Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по охране жизнедеятельности детей в средней группе по теме: «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по охране жизнедеятельности детей в средней группе по теме:
«Наши помощники – органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Программные задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: -А хотите, я вас научу здороваться необычно.
-Повторяйте вместе со мной.
-скажем – «Здравствуйте» – руками (машем руками из стороны в сторону)
- скажем «Здравствуйте» - глазами- (моргаем глазами)
-скажем «здравствуйте-» мы ртом (улыбаемся)
Станет весело кругом (руки в стороны, ладошками вверх)
Молодцы!
Воспитатель: Проходите и садитесь на стульчики.
Сюрпризный момент
Стук в дверь.
Воспитатель подходит к двери. (Выходит, и заходит с игрушкой клоун).
Клепа чихает:
-У меня печальный вид
-Голова с утра болит
-Я чихаю, я охрип
-Что такое – это грипп?
-День лежу, второй лежу,
-третий в садик не хожу,
-поднялась температура
-пью соленую микстуру
-травкой горло полощу
-говорят, что заражу! (чихает)
Воспитатель: Да это же Клоун Клепа!
-Ты всегда веселый и смешной, что случилось то с тобой?
Воспитатель.- Ребята, а вы как думаете, что произошло с Клепой? (Он заболел.)
- А как вы думаете, почему это с ним произошло? (ответы детей)
- Да, наверное, еще не умывался и руки с мылом не мыл! Ай-Ай-Ай
- Кто зубы не чистит
Не моется мылом
Тот вырасти может
Болезненным, хилым!
Грязнули боятся воды и простуд
А иногда, и совсем не растут.
- Наверно Клепа, ты руки с мылом не мыл, вот микробы и попали к тебе?
- Скажите, ребята Клепе, что же нужно делать, чтобы не заболеть? (Ответы детей)
-Молодцы! Конечно нужно умываться, мыть руки с мылом, чистить уши одеваться по погоде, а также не забывать мыть овощи и фрукты!
Воспитатель: А еще здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма. У нас есть органы чувств - это как мы уже знаем глаза, уши, нос, язык и руки (кожа). Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
- Клепа, оставайся с нами! Мы с ребятами будем сегодня говорить о наших помощниках, которые помогают нам видеть и слышать, чувствовать этот прекрасный мир.
2.Основная часть.
На доске органы чувств.
Воспитатель: Клепа, хочешь ребята тебе расскажут о наших помощниках?
- (Да).
- Сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы вместе с Клепой попробуйте отгадать её
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
Воспитатель: Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
- Клепа, мы с ребятами предлагаем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Мы поиграем.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
Воспитатель: Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)
- Давайте подумаем, можно ли не видя, дойти до цели?
-Молодцы, садитесь на свои места.
-Воспитатель: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете, правила по охране зрения? Дети перечисляют правила по мнемотаблице:
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
- Нельзя долго играть в компьютерные игры
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы сделаем специальную гимнастику для глаз.
- И Клепа вместе с нами будет делать зрительную гимнастику
(Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Воспитатель:- А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель: А вы знаете правила по охране слуха? (по мнемотаблице)
- Регулярно мыть уши с мылом.
- Не ковырять в ушах острыми предметами.
- Избегать громкой музыки.
- Избегать попадания воды в уши.
- Не ходить без головного убора в холодную погоду.
А ты, Клепа, выполняешь эти правила?
- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух! Хотите поиграть?
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Все встают в круг, водящий ребенок — в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: Алеша (Саша, Маша и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
-Скажите мне , пожалуйста, что же нам помогает узнать друг друга по голосу?
-Очень хорошо. Присаживайтесь на стульчики. Понравилось тебе , Клепа, наша игра?
Воспитатель: -А сейчас, слушайте внимательно 3-ю загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
Воспитатель: А вы знаете правила по охране носа?
- Содержи нос в чистоте.
- Не ковыряй в носу.
- Не засовывай в нос мелкие предметы.
- Пользуйся носовым платком.
- Не простужайся.
-Клепа, ты запомнил эти правила?
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
Воспитатель: Ребята, под этими салфетками кое-что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Дидактическая игра "Узнай по запаху"
Цель: упражнять детей в определении запаха овощей и фруктов.
Ход игры:
Детям предлагается определить по запаху, что находится в контейнерах. (Огурец, , лук, лимон, чеснок, мандарин)
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
- А определить продукты на вкус нам помогает..? (Язык)
Правильно, язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.
Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Клепа, а ты знаешь, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Слон"
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай звонко
Стук копыт услышишь звонкий!
"Часики"
Тик-так, тик-так
Язычок качался так.
Словно маятник часов, ты в часы играть готов?
"Футбол"
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш Генка Спицын
Пропустить не должен мяч
Воспитатель- Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, огурец.
Воспитатель: А вы знаете правила по охране языка?
- Мыть руки перед едой.
- Мыть овощи и фрукты прежде, чем их съесть.
- Регулярно чистить зубы и полоскать рот после еды.
-Клепа, и ты не забывай выполнять эти правила.
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно 4-ю загадку:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Пальчиковая гимнастика «Как живешь….?»
Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
- А теперь я предлагаю проиграть в игру «Жмурки».
– Как вы думаете, какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)
Воспитатель. Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.
Дидактическая игра: «Жмурки»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия. Игра хорошо развивает память и осязание.
Ход игры:
Водящему завязывают глаза. Далее, ведущий по очереди подходят к игрокам, а он должен определить, на ощупь, кто перед ним.
- Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете правила по охране рук?
- Руки надо содержать в чистоте.
- Беречь руки от порезов и травм.
- Итог занятия.
Воспитатель: Клепа, теперь и ты знаешь кто такие наши помощники – органы чувств. Запомнил, как надо их беречь, ухаживать за ними.
-Клепа: Спасибо ребята. Я все запомнил, и буду обязательно ухаживать за своими помощниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному занятию развитие речи для детей второй младшей группы
Тема: «Фрукты» Цель: закрепление знаний о фруктах, цветах, геометрических фигурах. Задачи: Учить называть, узнавать и показывать фрукты Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелку...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в форме занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Первооткрывателт космоса»
расширить представления детей о космических полётах; развивать стремление к познанию нового....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Тема: Царство Снежной Королевы.Цель: Развитие словаря и связной речи на основе закрепления признаков зимы.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме и её приметах...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме приключенческой квест - игры для детей средней группы на тему «Шкатулка добрых дел»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме приключенческой квест - игры для детей средней группы на тему «Шкатулка добрых дел», конспект разработали воспитатели: ...