Проект по сохранению и укреплению здоровья в старшей группе «Ручеёк»» на 2022 - 2023 уч. год «Если хочешь быть здоров!»
проект
Тип проекта: информационно-исследовательский; познавательно - игровой по содержанию: «Ребенок и ЗОЖ»; детско-взрослый, где ребенок, исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (дети 5-6 лет); коллективный, долгосрочный.
Актуальность
Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Цель: создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
- Осуществить выбор и внедрение новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с учетом особенностей ДОУ.
- Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.
- Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам здоровьесбережения.
- Разработать план работы, включающий наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй. Реализация задач проекта осуществляется по направлениям: физическое развитие познавательно-речевое развитие; социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие ребенка.
Срок проекта: 2022 - 2023 уч. год
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Очевидно, что без формирования у детей и взрослых потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, сегодня задачу не решить.
В проекте собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации. Проект является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.
Условия реализации проекта
Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
Создание условий для эмоционального благополучия (уголки уединения…)
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении…
Реализация наиболее эффективных форм систематической работы с родителями.
Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Пропаганда ЗОЖ через «Консультационный пункт» и сайт детского сада
Ожидаемые результаты
1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
3. Сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса;
4. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;
5.Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки, игр, упражнений, медиатеки, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации.
7. Создание системы мониторинга.
Этапы проекта
Этап проекта | Действия педагога | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с семьей |
Организационный (подготовительный) Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов продукта проекта | Разработать план реализации проекта; Подобрать метод. литературу для реализации проекта - наглядно дид. материал, художественную литературу, репродукции картин, организация развивающей среды. Обновление и покраска оборудования на участке д/сада. Оформление игрового участка к летнему сезону, озеленение клумб. Подбор материала для изготовления дид. игр. Создание картотеки по сезонам подвижных игр. Оформление информационного стенда для родителей | Беседы с детьми о пользе природных факторов для укрепления здоровья;
Чтение художественной литературы детям;
Совместно с детьми придумать эмблему, девиз и элемент одежды на оздоровительный период. | Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей); Помощь педагогу в обновлении и покраске оборудования на участке д/сада. Оформление игрового участка к летнему сезону, озеленение клумб.
|
Основной (деятельностный) Непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка. |
Подбор материалов для информационного стенда, консультаций, для родителей по теме проекта; Инструктаж детей по предупреждению травматизма в играх со спортивным оборудованием; Подбор упражнений, игр, эстафет с мячом; Изготовление дидактической игры «Назови «лишний» вид спорта». Ознакомление родителей с формами работы по проекту. | гимнастика для глаз; • динамические паузы • экскурсии по территории детского сада; • спортивные соревнования, игры, эстафеты; • беседы • чтение рассказов, стихов; • дыхательная гимнастика; • Сюжетно ролевые игры; • дидактические игры; • пальчиковая гимнастика: • подвижные игры; • организация детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»; • Гимнастика пробуждения; • ходьба по массажным коврикам; • совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт» (педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации; Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения. | просмотр с детьми программ по ТВ, освещающих вопросы закаливания и ЗОЖ; рассматривание иллюстраций; выполнение домашних заданий совместно с детьми.
создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки); участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»; участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»; |
Заключительный Презентация продуктов проекта | Открытие фотовыставки. Подготовка к проведению интегрированного НОД ( мероприятия) | Участие детей в открытых мероприятиях для педагогов совместно с родителями. | Фотопрезентация для родителей «Если хочешь быть здоров!» Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей по итогам проекта).
|
Образовательные области | Ведущая деятельность | Формы работы |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность | Игра «Назови «лишний вид спорта; Демонстрация мячей, изготовленных из разного материала: тряпичные, кожаные, пластмассовые, резиновые и т.д. Экспериментирование с водой, песком. Опыт «Солнечный зайчик» Наблюдение за явлениями живой и неживой природой. Сбор гербарий и природного материала; Дидактические игры по теме проекта. |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная, игровая деятельность,
| Пешие прогулки (3 раза в неделю); Беседа с детьми об истории рождения мяча; Беседа: «Такие разные виды спорта»; Беседа: «Как вести себя в жару на участке»; Беседа: «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода»; Развлечение «Поиск сокровищ»; Рассказы на темы: «Футбол», «Из истории возникновения велосипеда»; Беседа «Игры на асфальте»; самообслуживание и элементарная трудовая деятельность. |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора | Разучивание девиза: «У нас закон простой»; Речевок: «Ладушки», «Я обед съедаю сам», «А у нас есть ложки», «Ставни закрываются», «Чтоб от болезней защищаться». Разучивание стихотворений; Чтение художественной литературы. Дыхательные упражнения, пальчиковые игры. |
Художественно – эстетическое развитие | Изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование из различных материалов. | Конкурс рисунков «Мой веселый, ловкий мяч…»; Прослушивание и разучивание песен; Музыкально – физкультурный досуг «Фестиваль народных игр» Изготовление атрибутов для игр. Лепка из соленого теста «Угощения для гостей». Театрализованная игра «Мишка болен». Лепка «Полезные продукты питания». Конкурс рисунков «Водное царство» Рисунки на мокром песке. Изготовление поделок из бросового материала |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Спортивное детско-родительское развлечение «Здравствуй лето, лето-красное»; Игры, упражнения, эстафеты с мячом; Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; Досуг «Мой веселый звонкий мяч» (закрепление пройденных упражнений, эстафет, бесед); Спортивный досуг «Веселые снеговики» Досуг «Весна-красна!» тематические, динамические паузы. |
Работа с родителями.
- Консультация «Как одеть ребенка в жару»;
- Консультация «Закаливающие процедуры в домашних условиях летом»;
- Консультация «Что должны знать мама и папа о ПДД»
- Буклеты для родителей: «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать».
- Консультация «Прогулки в зимний период»
- Беседа «Витамины круглый год»
- Картотека упражнений «Упражнения для профилактики плоскостопия»
В результате реализации проекта у детей повысилась сопротивляемость организма к вирусным и простудным заболеваниям. Сформировались элементарные знания о летних, зимних видах спорта, о разновидностях мяча, закаливании, массаже. Отличается повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, у них формируется здоровый образ жизни, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности, таким образом проектный метод в организации деятельности ДОУ показывает своё преимущество и эффективность
Литература
Е. А. Алябьева. Сказки о предметах и их свойствах. М.: ТЦ Сфера, 2014г.-с.5
А. И. Шапиро. Первая научная лаборатория. М.: ТЦ Сфера, 2017г.с.9,18,45,54,88
Г. В. Волкова. Занятия в разновозрастной группе. М.: ТЦ Сфера, 2015г. с. 98
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. Безопасность. М.: ТЦ Сфера, 2016г. с.102
Ю. М. Хохрякова. Сенсорное восприятие детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2017г.
М. В. Анисимова. Музыка здоровья М.: ТЦ Сфера, 2023г.
Микляева Н.В.. Детский сад будущего. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.
Иванова Н.В.. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.61.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 208 с.
Возная В.И.. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
Доронова Т.Н.. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.
Михайленко Н.Я.. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2019. – 96 с.
Белая К.Ю.. Разноцветные игры. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
Бондаренко А.К.. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
Алябьева Е.А.. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
Дыбина О.В.. Что было до…. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 160 с.
Дыбина О.В.. Рукотворный мир. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
Синицина Е.И.. Умные слова. - М.:Лист,2000. – 176 с.
Анищенкова Е.С.. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 61 с.
Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 2020. – 240 с.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Богоусловская З.М.. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 2021. – 207 с.
Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!» «Мы здоровью скажем - Да!»
Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!»«Мы здоровью скажем - Да!» Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех и взрослых и ...
Спортивный досуг в День Здоровья «Если хочешь быть здоров» \в старшей и подготовительной группе детского сада \
Спортивный досуг в День Здоровья «Если хочешь быть здоров»\в старшей и подготовительной группе детского сада \...
Педагогический физкультурно-оздоровительный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников младшей группы
Одной из основных задач дошкольного образования стоит охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Особенно остро эта задача стоит в первый год, во время адаптации, когда...
План - программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников старшей группы
План - программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников...
Сохранение и укрепление здоровья детей старшей группы общеразвивающей направленности с помощью Тренажерно - информационной системы "ТИСА" "На приеме у доктора Пяточкиной!"
Конспект к занятию для детей старшей группы общеразвивающей направленности/ При создании конспекта, учитывалась недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей. Это...
Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим по теме: «Если хочешь быть здоров…»
Формировать навыки серьезного, бережного отношения к своему организму, желание выполнять различные упражнения, игры для профилактики различных заболеваний. Продолжать учить пользоваться туалетными при...