«Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».
презентация

Здоровьесберегающая технология – это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников. Применять оздоровительные технологии в процессе урока мне помогают родители учащихся, которые присутствуют на уроке. Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.pptx93.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация подготовлена: педагогом-психологом: Барсуковой Светланой Владимировной, учителем-логопедом: Родионовой Ириной Георгиевной

Слайд 2

Тема: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средство развития познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ».

Слайд 3

Здоровьесберегающая технология – это система воспитательно -оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения здоровья школьников. Применять оздоровительные технологии в процессе урока мне помогают родители учащихся, которые присутствуют на уроке. Они с удовольствием вместе со своими детьми выполняют задания и упражнения.

Слайд 4

Основные составляющие системы здоровьесбережения : Организация рационального двигательного режима учащихся; Непрерывный мониторинг о состоянии здоровья детей; Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; Создание благоприятного психо -эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

Слайд 5

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы: - не навреди! - принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно; соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний. Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы узких специалистов, педагогов и родителей.

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на две группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 2. Коррекционно - развивающие технологии.

Слайд 7

Виды здоровьесберегающих технологий:

Слайд 8

Дыхательная гимнастика. Она направлена на решение следующих задач: - насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы; - нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма; - развитие силы, плавности и длительности вдохи и выдоха. Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка? Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. На занятиях дыхательной гимнастикой развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. Так как упражнения для детей с ОВЗ чаще носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка. Повышение иммунитета помогает ребенку легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы. Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Слайд 9

Развитие мелкой моторики. Задачи: -повышение работоспособности головного мозга; -развитие активной речи ребенка.

Слайд 10

Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Это игры и упражнения с пальчиками: - Игры с природным, бросовым материалом (пуговицы, шнурки, шишки…и т.п.) Динамические упражнения. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время

Слайд 11

СУ-ДЖОК-терапия. Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи. Метод терапии су- джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Массаж проводится до появления теплового эффекта. Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су- джок . Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Слайд 12

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели: - Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов. - Уравновесить психоэмоциональное состояние ребенка. Массаж су - джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться. - Повысить иммунную защиту организма. - Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления. - Подготовить руку школьника к письму.

Слайд 13

Упражнения для глаз Проводятся с целью укрепления мышц глазного дна. В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Слайд 14

Развитие цветовосприятия : Возможность адекватного восприятия цветоаномалами цветов спектра при определенном угле зрения имеет важное значение для организации учебного процесса, в частности для использования наглядных пособий. Поле зрения . Нормальное поле зрения является важным условием успешного выполнения различных видов деятельности, особенно учебно - познавательной и ориентировочной. Изменения поля зрения ведут к нарушению зрительного отражения пространства, которое в зависимости от характера нарушения либо сужается, либо деформируется. (Упражнение: «Далеко-близко».) Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для детей младшего возраста данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.

Слайд 15

Цветовосприятие . Нормальное цветоразличение ( трихромазия ) способствует не только наиболее полному и точному отражению действительности, но и играет большую роль в создании эмоционального тона зрительных ощущений. Возможность адекватного восприятия цветоаномалами цветов спектра при определенном угле зрения имеет важное значение для организации учебного процесса, в частности для использования наглядных пособий. В результате разнообразная игровая деятельность с цветом позволяет восстановить уровень психических отклонений у ребенка и делает обучение интересным, помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного и школьного возраста, а также способствует оздоровлению всего организма.

Слайд 16

Упражнения: « Восьмёрочки ». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если ребенок УО, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Слайд 17

Динамическая пауза - это короткая разминка среди урока, на перемене, проходящая в виде физкультурных минуток, подвижных, хороводных, и пальчиковых игр, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т.д.). Цель – профилактика утомления у учащихся с ОВЗ. Задачи: 1. Сохранить и укрепить здоровье детей с ОВЗ. 2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. 3.Развивать память, внимание, наблюдательность, как основу познавательных способностей учащихся с ОВЗ. 4. Развивать коммуникативные умения. 5. Воспитывать этические и нравственные нормы поведения.

Слайд 18

Проведение динамических пауз должно строиться на таких принципах, как: реализация потребности детей с ОВЗ в двигательной активности, учет специфики двигательных занятий, комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья школьников при постепенном усилении физической и мышечной нагрузки, преемственность урочных и внеурочных форм работы с учениками. Динамические паузы – прекрасная возможность для учащихся с ОВЗ сделать переход между уроками, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Во время уроков, динамическая пауза длится 2-5 минут, по мере утомляемости учащихся. Ежедневно, после 3 урока, проводятся более длительные динамические паузы. Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Динамические перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры. Для учащихся с ОВЗ наиболее интересна стихотворная форма игр – упражнений. Можно динамические паузы разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие динамические паузы. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы динамические паузы выполняли свои оздоровительные функции.

Слайд 19

Динамические паузы выполняют следующие функции: 1.Развлекательную – создают благоприятную атмосферу. Например, дыхательная гимнастика «Снежинки». 2.Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга. Например, релаксация «Солнышко». 3.Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой. Например, подвижная игра «Кто быстрее?». 4.Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества. Например, пальчиковая гимнастика «Котята».

Слайд 20

5.Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их. Например, физкультурная минутка «Веселый счет». Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь. 6.Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы. Например, самомассаж «Колючий еж». 7.Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка. Например, гимнастика для глаз «Зоркие помощники». 8.Лечебную – способствовать выздоровлению. Например, профилактика плоскостопия «Дорожки».

Слайд 21

Смена динамических поз. Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Слайд 22

Арт-терапия. Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством художественной деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Ибо ребёнок, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Активные методы: самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств. Виды психотерапевтических техник: Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные. Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность ( изотерапия , музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия .), библиотерапия. Лечебные — сказкотерапия, игротерапия , цветотерапия . Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители. (Рисуем пальчиками.)

Слайд 23

Арт-терапия решает следующие задачи: - Пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. - Создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. - Развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности. - Компенсирует недостающие возможности. - Помогает формировать навыки межличностной коммуникации. - Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой. - Оптимизирует личностные качества. - Обеспечивает социальную адаптацию.

Слайд 24

Заключение: Применение в работе вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий и использование других подобных технологий, повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 25

Благодарим за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство развития познавательного интереса у детей предшкольного возраста

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечени...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

статья из опыта работы "Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф.Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Статья из опыта работы воспитателя по использованию элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной  активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

    Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осущ...