Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы осенью»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лукашенко Людмила Викторовна

«Прохождение экологической тропы осенью».

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе.

Тема:

«Прохождение экологической тропы осенью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_ekologiya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы осенью»

Тема:

«Прохождение экологической тропы осенью».

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе.

Тема:

«Прохождение экологической тропы осенью».

Цель: Формирование экологической культуры.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

• Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.

• Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

• Расширять и закрепить некоторые представления детей об осенних изменениях в природе.

• Показать объекты экологической тропы в осенний период.

• Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Методы и приемы:

- беседа;

-игровой метод;

-вопросы;

-наблюдение;

Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.

Предварительная работы: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход ОД.

1. «Лесная сказка»

Воспитатель: Дорогие мои, я рада видеть вас таких красивых и добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Воспитатель предлагает подарить друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята! Я очень люблю путешествовать, а вы любите? У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое путешествие нас ждет?

Дети: да

Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе. Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: на ней растут деревья и цветы.

Воспитатель: А вы любите тайны? Сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

ДетиОсень.

Воспитатель: Может кто то хочет прочитать стих об осени. И я знаю одно красивое стихотворение, сейчас я вам его прочитаю. (читает стихотворение об осени).

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).

Вот мы на экологической тропе. Хочу у вас узнать, что вы знаете об осени.

Осенью растут грибы?

-Тучи солнца закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Заморозки осенью бывают?

-Ну а птицы гнезда вьют?

- Бабочки порхают?

-Зверьки норки закрывают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Солнце светит очень жарко?

-Часто-часто льют дожди?

-Можно детям загорать?

-Пора шапки надевать?

Воспитатель: А вот сейчас я вас познакомлю с первой тайной, ребята, вы знаете, что листья умеют разговаривать? Нет, тогда я предлагаю подслушать их разговор.

Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди!

Дети находят березу и бегут к ней.

Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что это береза?

1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.

2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.

Воспитатель: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дети: желтого и зеленого цвета!

Воспитатель: Молодцы, а что не дает дереву упасть?

Дети: Дереву не дает упасть корень, который находится глубоко в земле.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком дереве в ней говорится.

Угадать ее несложно.

Только будьте осторожны!

Вся она в иголках!

Но не ежик – (Елка).

Воспитатель: Как вы узнали, что это елка? Какая она?

Дети: Ёлка колючая, пушистая, зеленая.

Воспитатель: Скажите мне, почему елку нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).А какую елку можно рубить? Ответы детей (только старые и больные)

Какой мы можем сделать вывод: что молодые елки рубить нельзя они приносят пользу.

Физкультминутка:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу,

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся,

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны,

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: ну что, отдохнули, продолжаем наше путешествие, ведь нас ждет много тайн еще не разгаданных? Воспитатель вместе с детьми продолжает своё путешествие.

Воспитатель: А вот еще дерево. (Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?

Дети: рябина!

Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Дети: На этом дереве красные ягодки.

Воспитатель: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то,что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Воспитатель: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?

Дети: Ягоды кислые и горькие.

Воспитатель: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее и ими с удовольствием полакомятся синички.

Воспитатель: Продолжаем наш путь? Кто знает, что такое пень?

Дети: Дерево срубили, и остался пенек.

Воспитатель: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, в пне кто – ни будь, живет?

Дети: В пне живут жучки, муравьи.

Воспитатель: В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.

2. «Птичья столовая».

Воспитатель:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети: Кормушка

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц.

Воспитатель: Скоро придет зима, на улице станет холодно и выпадет много снега, птицам трудно будет найти корм, поэтому я повесила кормушку и подкармливаю птиц.

Воспитатель: Ребятки, а кто мне скажет, какие птицы прилетают на кормушку?

Дети: Воробей, синичка, голубь, ворона, снегирь.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать у нас?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

— Что любят кушать эти птички?

Дети: Зернышки, семечки, хлебные крошки.

Воспитатель: Кажется, я слышу голоса! Кто это?

Дети: Это Каркуша!

Каркуша: Кар-кар-кар! Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте Каркуша!

Каркуша: Ребята, мои друзья просят о помощи.

Воспитатель: Поможем друзьям Каркуши?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Слышите, кто кричит?

(Звучат голоса воробья, вороны, голубя, сороки).

Ответы детей.

Каркуша: Я слышала, что птички просят о помощи, им голодно, а в лесу уже мало еды. Что же делать?

Дети: Мы можем сами накормить их!

(Кормят птиц, насыпают корм в кормушки).

Каркуша: Спасибо вам! Я думаю, птицы будут очень рады нашему подарку. До свидания ребята!

Воспитатель: До свидания Каркуша!

—А сейчас мы все полетаем как птички. Но будьте осторожны, неподалеку гуляет кошка!

Подвижная игра «Птички и кошка».

«На кормушке под окном

Было тесно зимним днем.

Мимо кошка пробежала-

На кормушке пусто стало…

Где же вы, синички,

Бойкие сестрички?

Воспитатель: Ну, что же, нам пора идти дальше.

3. «Зеленая аптека»

Воспитатель: Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых целебных,а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:

«Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички».

(ромашки)

«Ноготок короток,

А сквозь землю прошел,

Шапку золото нашел».

(Календула)

«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог»

(подорожник).

Воспитатель: Скажите мне, как называют эти растения?

Дети: Лечебные травы.

Воспитатель: Значит, на какой мы сегодня станции?

Дети: На станции лечебных трав.

Воспитатель: Правильно, а называется она «Зеленая аптека».

—Как вы думаете, для чего нужны эти растения человеку?

Дети: Чтобы лечить разные болезни.

Воспитатель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

— А какие вы знаете лекарственные растения, может вас тоже лечила ими мама или бабушка?

Дети: тысячелистник, крапива, мята, валерьяна и т. д.

Воспитатель: Посмотрите-ка, а нас уже кто-то встречает. Кто же это?

Дети: Это Айболит!

Айболит: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, Айболит! Чем это ты занимаешься на грядке с лечебными травами?

Айболит: Все лето я собирал для себя лекарственные травы, чтобы потом лечить моих больных. Вот почти все уже собрал.

(Показывает коробки с названиями лекарственных трав :

-мята

-мелиса

-ромашка

-крапива

-душица

-календула

-подорожник

-пустырник

-мать-и-мачеха)

— Осталось только корень лопуха высушить.

Воспитатель: Как много лекарственных трав ты собрал, Айболит!

—Ребята, какая трава растет вдоль дорог?

Дети: Это подорожник!

Воспитатель: Его называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника и приложи к ране.

—А какую лекарственную траву узнает и слепой?

Дети: Крапиву.

Воспитатель: Крапива богата полезными витаминами, в ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.

—Какие еще травы собрал Айболит?

(Дети называет оставшиеся растения).

Айболит: А вы знаете, как правильно собирать лекарственные растения?

—Сейчас я вас проверю.

Игра «Назови правила».

Дети по очереди бегут к скамеечке, на которой лежат карточки с правилами. Берут одну карточку, возвращаются обратно и громко называют правило.

Айболит: Здорово, ребята! Вы все правильно назвали! Думаю, вам не страшна никакая болезнь, вы ее быстро прогоните!

—А у меня для вас сюрприз «Витаминный чай» из шиповника! Будьте здоровы!

Воспитатель: Спасибо тебе, Айболит! А мы отправляемся дальше.

4. «Бабушкин огород».

Воспитатель: Мы на станции «Бабушкин огород». Что такое огород?

(Ответы детей)

Воспитатель: Огород- это огражденное место, где выращивают овощи, фрукты и ягоды.

—Но наш огород совсем опустел. Почему?

ДетиОсенью все собирают урожай.

Воспитатель: Да, правильно. Сотрудники нашего детского сада уже все собрали.

— Какие овощи росли в нашем огороде?

Дети: свекла, капуста, огурцы, помидоры, кабачки, морковь.

Воспитатель: Когда нужно сеять семена?

Дети: Весной.

Воспитатель: А сейчас можно?

Дети: Нет, уже холодно, растения замерзнут.

Воспитатель: Есть в огороде такой овощ, который хозяюшки высаживают на грядки осенью.

(Показывает поднос с зубчиками чеснока).

— Что это?

Дети: Чеснок.

Воспитатель: Правильно, молодцы! В нашем огороде чеснок еще не посажен. Хотите помочь?

Дети: да, хотим.

(Дети с воспитателем высаживают зубчики чеснока, обговаривая правила работы в огороде).

Воспитатель: Здорово у нас получилось! Хорошо потрудились. Думаю, летом у нас будет большой урожай чеснока.

—А нам пора отправляться дальше.

5. «Метеостанция»

Воспитатель: Ребята,каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. Обо всем этом нам рассказывают работники метеостанции. Как их называют?

Дети: Это метеорологи!

Воспитатель: Вы знали, что Аня хочет стать метеорологом? Она вам расскажет, как можно определять погоду.

(Выступление Ани «Моя метеостанция»).

Воспитатель: Теперь вы сами сможете рассказывать, какая сегодня погода.

(Ребята по очереди определяют состояние погоды).

Воспитатель: Как вы думаете, осенью можно купаться? Предлагаю отправиться на следующую станцию «Водоем» и проверить кто там живет.

6. «Водоем»

Воспитатель: Посмотрим на наш пруд. Кто в нем живет? Никого? И правда, сейчас на нашем пруду тихо. Только плавают осенние листочки. Но зато летом здесь развиваются личинки различных насекомых. В жаркие дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляет нам истинную радость.

—Настя побывала на настоящем водоеме. Кого она там увидела и что нового узнала, она расскажет нам.

Воспитатель: Предлагаю всем вспомнить основные правила поведения возле водоема (не шуметь, чтобы никого не спугнуть; не мусорить; близко к воде не подходить, чтобы не упасть).

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Вот мы и прошли все станции Экологической тропы.

—Какая станция вам больше всего понравилась?

—Что интересного вы узнали?

—Как вы думаете, наша тропа всегда будет такой?

Дети: нет поменяется.

Воспитатель: Наша «Экологическая тропа» меняется каждый день. Скоро мы снова пройдемся по ней и узнаем много нового.

— На память о нашем путешествии я хочу подарить вам записную книжку «Юный эколог». В ней вы сможете зарисовать свои наблюдения, раскрасить станции «Экологической тропы».

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы».

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы». Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &la...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе: «Нам нужен воздух». (Опыты с воздухом)

Цель: Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.  Задачи: Закрепить представление детей о свойствах возду...

Конспект образовательной деятельности по экологии в средней группе. «Экологическая тропа осенью»

Тема:«Прохождение экологической тропы осенью».Задачи:1. Расширять и закрепить некоторые представления детей об осенних изменениях в природе.2. Показать объекты экологич...