетради -наборы фигур всех видов -картинка царства «Геометрия» и плоскостных фигур – жителей с «лицами» | |
5,6 | Интегрированное занятие «Весёлая олимпиада» | -закрепить изученные понятия. совершенствовать умения счёта, определения состава чисел 2-10 - упражнять в решении задач из 1 и более действий. | -Раб тетради - цв карандаши -ноутбук с презентацией -карточки с примерами без ответов и карточки- ответы | |
7,8 | Диагностические задания по пройденному материалу. Игра «Скоро в школу! До встречи в стране Математике!»
| -выявить уровень знаний и умений по всем пунктам содержания образовательной программы - создать радостное настроение от праздника прощания с «Весёлой математикой», от ожидания нового этапа в жизни- школы. | - наклейки смайликов- оценок -сладкое печенье в форме цифр -медали «Лучшему математику» и др. - аудиозапись «Учат в школе, учат в школе» |
Методическое обеспечение:
- Игры на составление плоскостных изображений предметов
- Обучающие настольно-печатные игры по математике
- Геометрические мозаики и головоломки
- Занимательные книги по математике
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
- Простой карандаш; набор цветных карандаше
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
- Счетный материал, счетные палочки.
- Набор цифр
- Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: (« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
Материально- техническое обеспечение программы «Весёлая математика»
- Групповое помещение
- Парты, стулья
- Ковёр
- Ноутбук с проектором
- Раздаточный и демонстрационный материал к занятиям
- карандаши, ручки, тетради
- счетные палочки,
- магнитная доска, магниты- цифры и знаки
- доска, мел
- набор пластмассовых геометрических фигур "Танграмм"
- развивающая игра "Собери цифру"
- развивающая игра "Цифры в пазлах"
- цветная бумага, бархатная бумага, альбомы
- нити разной длины
- макеты часов
приборы для экспериментирования и опытов (посуда, колбы)
Мониторинг
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года)
Методы мониторинга: наблюдения за детьми в процессе НОД, самостоятельной и игровой деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Формы подведения итогов работы программы:
- КВН
- Викторины
- Интегрированные занятия
- Мини – олимпиады
Используемая литература.
При разработке программы к занятиям программы использовалось:
1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Москва, Баласс 2008
2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации.
Москва, Баласс, 2005 г.
3. Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду », 1998г.
4. А.А.Столяр «Давайте поиграем» 1991г.
5. М.А.Серебрякова, Н.А. Муратова «Математика»1996г.
6. З.А.Михайлова «Математика от трех до семи» 2001г.
7. З.А.Михайлова «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» 2002г.
8. Л. В. Фомина "Сенсорное развитие", 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Пластилиновая живопись» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.Изобразительная деятельнос...
Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный исследователь»...