Проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников "Марафон здоровья"
проект
В современных условиях социальной и экономической нестабильности защита здоровья подрастающего поколения является медико-психолого-педагогической проблемой: выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_marafon_zdorovya.docx | 1014.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье – это драгоценность, и,
при том, единственная, ради которой стоит
не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
I. Обоснование актуальности темы проекта
1.1. Актуальность заявленной темы проекта
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях социальной и экономической нестабильности защита здоровья подрастающего поколения является медико-психолого-педагогической проблемой: выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ деятельности ДОУ за последние годы работы показал, что существуют негативные факторы, снижающие результаты физкультурно-оздоровительного процесса: увеличение числа детей, поступающих в ДОУ с проблемами физического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья, растущая потребность семьи в высококвалифицированной помощи специалистов, не понимание части родителей важности и умения построить свою жизнь и жизнь ребенка на основе здорового образа жизни.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья. В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом наработан определенный опыт по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Настоящий проект - один из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Выбранная система мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка, будет базироваться на основных принципах общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью осуществлялось оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка, коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического
воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Это условие реализуется сейчас не только в поиске новых форм и структур, обеспечивающих более полное взаимодействие с детьми дошкольного возраста. Оно выражается, прежде всего, в осознании, что физический уровень здоровья ребенка за время его пребывания в дошкольном учреждении – основной показатель деятельности коллектива.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
1.2. Роль социальной среды в сохранении и укреплении здоровья детей
В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре (Приказ Министерства образования науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106) является
создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
В соответствии с данными документами, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.
Таким образом, предлагаемый проект позволит решить вопросы подготовки педагогических кадров, владеющих теоретическими и практическими аспектами создания и реализации здоровьесохраняющей системы работы ДОУ в контексте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе
дошкольного образования.
Нет задачи сложнее, а может и важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Существуют социально-ориентированные проблемы, характерные для современной ситуации по сохранению и улучшению здоровья дошкольников. Это неудовлетворенность педагогов существующими программами, возросшие амбиции родителей, стремящихся в погоне за престижным образовательным учреждением отойти от процесса воспитания ребенка и сохранения его здоровья, и дисгармонизация развития личности современных детей. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Более того, ни одна оздоровительная программа или проект не смогут дать положительных результатов, если они не реализуются совместно с семьей, если в детском дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Совместная работа с семьей основывается на следующих положениях:
- единство целей и задач семьи и дошкольного образовательного учреждения, использование педагогами лучшего опыта семьи, а семьей - основных методов и содержания физкультурно-оздоровительной работы;
- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
На основании этих положений коллектив нашего дошкольного учреждения предусматривает следующую систему мероприятий:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
- целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания: физиотерапия, ароматерапия, как лечебно-профилактическими мероприятиями;
- определение модели двигательного режима в ДОУ, комплексного подхода к отбору программного содержания и методике проведения занятий по физической культуре, а также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельностью детей.
Стержнем данной системы является план оздоровления, который будет включать такие вопросы: - глубокую диагностику состояния здоровья ребенка и психомоторного его развития (анализ заболеваемости; осмотр ребенка узкими специалистами и общее обследование; функциональную диагностику, анализ навыков детей по основным видам движений, анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка).
Ведь окружающая среда в дошкольном образовательном учреждении - это динамичная многокомпонентная система, которая формируется под влиянием природно-климатических факторов, планировочных особенностей, уровня благоустройства здания, а также факторов, формирующих образ жизни ребенка (режим дня, физическая активность, закаливание, питание и т.д.).
Для выработки грамотного, эффективного плана действий был и составлен этот проект “Марафон здоровья”, который и является инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
Проект, разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
1.3. Законодательно – нормативное обеспечение проекта
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- «Семейный кодекс РФ»
- Конституция РФ, ст. 38,41,42,43
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003г»
- Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14 марта 2000г.
- Устав МБДОУ «Детский сад № 11»
Цель: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
- Создание модели мониторинга физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (показатели, критерии физического развития). Ведение паспорта здоровья воспитанников.
- Обеспечение единых воспитательно-оздоровительных условий «Семья - детский сад» по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Повышение качества работы ДОУ по созданию максимально комфортных условий для протекания адаптации детей в возрасте от 2 до 3 лет.
- Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей всех участников ВОП.
- Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.
2.3. Основные принципы организации деятельности:
- научность (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- систематичность (реализация оздоровительных, профилактических и воспитательных мероприятий постоянно, систематично);
- доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательность (осознанное понимание и отношение детей и взрослых к своему здоровью);
- единство диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- установление тесных связей с родителями по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Эффективные формы работы с семьёй по физическому воспитанию детей
Планируется использовать следующие формы работы с родителями:
1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3) Дни открытых дверей.
4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.
5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь поступивших).
6) Совместные занятия для детей и родителей.
7) Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, педагога – психолога, медицинской сестры, врача).
8) Родительский всеобуч: Здоровый дошкольник.
9) Организация совместных дел.
Использование здоровьесберегающих технологий
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
1. Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | воспитатели, музыкальный руководитель |
2. Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
3. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, |
4. Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, психолог |
5. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги ДОУ |
6. Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
7. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
8. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
9. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
10. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, |
11. Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
12. Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, |
13. Игротреннинги и игротерапия | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, |
14. Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, педагог-психолог |
15. Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, |
16. Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, медсестра, |
17. Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, медсестра, |
3. Коррекционные технологии | |||
18. Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
19. Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели |
20. Технологии воздействия цветом (авторская программа по арттерапии) | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, педагог-психолог |
21. Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, педагог-психолог |
22. Логоритмика | 1-2 раза в неделю на занятиях по музыкальному развитию | Занятия проводятся по специальной методике, автор И.Га-лянт | Воспитатели, педагог-психолог |
23. Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, руководитель физического воспитания, учитель-логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Педагогический физкультурно-оздоровительный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников младшей группы
Одной из основных задач дошкольного образования стоит охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Особенно остро эта задача стоит в первый год, во время адаптации, когда...
Проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 4 - 6 лет через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС "Народне забавы"
Проект направлен на совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы работы с родителями, а также прививает интерес к истокам русской народной культуры, нар...
Презентация проекта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.
В презентации представлен проект по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, на основе формирования интереса к истокам русской народной культуры....
Проект по сохранению и укреплению здоровья в старшей группе «Ручеёк»» на 2022 - 2023 уч. год «Если хочешь быть здоров!»
Тип проекта: информационно-исследовательский; познавательно - игровой по содержанию: «Ребенок и ЗОЖ»; детско-взрослый, где ребенок, исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (дет...
Проект по сохранению и укреплению здоровья детей в летний оздоровительный период. « Детский сад- территория здоровья»
На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его ф...