Социальный проект "Шаг на встречу"
проект (старшая, подготовительная группа)
Направление: организация совместных мероприятий – встреч воспитанников и воспитанников с ОВЗ.
Сроки реализации: с 23 октября по 21 ноября 2016 года
Место реализации: МАДОУ №21 «Искорка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shag_na_vstrechu_kozlovskaya.docx | 47.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей №21 «Искорка»
Проект «ШАГ НА ВСТРЕЧУ»
Составила и провела:
Козловская Анна Ивановна
г.Бердск
Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Актуальность: раньше при подтверждении психолого-медико-педагогической комиссии у ребёнка статуса лица с ОВЗ, его переводили в специализированный детский сад, либо в детский сад, имеющий коррекционную группу определённой направленности.
Сегодня такие дети имеют право посещать детские сады общеразвивающей направленности, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
* Глава 1, статья 2, пункт 27: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»;
* Статья 5, пункт 5: «…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Наше дошкольное учреждение не является исключением. В нашем детском саду есть воспитанники со статусом ОВЗ, которые нуждаются в определённых условиях и индивидуальном подходе к обучению.
Особенно это касается физического развития таких детей. Уровень физического развития детей с ОВЗ, не соответствует возрасту.
Идея нашего социального проекта заключается в том, что бы организовать совместные мероприятия, встречи воспитанников и воспитанников с ОВЗ. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка. Так же организовывать консультации, рекомендации для родителей детей с ОВЗ.
Сроки реализации проекта: в течение учебного года.
Цель проекта: повышение уровня социализации детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
образовательные: 1)обучать, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;
развивающие: 1) развивать физические качества, координационные способности и функцию равновесия, ориентировку в пространстве;
оздоровительные: 1) повышать функциональные возможности организма (сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательную систему;
воспитательные: 1) воспитывать внимание, терпение, коммуникабельность, нравственные качества и потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемый результат:
1. осознание родителями роли семьи и её влияния на обучение ребенка с ОВЗ;
2. повышение уровня физической готовности детей;
3. социализация детей с ОВЗ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | мероприятия | задачи | ответственные | сроки |
I этап – подготовительный. | ||||
1. | Анкета для родителей | Выявить уровень готовности родителя сотрудничать со специалистами | Воспитатели | Октябрь |
2. | Благотворительная акция «Подари спортивный инвентарь» | Расширять предметно-развивающую среду | Родители | ноябрь |
3. | Творческая мастерская «Умелые руки» | Совместное изготовление дорожек для закаливания | Родители и воспитатели | ноябрь |
4. | Подарок детям «Сшей мяч» | Расширять предметно-развивающую среду | Воспитатели, родители | декабрь |
II этап - основной. | ||||
5. | Организованная зарядка | «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия | Инструктор по физической культуре | ежедневно |
6. | Закаливание после сна | «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему. | воспитатели | ежедневно |
7. | Консультации для родителей |
| воспитатели | январь февраль |
8. | Консультация для воспитателей ДОУ «Нарушения осанки у дошкольников, причины и профилактика в ДОУ». | Повышение компетентности педагогов в области профилактики нарушения осанки в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Инструктор по физической культуре | март |
9. | Рекомендации для родителей, памятки. | 1.15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка. 2.Дети с ограниченными возможностями здоровья10 заповедей для родителей. | воспитатели | март апрель |
10. | Беседы с детьми в подготовительной к школе группе на тему «Безграничные возможности» | Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования у них позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями и инвалидам. | воспитатели | май |
11. | Праздник по физической культуре приуроченный ко Дню народного единства |
| Воспитатели, инструктор по физ.культуре, музыкальный руководитель | май |
Работа с родителями
Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении детей с ОВЗ выполняет его семья. Эффективной формой работы воспитателей и специалистов дошкольных учреждений с родителями детей с ОВЗ является организация клубной деятельность. Здесь родители смогут получить помощь правовой, психолого-педагогической направленности.
Виды деятельности
- Консультации (групповые и индивидуальные)
- Мастер-класс,
- Открытые мероприятия,
- Совместные мероприятия,
- Круглый стол,
- Практические занятия (групповые и индивидуальные),
- Информационный родительский уголок в группе,
- Специальный информационный раздел для родителей на сайте дошкольного учрежения.
Теперь мы задумались о том, чем же можем помочь таким детям? Для этого мы решили познакомиться с опытом проведения подобных мероприятий и узнать о потребностях таких детей.
Оказалось, что оказывают поддержку таким детям различные организации, но не нашли информации о том, как школы сотрудничают с детьми-инвалидами. Мы узнали также, что администрация нашего города проводит мероприятия для таких детей, но сами дети с ОВЗ являются пассивными слушателями, но не участниками.
В нашем городе действуют «Общество слепых», «Общество глухих», «Общество инвалидов» и есть Волжское отделение Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде», где состоят на учете более 130 человек с крайне тяжелыми заболеваниями; дети, которые не могут обучаться в школе, а следовательно, испытывающие проблемы с интеграцией в обществе. Большую потребность в нашем внимании испытывают именно тяжело больные дети, поэтому мы начали с ними сотрудничать.
Часто в детских садах и между ними проводят спортивные соревнования, именно в такие моменты дети с ОВЗ чувствуют себя ущемленными. Реализуя данный проект, мне хотелось бы уровнять детей и показать, что все равны.
- воспитание потребности в здоровом образе жизни у воспитанников из «группы риска»;
- привлечение к участию в спортивных мероприятиях детей с ОВЗ для их оздоровления и социализации.
- Развивать физические качества, координационные способности и функцию равновесия
- Воспитывать умение работать в коллективе
- Реализация принципов сознательности.
- Повышать функциональныые
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспечение необходимых условий для продуктивного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими является существенным фактором социализации этих детей.
Автор предлагает социальный проект, содержанием которого является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч учащихся общеобразовательной школы и детей с интеллектуальными нарушениями. Задача состоит в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, волонтёры, помощь, адаптация, коррекционно-развивающие упражнения.
Дети с ОВЗ нуждаются в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития психолого-педагогическими средства. Оказание помощи детям с ОВЗ осуществляется в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения данной категории детей. Сопровождением детей с интеллектуальными и физическими нарушениями занимаются специальные службы, ППМС-центры, психолого-педагогические консилиумы. Целью сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), успешная интеграция в социум. Учителя-дефектологи, учителя-логопеды в соответствии с полученными рекомендациями разрабатывают систему коррекционно-развивающих занятий, цель которых - компенсировать недостатки в развитии, мешающие успешному обучению и воспитании [1].
Обучаясь в специальных учреждениях даже при сопровождения специалистов такие дети не в полном объёме проходят социально-культурную адаптацию. Изменить ситуацию возможно путём решения проблемы изоляции детей с ОВЗ от нормально развивающихся сверстников Объектом нашей проектной деятельности являются особенности взаимодействия общего и специального образования.
Предметом проектной деятельности является организация встреч детей с ОВЗ и учеников – волонтёров с нормой интеллектуального развития в образовательных учреждениях общего назначения.
Интеграция детей с проблемами развития в среду обычных сверстников - явление вполне распространенное во всех высокоразвитых странах мира. Таков сегодня социальный заказ общества и государств, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития [2].. В предложенной проектной деятельности используется международный опыт специалистов из Беларуссии, Канады.
Содержанием проекта является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч учащихся общеобразовательной школы и детей с ограниченными возможности здоровья.
Проект рассчитан на разновозрастную категорию детей.
Сроки реализации проекта: в течение учебного года. Педагог планирует содержание занятия для более полноценного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в совместные игры. Готовит нормально развивающихся детей к взаимодействию с их сверстниками, имеющими нарушения в развитии: проводит беседы, приучает детей делать своими руками интересные и доступные им игровые пособия, разрабатывать игры.
Задача состоит в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.
Цели проекта:
- развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, формирование элементарных представлений об окружающем мире;
- оказание посильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
- повышение уровня социализации школьников и детей с ОВЗ; цель
- вовлечение учащихся в непосредственную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем;
- формирование толерантности учеников и родителей, необходимых коммуникативных навыков;
- привлечение внимания и участия со стороны общественности (родители, совет учащихся, общественные объединения);
Задачи проекта:
- Создание благоприятной среды для развития ребенка с ОВЗ.
- Воспитание необходимости общения, создание эмоционального комфорта.
- Организация системы работы по совершенствованию условий социализации и образовательной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов путем формирования у них активной жизненной позиции и развития навыков жизненной компетенции.
Основные требования к проекту:
Целостность – каждое занятие, игра соответствует общему замыслу и ожидаемому результату.
Последовательность и связность – каждая встреча детей логически связана с предыдущей и последующей.
Объективность и обоснованность – подход к решению проблемы, воплощение идеи проекта основаны на осмыслении социальной ситуации и оценки возможностей её улучшения.
Компетентность исполнителей – каждый участник проекта должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Ограниченность – проект существует в рамках целей и задач, предполагаемых результатов, во временных рамках.
Жизнеспособность – возможность реализовать данный проект в других условиях.
Содержание проекта.
Данный проект рассчитан на один учебный год. В течении учебного года каждй меся организовываются встречи детей с нормой интеллекта – волонтёров и детей с интеллектуальными нарушениями . Во время встречи волонтёры в игровой форме проводят занятия с детьми с ОВЗ. Содержание каждого занятия имеет коррекционно – развивающую направленность. Проводит занятие педагог и учащиеся - волонтёры. Каждую встречу готовит один из классов. На протяжении всех мероприятий ученики общеобразовательной школы (волонтёры) находятся рядом с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оказывая им посильную направляющую помощь.
Организация встреч – занятий.
Занятия проводятся с группой, состоящей из 6–8 человек, 1 раз в месяц. Длительность одного занятия — от 30 до 60 минут. Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Не рекомендуется добиваться единственно правильного ответа. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, занятие заканчивается. Каждая встреча должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным. Совместные игры направлены на формирования сотрудничества и взаимопонимания. Пока дети играют родители детей с ограниченными возможностями здоровья общаются, обмениваются опытом по вопросам воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
Встреча № 1. Сентябрь.
Тема: «Праздник урожая. Овощи и фрукты».
Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.
Задачи:
– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;
– развивать мелкую моторику рук;
- вызывать у детей желание общаться.
Рекомендуемые игры:
- «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» - называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов.
- «Сложи картинку» из 4-х частей (изображение овощей и фруктов).
- «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
- «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на верёвке.
- «Большая и маленькая тарелочки» - выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
- «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.
Дыхательное упражнение «Осенний ветерок».
– Давайте превратимся в ветер. Подуем на наши листики. (Листья лежат на ладошках у мам).
Дует, дует ветер! Дует, задувает!
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке.
Падают листочки прямо нам под ножки.
Пальчиковое упражнение «Дождик».
– Ветер пригнал тучу (Показывается картонная тучка с висящими капельками). Из тучи пошел дождик: кап-кап-кап. Давайте покажем пальчиками, как капает дождь. (Выполняем упражнение вместе с родителями).
Встреча № 2. Октябрь.
Тема: «В гости к осени. Птицы осенью».
Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.
Задачи:
– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;
– развивать мелкую моторику рук;
- вызывать у детей интерес к окружающему миру.
Рекомендуемые игры:
- «Сделай, как я» - выкладывание контура птиц из палочек по образцу.
- «Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми пальцами одновременно на песке (манке, крупе).
- «Разрезные картинки» - собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище, крылья, лапки.)
- «Это птичка» - обводка трафарета из толстого картона.
- «Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от большого листа бумаги.
- «Покорми синицу и голубя» - рассортировать семечки и горошины.
- «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веточкам, используя двойные трафареты.
Слуховое упражнение «Играем с дождиком».
– Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.
Дождик капал понемножку. Учитель протягивает ладошки.
Протянули мы ладошку. Мамы вместе с детьми протягивают
ладошки навстречу учителю.
Дождь пошел сильней, сильней, Учитель ударяет по столу.
Убегайте в дом скорей.
Пальчиковое упражнение «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.)
Встреча № 3. Октябрь.
Тема: «Игрушки».
Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Игрушки».
Задачи:
– формировать у детей понятия «один – много»;
– развивать речь, слуховое восприятие, память, внимание;
– развивать моторику пальцев рук;
– вызывать у детей интерес к занятиям.
Рекомендуемые игры:
- «Собери пирамидку».
- «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
- «Матрёшки разбежались» - собрать на ковре (столе) матрёшек и вложить их одна в одну.
- «Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
- «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек». Какая игрушка спряталась?
- «Рисуем мячи» - безотрывное рисование от точки путём наращивания по окружности.
Пальчиковое упражнение «Сосчитай игрушки».
– Вот сколько у нас игрушек. Давайте положим игрушки на диван и поможем их сосчитать.
На большом диване в ряд игрушки лежат: Дети хлопают в ладоши.
Мячик, кубик и машина, Загибают пальчики
Пирамидка, Буратино.
1, 2, 3, 4, 5. Разгибают пальчики Помогаем нашей Ане мы игрушки сосчитать. Дети хлопают в ладоши.
(Родители помогают детям загибать пальчики).
Артикуляционное упражнение «Веселые и грустные клоуны».
– К нам пришли два клоуна: Один веселый, улыбается. Другой – грустный, надул губы.(Рассматриваем картинки). Давайте покажем, как улыбается веселый клоун. (Дети вместе с родителями улыбаются, показывая зубы). А теперь покажем, как надул губы грустный клоун. (Дети вместе с родителями вытягивают губы вперед).
(Выполняем поочередно несколько раз).
Слуховое упражнение «Погремушки звенят – погремушки молчат».
– Посмотрите, что у меня в коробке. Это погремушки. Послушайте, как звенит погремушка. А теперь она спряталась, молчит. (Прячу погремушку за спину). Давайте поиграем вместе со мной. Возьмите погремушки.
Погремушки звенят – дети звенят погремушками.
Погремушки молчат – прячут погремушки за спину.
Грамматическое упражнение «Магазин игрушек».
– А теперь давайте пойдем в магазин и купим кукле Ане много игрушек. (На доске – картинки с изображением игрушек: мячи, машины, пирамидки, кубики).
Что купим Ане? (Мячики). И т.д.
Грамматическое упражнение «Большой – маленький».
– У нас – маленькие мячики, а в коробке – большие мячи. Давайте погрузим большие мячи в большую машину, а маленькие мячики – в маленькую машинку. Где большая машина? А где маленькая машинка? У меня маленький мячик, я положу его в маленькую машинку. А у тебя? Куда ты положишь свой мячик?
Встреча № 4. Ноябрь.
Тема: «Мой город. Мой дом».
Цель: формировать у детей социально-коммуникативные навыки.
Задачи:
– учить детей различать понятия «большой – маленький»; обогащать и активизировать словарный запас;
– развивать у детей слуховое внимание, память, пространственную ориентировку;
– развивать силу движений пальцев рук;
– создавать у детей положительное эмоциональное настроение.
Рекомендуемые игры:
- Строим дом (дома) из кубиков.
- «Маленький архитектор» - выложи дом из цветных геометрических фигур.
- «Посчитай окошки на ощупь» - посчитать на трафарете количество окон.
- «Строители» - выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
- «Дома на песке» - нарисовать на песке (крупе) палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
- «В городе дождь идёт» - имитация движений.
Пальчиковое упражнение «Посуда».
Девочка Аленка порядок наводила, Сжимаем пальцы в кулачки и
разжимаем их на обеих руках.
Девочка Аленка кукле говорила: Пальцы сжаты в кулак, большой
палец поднят вверх сначала на
правой руке,
а потом так же на левой.
«Салфетки должны быть в салфетнице, Разгибаем пальцы поочередно от
Масло должно быть в масленке, указательного до мизинца.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, ну конечно, в солонке».
Девочка Аленка порядок навела. Сжимаем ладошки вместе.
Двигательное упражнение.
Дети декламируют стихотворение и выполняют соответствующие движения:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли. [3]
Встреча № 5. Декабрь.
Тема: «В гости к зимушке - зиме. В лесу родилась ёлочка…».
Цель: формирование временных представлений.
Задачи:
– формировать словарь по теме «Зима»;
– развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, учить ориентироваться в пространстве;
– развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– создавать у детей положительное эмоциональное настроение;
– вызывать интерес к окружающему миру.
Рекомендуемые игры:
- «Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить комочки из ваты.
- «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
- «Снежная баба» - лепка из пластилина.
- «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определить орешек на ощупь.
- «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.
- «Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их в кормушку.
Мимическая и артикуляционная гимнастка.
– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;
– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;
– ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;
Пальчиковая гимнастика ВОРОНА
Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь –
А червячков уж нет!
Встреча № 6. Январь.
Тема: «Вы бывали в зоопарке?». Животные и их детёныши.
Цель: ознакомление детей с ОВЗ на элементарном уровне с окружающим миром.
Задачи:
- формировать представления детей об окружающем мире;
- развивать зрительно – моторную координацию;
- научить осуществлять группировку и упорядочение предметов на основе определённого качественного признака;
- воспитывать любовь к природе;
- вызывать у детей интерес к занятиям.
Рекомендуемые игры:
- «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки – Кто
это?
- «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
- «Чтобы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».
- «Клубочки для котят» - наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
- «Зоопарк» (коллективная работа) – дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детёнышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объём фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно [ 4].
- «Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.
- «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где собака? А у кого щенок? И т.д.»
Встреча № 7. Февраль.
Тема: «Моя семья».
Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с недостатками развития.
Задачи:
- Развивать социально – коммуникативные навыки;
- Формировать произвольное внимание, зрительно – пространственную ориентировку;
- Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру.
- Вызывать у детей желание общаться.
Рекомендуемые игры:
- «Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки фигур человека – большой и маленький. Формирование понятий:»папа – сын», «мама – дочка», «бабушка – внучка».
- «Бабушкины помощники» - перемотать нитки на катушку с клубочка.
- «Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
- «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
- «Что купила мама?» - найти небольшие предметы в «сухом бассейне» (т.е. коробке с фасолью, горохом, крупой).
- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».
- «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
- «Научим дочку шнуровать ботинки».
Слуховое упражнение «Отгадай, что звучит».
– Послушайте, как звучат различные предметы. А теперь я спрячусь за ширму, а вы отгадайте, что звучит. (Игра проводится несколько раз).
Дыхательное упражнение «Подуем на шарик».
– Молодцы, ребята, вы очень хорошо отгадывали, вот вам за это шарики. (Вносятся воздушные шарики. Рассматриваем, какие они большие, красивые, разноцветные. Затем предлагаем детям подуть на них: вдыхаем носом, а дуем на шарики ртом. Шарики полетели. Еще раз подули)
Артикуляционное упражнение «Надуем щеки».
- Предлагаю детям надуть щеки, как шарик. Сдуваем шарик и надуваем снова.
Пальчиковое упражнение «Силачи» .
– Шарики улетели, а вместо них прикатились мячики. Посмотрите, какие они маленькие, красивые. Давайте возьмем мячики и сильно сожмем их двумя руками. Какие мы силачи! А теперь возьмите мячики в одну руку и сожмите их одной рукой (показываем). Вот какие мы сильные!
Пальчиковое упражнение «Моя семья»».
– Посмотрите, кто есть у Оли дома (Показываю сюжетную картинку «Семья»).
Мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте покажем на пальчиках.
Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Слуховое упражнение «Иди - беги».
– Поиграем с Олей? У нее бубен. Если Оля будет стучать в бубен тихо (вот так), мы будем ходить тихонько, как мышки, на пальчиках. А если Оля будет стучать громко (вот так), мы будем бегать быстро, как лошадки.
Встреча № 8. Март.
Тема: « Мамин день (8 марта)».
Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с недостатками развития.
Задачи:
- Развивать социально – коммуникативные навыки;
- Формировать временные представления по теме «Весна»;
- Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру;
- Вызывать у детей желание общаться.
Рекомендуемые игры:
- «Поздравительная открытка» - изготовление открытки (вырезание по контуру цветов и наклеивание).
- «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» - лепка из пластилина.
- Совместные игры с мамами.
- «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке или красками на бумаге.
- «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка.
- «Сортировка семян» - рассортировать семечки и горох.
- Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зелёных листочков каждым ребёнком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.
Встреча № 9. Апрель.
Тема: «Одежда».
Цель: дать представления детям с ОВЗ о назначении и разновидностях одежды, научить практическим навыкам пользования одеждой.
Задачи:
- формировать социально – бытовую ориентировку;
- развивать мелкую моторику рук;
- научить детей классифицировать предметы по форме, цвету, размеру;
- вызывать у детей интерес к занятиям.
Рекомендуемые игры:
- «Недошитое» платье. «Пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы» - дополнить картонный трафарет нужной деталью.
- Шнуровка, застёгивание пуговиц, молний, липучек.
- «Сушка белья» - пристегнуть прищепками к верёвке одежду кукол, носовые платки.
- «Подбери пуговицы по цвет».
- «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
- «Сарафан в полоску» - обвести трафарет и заштриховать слева направо.
- «Почини платье» - для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.
- «Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.
Пальчиковое упражнение «Обувь».
Как у нашей кошки на ногах сапожки. (Загибают на обеих руках
пальчики по одному, начиная с больших.)
Как у нашей свинки на ногах ботинки
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и
средним пальцами.) [ 4].
Встреча № 10. Май.
Тема: « Труд людей. Профессии».
Цель: формировать представления детей о различных направлениях деятельности человека.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Развивать слуховое восприятие и понимание речи;
- Учить детей сравнивать предметы и явления и объединять их в группы;
- Создавать у детей положительное эмоциональное настроение.
Рекомендуемые игры:
- «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).
- «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. «Шнуровки».
- «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
- «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
- «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей.
- «Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики.
- «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
- «Скульптор» - лепка из пластилина.
- «Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.
- «Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застёгивать крючки, пуговицы, кнопки.
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводам, что каждый участник этого проекта приобретает определённый социальный опыт.
Ученики общеобразовательной школы (волонтёры) прониклись пониманием того, что простые (элементарные на их взгляд вещи) с трудом даются особенным детям. Почувствовали, что трудно порой объяснить так, чтобы тебя поняли, для этого приходится использовать различные приёмы и способы, подбирать нужные слова. Во время подготовки к каждому занятию возникала необходимость прочитать специальную литературу, познакомиться с особенностями поведения детей с интеллектуальными нарушениями.
Говорили о том, что испытывают благодарность за то, что они живут и имеютнеограниченные возможности.
Родители учеников – волонтёров школы были рады проявить благотворительность, участвовать вместе с детьми. Часто мы ругаем своих детей, не довольны, а в сравнении понимаешь, что твои проблемы не столь серьёзны или велики, как кажутся.
Гости (дети с ОВЗ) тронуты теплотой и вниманием, каждый раз общение доставляет им огромную радость. Танцуют, играют, выполняют задания вместе с детьми, довольны таким вниманием. Не хотят уходить, оставались бы, несмотря на усталость, родители детей-инвалидов в это время имеют возможность пообщаться руг с другом, обменяться опытом, который не найдешь в книгах. Есть возможность посмотреть на своего ребёнка со стороны. Кроме этого, нужна и реальная физическая помощь в организации более разнообразных форм общения и развития взаимодействия с парой мать – ребёнок. [5] Родители в домашних условиях повторяют игры и задания дома, чтобы содействовать развитию ребенка.
Можно сделать вывод, что развитие и расширение такой практики в сфере общего, специального и дополнительного образования позволит не только дать возможность детям с ОВЗ почувствовать себя полноценными членами общества, но и научит обычных детей активнее сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему.
Ссылки на источники.
- Дулисова Т.В. Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы) http://festival.1september.ru -
[ Дата обращения 15.05.2013 ]
- Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html - [ Дата обращения 10.05.2013]
- Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Проблемы и решения / Пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии Е.В. Клочковой. – М.:»Монолит», 2003
- Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для педагога-дефектолога /Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
- Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Баенская Е.Р.- М.: Теревинф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи на тему «Радостные встречи»
Занятие направленно на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка...
конспект по социальному развитию "Вперед, на встречу к играм в Сочи!"
данный конспект предназначен для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста...
НОД (по социально-коммуникативному развитию) на тему: «Встреча со Светофором Светофорычем»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив младшей группе Тема: «Встреча со Светофором Светофорычем» Интеграция образовательных областей: « Социально к...
Совместная деятельность воспитателя и детей по теме: « Народные праздники и традиции. Встреча весны».(интеграция областей-художественно-эстетическое,социально -коммуникативное развитие,развитие речи.
совместно с детьми и гостями (воспитателями детского сада и других детских садов) делали жаворонков из дрожжевого теста, закликали в гости весну....
НОД в средней группе «Белочка» (по социально-коммуникативному развитию) на тему: «Встреча Колобка с незнакомцами»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группе Тема: «Встреча Колобка с незнакомцами » Интеграция образовательных областей: &laq...
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и социально – коммуникативного развития в младшей группе. По теме: «Мы гостей встречаем, чаем угощаем»
Авторский конспект непрерывной образовательной деятельности в области речевого развития и социально – коммуникативного развития в младшей группе. По теме: «Мы гостей встр...
Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Встречаем гостей"
Материал содержит конспект, который поможет развить игровой опыт детей через освоение первичных представлений ролевого взаимодействия....
- Мне нравится (1)