ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.[3] Разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека сопровождается гиподинамией, нарушением рационального питания, психическим перенапряжением. Согласно существующей статистике, 60% детей, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения, а 45% не готовы к обучению и освоению программы школы.
Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи. [4]
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и не для кого, ни секрет, что основной компонент данных качеств – здоровье. К сожалению, опрос семей воспитанников показал, что в домашних условиях отработанная в детском саду система не всегда поддерживается, рекомендации педагогов и медиков игнорируются. В выходные и праздничные дни, во время каникул и отпусков многие родители предпочитают отдых за просмотром компьютера или телевизор, забывая о духовной близости «родитель – ребенок». Ведь именно в семье, в кругу близких людей закладываются основы здоровья, воспитывается интерес к двигательной активности, склонности к конкретным видам спорта.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада и в тесном сотрудничестве с родителями.[2]
Одним из главных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также расслабления и отдыха. Имеется физкультурный зал, в котором имеются: спортивный комплекс, тренажеры, физкультурный инвентарь, а также пособия, изготовленные своими руками; бассейн, оснащенный современным оборудованием.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе имеется спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь.
Незаменимым помощником в формировании у детей здорового образа жизни, являются различные дидактические игры: «Зимние виды спорта», «Спорт-это здоровье», «Спортивный инвентарь». Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют спортивные навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.
Ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Ежедневное выполнение упражнений способствует более лёгкому и прочному их усвоению. В течении месяца планируется проведение двух комплексов утренней гимнастики. [2]
В теплое время года утренняя зарядка проводится на свежем воздухе, в холодное время года – в спортивном зале. Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений.
Большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике и физкультминуткам, которые проводится как перед организованной образовательной деятельностью, так и во время неё. Они способствуют меньшей утомляемости детей.
Подвижные и спортивные игры являются важным звеном при осуществлении прогулки. Они занимают важное место в жизни детей. Игра способствует овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, укреплению нравственных и личностных качеств. При планировании прогулок учитывалась динамика спортивных и подвижных игр.[1] Дети очень любят игры-эстафеты, которые всегда чередуются с играми малой подвижности: «Кто быстрее?», « Раз, два, три, стоп!», «Совушка», «Ловишки с приседанием», «Мы веселые ребята», «Часики», «Третий лишний», «Цепи», «Ровным кругом» и мн. др. В теплое время года с детьми проводятся игры «Городки», «Футбол», катание на велосипеде, самокате, «Бадминтон», «Баскетбол». В зимнее время – катание на лыжах, санках, зимние забавы, «Снежки», «Попади в цель» и др.
Подвижные и спортивные игры вызывают чувство радости, самостоятельности в игре стимулируют старших дошкольников стремиться к большей физической активности и к организации здорового образа жизни.
Во время проведения прогулок используется выносной спортивный инвентарь: кольца, обручи, мешочки для метания, мячи, скакалки и мн. др. оборудование. Все проводимые мероприятия по оздоровлению в ДОУ вызывает повышенный интерес у детей и родителей к физической культуре.
Литература
1. Бабаева Т.И. А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
2. Богина Т.Л. Терехова, Н.Т. Режим дня в детском саду: Учебно-методическое пособие для воспитателя детского сада.- М.: «Просвещение», 1997
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2010г.
4. Епанчинцева Н.Д. Растим дошкольника здоровым. Учебно-методическое пособие / Н.Д. Епанчинцева. - Белгород: «ПОЛИТЕРРА», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стопотерапия - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики плоскостопия...

Здоровьесберегающие технологии. Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей посл...

"Аквагимнастика как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.Особенности улучшения физического состояния дошкольник...

«Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Музыкотерапия способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности....

«Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста». Из опыта работы
laquo;Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста». Из опыта работы. Самомассаж оказывает положительное воздействие на здоровье воспитанников во всех смыслах этого сл...

Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, ...
Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
Задачи при обучении детей элементам спортивных игрПри обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самосто...