Конспект НОД по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Александровна Пшеничная

imageКонспект НОД по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы».

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема занятия – «Прохождение экологической тропы».

Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель занятия – обобщить знания детей об окружающей среде, научить детей различать и называть растения, расширить представление детей об объектах экологической тропы, а также о сезонных изменениях в природе, систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.

Задачи:

1. расширить и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; сформировать у детей интерес к природе, желание активно познавать природные объекты; уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

2. активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. сформировать бережное отношение к окружающей среде, приобщить к культуре общения с природой.

4. воспитать у детей стремление охранять и сохранять природный мир, следовать простым правилам во взаимоотношениях с природой.

Материалы и оборудование: объекты экологической тропы (берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень); картинки наблюдаемых объектов; план-схема экологической тропинки; проектор, презентация «Экологическая тропа».

Раздаточный материал: листочки с изображениями разных деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.

Предварительная работа: демонстрация иллюстраций и фотографий, отображающих природу, наблюдение за птицами, рассматривание, изучение деревьев их компонентов, растущих на участке, рисование объектов экологической тропы.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. Хотите узнать какое? (ответы детей)

Воспитатель: сегодня нас с вами ждет путешествие по экологической тропе. Кто мне скажет, что такое экологическая тропа? (ответы детей)

Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, ребята и вы поймете, кто нам будет помогать в нашем путешествии:

«Загадка»

Очень добрый старичок

По лесу гуляет-

Он природу охраняет,

Он леса нам бережет

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Ответ: дед «Лесник».

Дети выходят на улицу (воспитатель, переодетый в деда Лесника).

Дети здороваются с дедом Лесником.

Дед «Лесник»: здравствуйте, ребята! Меня зовут дед «Лесник», меня так называют, потому что я живу в лесу и знаю много тайн и секретов природы.

2. Организационный момент.

Дед «Лесник»: сегодня я покажу вам ребята и расскажу некоторые секреты природы.

Воспитатель: дед «Лесник», наши ребята очень любознательные, они очень хотят узнать все секреты природы, правда, ребята? (ответы детей).

Дед «Лесник»: Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Дед «Лесник»: а кто мне сможет рассказать стихотворение про осень?

Стих «1»

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Стих «1»

Опустел скворечник-

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят...

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Воспитатель предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

3. Путешествие по экологической тропе.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди! (дети должны найти березу и прибежать к ней)

Дед «Лесник»: Дети, а как вы узнали, что это береза? Ответы детей.

Дед «Лесник»: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно посмотрите на листочки березы, какого они цвета? Ответы детей.

Дед «Лесник»: а что не дает дереву упасть? Ответы детей.

Дед «Лесник»: а сейчас я предлагаю вам, ребята, немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Листопад, листопад, листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь и друг другу улыбнитесь. (дети сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

Листья желтые летят, кружатся (дети поднимают листики к верху и кружатся),

Ветер дунул: раз-два-три, оторвались от земли (дети разбегаются в разные стороны),

Мы взлетели высоко, но до неба далеко.

Покружились и опять опустились наземь спать (дети садятся на корточки).

image Дед «Лесник» по экологической тропинка приводит детей к клумбе.

Дед «Лесник»: ребята, а вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе? (ответы детей).

Дед «Лесник»: правильно, ребята, это бархатцы, они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. Эти цветочки приятно пахнут, живут они один год, а когда цветочки завянут, можно собрать с них семена и посадить на следующий год.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем люди сажают цветы на клумбах? (ответы детей).

Воспитатель: конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разноцветные цветочки! Клумбы тоже бывают разных размеров и разной формы. Какой формы эта клумбы, на которой растут Бархатцы? (ответы детей).

Воспитатель: правильно клумбы могут быть любой формы: и круглой, и квадратной.

Дед «Лесник» дальше ведет ребят по экологической тропинке.

Дед «Лесник»: как вы думаете, ребята, какое место считается правильным для дерева? Давайте подумаем, какие условия необходимы для того, чтобы из семечки выросло дерево? (ответы детей).

Воспитатель: как вы думаете, прорастёт ли орешек, упавший на асфальт и почему? (ответы детей).

Дед «Лесник»: ребята! какие вы все молодцы так много всего знаете о деревьях. Помогите мне отгадать загадки!

Загадка «1»

Белоствольные девицы

Дружно встали у тропинки,

Книзу веточки склонили,

А на веточках сережки повисли.

Ответ: береза.

Загадка «2»

Ствол – могучий!

Крона – в тучах.

В кроне желуди видны.

Ведь не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

Ответ: дуб.

Загадка «3»

Что же это за девица:

Не швея и не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках – круглый год!

Ответ: елка.

Загадка «4»

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нём свои купает,

Это дерево, кто знает?

Ответ: ива.

Дети подходят к дереву со скворечником.

Дед «Лесник»: а вы знаете, кто живет в этом домике? (показывает на скворечник) ответы детей.

Педагог обобщает ответы детей:

Воспитатель: все верно, ребята, в этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Как вы думаете, куда же подевались птицы? (ответы детей).

Дед «Лесник»: осень уже наступила, большинство птиц в это время улетают на юг, там тепло. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Скворечники пока пустуют, но прежние хозяева скоро вернуться вновь в свои домики, когда наступит весна.

Дед «Лесник»: а сейчас, ребята, давайте поиграем в игру. Я вам показываю листочек, а вы должны найти такой же. Кто быстрее находит выигрывает приз от деда «Лесника».

Д/и. «Найди такой же листочек». Дед «Лесник» показывает детям листочек любого дерева и предлагает ребятам попробовать найти такой же. Выбранные листочки дети сравнивают по форме, описывают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку даются разные листочки: клен, береза, рябина, липа.

Дед «Лесник»: Ветер подул, наши листочки полетели. Покажите, как полетели листочки.

Дети, в руках у которых листочки, кружатся, по команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.

Дед «Лесник»: ребята, а я пришел к вам не один. У пенька детей встречает белочка.

Белочка: здравствуйте ребята! Кто мне скажет, что такое пень? (ответы детей).

Белочка: все правильно, посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а потом его спилили. Вместо этого остался пень. Как вы думаете, живет ли кто-то на пеньке? (ответы детей).

Белочка: правильно, ребята, в пеньке прячется очень много маленьких букашек и жучков, они забираются в пенек и живут там весь холодный период, зимой это их дом. Из пенька может вырасти травка, цветок и даже грибочек.

Белочка: а сейчас отгадайте мою загадку.

Хоть вкусна, да не малина,

С терпким вкусом – не калина,

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

Ответ: рябина.

Белочка: правильно, ребята. Как вы догадались, что это рябина? (ответы детей). Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, они полезны и для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно изучить листочки рябины. Обращает внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев. Угощает детей ягодами рябины.

Воспитатель: Какие ягоды по вкусу? Ягоды сладко-горькие, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее.

Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»

 

 

Осень, осень, (дети трут ладошки друг о друга)

Приходи! – (дети по очереди сжимают кулачки)

Осень, осень, - (дети трут ладошки друг о друга)

Погляди! – (дети прикладывают ладошки к щекам)

Листья желтые кружатся, - (дети двигают ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. – (дети поглаживают коленки)

К югу полетели птицы, - (дети скрестили ручки и пошевелили пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. – (дети постучали пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем – (дети делают вид)

И ботинки обуваем – (дети стучат ногами)

Знаем месяцы: - (дети хлопают ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – (дети показывают кулак, ребро, ладонь)

4. Заключительная часть.

Воспитатель: вот такие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие? (ответы детей).

Воспитатель: спасибо, ребята за отличную работу! Давайте попрощаемся с дедом «Лесником» и Белочкой. Ребята, а на каких остановках экологической тропы мы с вами останавливались? Что мы наблюдали? Ребята, вам понравилось путешествие по экологической тропе? (ответы детей).

 

image

image

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Экологическая пирамида"

Конспект занятия по экологии в старшей группе: "Экологическая пирамида" ...

План конспект проведения развлечения с детьми старшей группы на экологической тропе

Данное развлечение учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Формирует у детей представления о первоцветах, закрепляет признаки ранней весны....

Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого ...

Конспект НООД целевой прогулки с детьми старшей группы по экологической тропе в осенний лес .

Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Прохождение экологической тропы осенью»

laquo;Прохождение экологической тропы осенью».Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе.Тема:«Прохождение экологической тропы осенью»....

Конспект интегрированного занятия по экологии для старшей группы "По лесным тропинкам"

Конспект интегрированного занятия по экологии для старшей группы "По лесным тропинкам" представляет собой интеграцию следующих  образовательных областей: "Окружающий мир", &qu...