Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
материал
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
для детей 6-7 лет
(срок освоения – 1 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_yunyy_issledovatel.docx | 90.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
для детей 6-7 лет
(срок освоения – 1 год)
Составила:
воспитатель Бухтиярова С. А.
Покачи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
- Активность ребенка, стимулированная взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира,на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность заключается в том,что детское экспериментирование как формадеятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая и познавательная активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основная цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы.
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда,весы,объекты живой и неживой природы,
емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал:камешки,глина,песок,ракушки,птичьи перья,спил и листья деревьев,
мох, семена;
утилизированный материал:проволока,кусочки кожи,меха,ткани,пробки; разные виды
бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы разной формы,термометр безртутный, мерные ложки;
прочие материалы:зеркала,воздушные шары,соль,сахар,цветные и прозрачные стекла,сито,
свечи, магниты, нитки, и т.д.
Формы и режим образовательной деятельности:
Количество детей посещающих кружок «Юные исследователи» - 10 человек.(групповая) Продолжительность занятия 30минут. Возраст детей: от 6 до 7лет.
В течение учебного года (октябрь– майвключительно), один раз внеделю.
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая
Работа строится из практических занятий, которые имеют четкую структуру проведения:
- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- повторение правил работы в лаборатории и техники безопасности (по необходимости);
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов (если это необходимо);
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз, загадки;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора;
- познавательная беседа.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ОПЫТОВ
- Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?)
- Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет.
- Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
- Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно
участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Количество занятий | Форма проведения | ||||
п/п | раздела | теоретические | практические | ||||
1. | Экспериментирование | 1 | 3 | Практическая деятельность | |||
с водой | |||||||
2. | Экспериментирование | 5 | Практическая деятельность | ||||
со снегом | |||||||
3. | Экспериментирование | 1 | Практическая деятельность | ||||
с воздухом | |||||||
4. | Экспериментирование | 7 | Практическая деятельность | ||||
с песком, глиной | |||||||
5. | Наблюдение за | 2 | Практическая деятельность | ||||
жизнью растений | |||||||
6. | Человек | 1 | Практическая деятельность | ||||
7. | Экспериментирование | 1 | 13 | Обследование, практическая | |||
с предметами | деятельность, наблюдение за | ||||||
опытом взрослого. | |||||||
Итого | 2 | 32 | |||||
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Для оценки результативности формирования навыков экспериментирования использована методика «Выбор деятельности» Л.Н.Прохорова (Приложение 1).
Формы подведения итогов: зарисовки,схемы,фотовыставка.
Программа «Юный исследователь» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Список используемой литературы:
- Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Приложение 1
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляется место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1-игровая;
2-чтение книг;
3-изобразительная;
4-детские экспериментирование;
5-труд в уголке природы;
6-конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий 1 балл. Результаты фиксируются в таблицу.
Результаты этой методики оформлены в таблице. (Приложение 2).
Мониторинг проводился в начале и в конце учебного года.
Перспективный план программы «Юный исследователь»
№ п/п | ||||
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудования | |
Беседа. | «Экскурсия в детскую | Познакомить детей с оборудованием уголка | Материалы и оборудования | |
Октябрь | лабораторию» | экспериментирования, правилами работы, | уголка экспериментирования. | |
закрепить знания детей о профессии лаборант, | ||||
развивать интерес к экспериментальной | ||||
деятельности. | ||||
Эксперимент | «Нюхаем, пробуем, трогаем, | Закрепить знания детей об органах чувств; их | Различные игрушки, чеснок, | |
слушаем | назначение и необходимость при проведение | апельсин, сахар, яблоко, | ||
опытов, экспериментов. | тарелочки, стакан, ложка; | |||
карандаши, дневники | ||||
наблюдений | ||||
Опыт №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о | Два стакана: один с водой, | |
природном явлении; Познакомить со | другой - с молоком, | |||
свойствами воды (жидкая, прозрачная, без | камушек, блюдца, ложка | |||
запаха без вкуса)Дать понятие о значимости | ||||
воды в жизни человека; Воспитывать бережное | ||||
отношение к воде. | ||||
Опыт №2 | Вода прозрачная, но может | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но | Стаканы, чайник, палочка, | |
менять цвет | может менять цвет. Вода может нагреваться и | краски акварельные, заварка, | ||
нагревать другие предметы. Продолжить | алюминиевая ложка. | |||
знакомство детей со свойствами воды: при | ||||
замерзании вода расширяется. | ||||
Опыт №3 | «Фильтрование воды» | Познакомиться с процессами очистки воды | Промокательная бумага, | |
разными способами Познакомить детей с | воронка, тряпочка, речной песок, | |||
превращениями воды из жидкого состояния в | крахмал, емкости. | |||
газообразное и обратно в жидкое. | ||||
Опыт №4 | «Невидимые чернила | Познакомить детей со свойствами разных | Картофель, молоко, лимон | |
веществ, показать, что писать можно с | ||||
помощью этих веществ, но они станут | ||||
невидимыми при высыхании, а при нагревании | ||||
проявятся. |
Опыт №5 | Тонет - не тонет | Выяснить какие предметы, тонут, какие нет. | Таз, кувшин с водой, полотенце, | |
Развивать любознательность, умение | мяч, камень и различные | |||
устанавливать причинно- следственные связи. | предметы из металла, дерева, | |||
бумаги, пластмассы | ||||
Ноябрь | Опыт №1 | Как увидеть движение воды | Доказать, что корешок растения всасывает | Черенок растения с корешками, |
через корешки | воду, уточнить функцию корней растения, | вода с пищевым красителем | ||
установить взаимосвязь строения и функции. | ||||
Формировать познавательный интерес, умение | ||||
устанавливать причинно-следственные связи и | ||||
на их основе делать выводы. | ||||
Опыт №2 | Свойства воздуха. | Расширять знания о воздухе (невидим, | Веер бумажный, стаканы, | |
прозрачен, воздух во всем, лёгкий, понятие о | бумага, таз с водой, камень, | |||
движении воздуха). Дать детям понятие о | поролон, трубочки, свечка, | |||
загрязнении воздуха активизировать речь и | стекло, мыльные пузыри, почва, | |||
обогащать словарь детей. | ложки, | |||
Опыт №3 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о | Чистый песок, лупы, карандаш, | |
песочных часах, создать целостное | мокрый песок, вода, воронка, | |||
представление о песке, как об объекте неживой | стаканы, палочки, салфетки | |||
природы. Водопроницаемость песка и глины. | ||||
Опыт №4 | Песок, глина | Учить выделять свойства песка и глины | Песок, глина, | |
(сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и | иллюстрированный материал, | |||
глина по- разному впитывают воду. | блюдца, стаканы | |||
Декабрь | Опыт№1 | В гостях у Карандаша | Уточнить и обобщить знания о свойствах | Различные деревянные |
Карандашовича и Гвоздя Г | дерева (режется, горит, не бьётся, не тонет в | предметы, таз с водой, горячая | ||
воздовича | воде) и металла, воспитывать бережное | вода, молоток, гвоздь, | ||
отношение к предметам. Пополнять словарь | небольшие дощечки и бруски на | |||
детей (шероховатый, хрупкое плавится) | каждого ребёнка; спиртовка, | |||
Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | спички, нож | |||
Опыт№2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать | Магнит, мелкие предметы из | |
некоторые предметы | разных материалов, рукавичка с | |||
магнитом внутри. | ||||
Опыт№3 | «Мир ткани» | Способствовать уточнению и определению | Ёмкость с водой ситец капрон,, | |
представления у детей о видах и свойствах | сатин шерсть. Драп, трикотаж на | |||
тканей. Поощрять выдвижение гипотез. | каждого ножницы | |||
Развивать умения сравнивать, делать выводы. | ||||
Опыт№4 | Действие магнита на | Расширять логический и естественно научный | Лист бумаги, магниты, | |
предмет | опыт детей, связанный с выявлением таких | металлические и не |
свойств материалов, как липкость, способность | металлические мелкие предметы, | |||
приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов | песок, стакан с водой | |||
притягивать железо. | ||||
Январь | Опыт№1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и | Снег, таз, бумажные фильтры, |
становится водой. Талая вода - в ней мусор. | лупы. | |||
Снег грязный. В рот брать нельзя. | ||||
Опыт№2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора | Тарелочки, салфетки, лёд и снег, | |
информации об объектах неживой природы: | фартуки, формочки для лепки, | |||
снег и лед, сходство и различие. | тёплая вода | |||
Развивать познавательный интерес к объектам | ||||
неживой природы на основе сравнения анализа. | ||||
Опыт№3 | Защитные свойства снега | В сильный мороз налить одинаковое | Три одинаковые бутылки, вода | |
количество воды в три бутылки и зарыть их в | ||||
снег на разную глубину. | ||||
Опыт№4 | Вода, лед, снег | Продолжать знакомиться со свойствами воды, | Вода, снег, лёд, тарелочки, | |
льда, снега, сравнивать их, выявить | фартуки, лупы, бумага, стаканы, | |||
особенности их взаимодействия. | салфетки. | |||
Февраль | Опыт №1 | Стекло, его качества и | Узнавать предметы, сделанные из стекла | Небольшое стекло (и предметы |
свойства | определять его качества (структура | из цветного стекла), стакан, | ||
поверхности толщина, прозрачность и свойства | камешки цветные, палочка, тазик | |||
: хрупкость) | ||||
Опыт №2 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами | Предметы из пластмассы, | |
предметов из пластмассы, помочь выявить | камешки, стакан (пластиковый и | |||
свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | стеклянный), иллюстрированный | |||
материал | ||||
Опыт №3 | Свойства металла | Учить определять качественные | Кусочки алюминиевой, | |
характеристики металлов: структура | стальной, медной проволоки, | |||
поверхности, цвет и свойства; | полоски жести, кусочки серебра, | |||
теплопроводность, ковкость, твёрдость, | гайки, вода, магнит, | |||
прочность, металлический блеск. | ||||
Март | Опыт №1 | Свойства резины | Определять качества и свойства резины: | Резиновые предметы, |
структура поверхности, толщина плотность, | рассматривают резиновые | |||
упругость, эластичность | предметы, воздушный шарик, | |||
бумага, спиртовка, иголка | ||||
Опыт №2 | Как достают скрепку из | Помочь определить какими свойствами магнит | Стакан с водой, магнит, | |
воды | обладает в воде и на воздухе | металлические | ||
предметы. |
Опыт №3 | Освобождение бусинок из | Создать условия для расширения | Ледяные камешки с бусинками | |
ледяного плена | представлений детей о свойствах льда- тает в | внутри, тарелочка, тёплая вода, | ||
тепле, развивать мышление при выборе способа | салфетки. | |||
действия Стимулировать самостоятельное | ||||
формулирование выводов детьми | ||||
Эксперимент с | «Умная галка» | Познакомить детей с тем, что уровень воды | Колба с водой, мелкие предметы, | |
водой | может повышаться, если в воду класть | салфетки, фартуки | ||
предметы | ||||
Апрель | Опыт № 1 | Свойства бумаги | Определять качества и свойства бумаги в | Бумага, разные виды тканей, |
сравнение с тканью | вода. | |||
Опыт №2 | «Свечка в банке» | Познакомить с изменением состава воздуха при | Свеча | |
горении (уменьшении кислорода). Учить | Банка | |||
понимать, что при горении нужен кислород. | Бутылка с обрезанным дном | |||
Познакомить со способами тушения огня. | ||||
Развивать речь детей, умение делать | ||||
умозаключения. | ||||
Опыт №3 | Почва (песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах | Земля, песок, глина, воронка, | |
почвы. Дать элементарные понятия о песке, | вода, лупа, стекло, спиртовка, | |||
глине, камнях. | фартуки, салфетки | |||
Опыт №4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах | Зеркала | |
солнечных лучей Помочь детям понять, что | ||||
отражение возникает на гладких блестящих | ||||
поверхностях и не только при свете, научить | ||||
пускать солнечных зайчиков (отражать свет | ||||
зеркалом). | ||||
Май | Опыт № 1 | «Как двигается вода по | Формировать представления о том, что | Комнатные растения |
стебельку» | растение это целостный организм, где каждая | (бальзамин, кактус, колеус, | ||
часть орган выполняет определённую | хлорофитум), 2 прозрачных | |||
функцию; показать с помощью опыта | стакана с водой, чернила для | |||
движение воды по стеблю. | подкрашивания воды, дневники | |||
наблюдений, цветные | ||||
карандаши, конверты с | ||||
разрезанными фото комнатных | ||||
растений, карточки с загадками. | ||||
Опыт № 2 | «Солёный иней» | Показать детям как можно получить | Веточка дерева, соль, кастрюля, | |
искусственный иней; предложить самим | вода. | |||
сделать белоснежные веточки; продолжать |
развивать интерес к исследовательской | ||||
деятельности | ||||
Опыт № 3 | «Извержение вулкана» | Познакомить детей с природным явлением - | Искусственно созданный макет | |
вулканом Поощрять детей за самостоятельное | вулкана, сода, уксус, краски, | |||
формирование выводов по итогам | вода, кисточки, кисточки, стакан | |||
эксперимента. Воспитывать интерес к | для воды. | |||
познавательно-исследовательской | ||||
деятельности. | ||||
Опыт № 4 | «Мы пишем книгу» | Совершенствовать графические умения детей; | Бумага, краски, кисточки, | |
побуждать детей участвовать в коллективном | карандаши, картон, клей ткань, | |||
создание книги; воспитывать понимание того, | нитки, игла. | |||
что от отношения к работе зависит её результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"
Данная программа разработана для дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ПОМОЩНИКИ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
Основная идея - донести знания, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача педагога и объединения ЮИД.Общение с сотрудниками ГИБ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный исследователь»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательнос...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...