Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь
консультация (средняя группа)
Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих технологий. Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопровождение развивать чувство ритма и использовать в лечебно – коррекционных целях. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь
Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих технологий. Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопровождение развивать чувство ритма и использовать в лечебно – коррекционных целях. Основу занятий составляет синтез слова, музыки, движения.
Задачи логоритмики: оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.
Средствами логопедической ритмики являются:
- ходьба и маршировка в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы.
Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной,
рече - двигательной, познавательной.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют ребенку овладеть своими мышцами, научиться управлять движениями. Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребенка.
Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формируют навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.
Не все речевые упражнения можно выполнить в сопровождении действия и речи. Это может вызвать расстройство дыхания. В этих случаях можно разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст.
Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности.
В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти и проговаривать слова:
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
(вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс)
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай — и на бочок.
Некоторые упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.
Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел, шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Бабочка
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки)
Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а со стороны педагогов осуществляется постоянный контроль над точностью их выполнения.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. При разработке любого логоритмического занятия должен учитываться главный принцип в работе - индивидуальный подход, учет возрастных, психофизических особенностей и степень речевых нарушений ребенка.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и др.
В результате использования данной методики (по анализам многих источников) к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика. Регулярные занятия логоритмикой способствуют совершенствованию двигательных навыков, общему оздоровлению детского организма, улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, а так же формируют положительный эмоциональный настрой.
Еще один плюс занятий это то, что они групповые, заметно как ребенок приобретает навыки общения и активного взаимодействия в детском коллективе.
Таким образом, логоритмика – оздоровительная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
ЛИТЕРАТУРА
- Алябьева Г.Н. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие – М., 2006.
- Гавришёва Л.Б., Нищева Н.В. Логоритмические распевки Изд-во «Детство–пресс», 2007.-29с.
- Картушина М. Ю. Логоритмческие занятия в детском саду для малышей.
Пособие /под ред. О.Е. Громова, В.В. Дремова. - М.: Изд-во ТЦ Сфера,2004.- 59с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-925238-1606227459.jpg)
Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"
Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-573862-1422713291.jpg)
План по самообразованию музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии как средство развития музыкальности дошкольников"
Материал включает планирование работы музыкального руководителя по самообразованиюр рамках ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-942429-1635767081.jpg)
Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников
Консультация "Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи дошкольников" была представлена узкими специалистами на семинаре по развитию речи для педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1076212-1547632935.jpg)
Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Движение - одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Для детей с нарушениями зрения дефицит движения возрастает в несколько раз. Так как эти дети ограничены зрительными возможностями....
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии как средство развития речи детей»
Здоровье – бесценный дар,Потеряв его в молодостиНе найдёшь до самой старости.(Так гласит народная мудрость)В соответствии с Профессиональным стандартом 3.1.1. Трудовая функция в разделе &la...
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».
Здоровьесберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников. Применять оздоровительные технологии ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/06/picture-1488247-1696581502.jpg)
"Эффективное использование здоровьесберегающих технологий,как средство развития речи детей"
laquo;Речь – это прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». ...