Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
консультация по физкультуре

Баркова Оксана Александровна

Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_el_sport_igr.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Элементы спортивных игр и физических упражнений

как средство укрепления здоровья детей дошкольного


Актуальность темы

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980; Ю.К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях.

К сожалению, сейчас дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным для многих родителей становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (с 23,2 до 15,1%), увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (с 66,9 до 67,6 %) и с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%).

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствуют подписанные президентом России Путиным В.В. постановления:

«О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»;

«О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» (письмо от 26.02.02 № 3—51-197/20);

«Повышение интереса к физической культуре и спорту» (2007 год).

Концепция содержания непрерывного образования (2003 год): «Возможно и целесообразно ознакомление детей со специальными видами физической культуры (отдельные виды спортивных занятий и игр с элементами легкой атлетики, футбола, тенниса)»

Разработана программа РФ по физической культуре и спорту на 2006-2015 год.

В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.

Однако, реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие, и не владеют ими.

Состояние работы по обучению детей элементам спортивных игр в детском саду:

- слабая материальная база;

- недостаточная подготовленность педагогов

Но тем не менее, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр.

Таким образом, использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка.

Задачи при обучении детей элементам спортивных игр

При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Итак, элементам каких спортивных игр целесообразно обучать в детском саду? (хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, городки).

Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.

Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.

Требования при обучении детей спортивным играм:

- сезонность спортивных игр;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической

подготовленности;

- соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой

программы;

- учет интересов детей;

- состояние материальной базы дошкольного учреждения.

(показ площадок)

Методика обучения спортивным играм и упражнениям

Какие формы работы по обучению спортивным играм целесообразно использовать в детском саду?

С целью создания интереса у детей к спортивной игре необходимо ознакомление со спортивной игрой посредством вербальных методов наглядности:

- рассматривание иллюстраций;

- чтение энциклопедий;

- просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций;

- дидактические игры.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия.

В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей

спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем - повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений или игр.

Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма.

В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоциально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.

Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела.

В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных действий.

Кроме физкультурных занятий на свежем воздухе используются и другие формы работы:

физкультурные занятия в зале, которые могут включать в себя подводящие упражнения.

Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далее - передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются.

Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

Подводящими упражнениями могут служить:

- Отдельные части изучаемого двигательного действия.

- Имитация изучаемых двигательных действий.

-Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое
выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно
важны при обучении новым двигательным действиям, связанным
с возможностью падений и травм.

- Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает
меньше ошибок.

Требования к проведению занятий:

- эмоциональность (отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность; положительный эмоциональный тоже является важной предпосылкой здоровья, предупреждает разные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям

- игровая форма проведения занятий (игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям; занятие должно проходить как занимательная игра). Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

- учет общедидактических принципов (обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов). Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры остаются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения:

- в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий,

- на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.

После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.

В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недостаточно только разъяснений и показа воспитателем движений в стереотипных упражнениях - необходимо создавать условия для применения разученных действий в разнообразной двигательной деятельности.

Одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта:

- многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха.

-закрепление движений на утренней гимнастике, в совместной и самостоятельной деятельности, физкультурных праздниках и развлечениях.

Литература:

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. Просвещение 1992 г.

2. Волошина Л.Н, Курилова Т.В. Программа «Играйте на здоровье» Издательство АРКТИ, 2004 год

3. Голомидова С.Е. «Физкультура. Игровая деятельность. Старшая группа»

Издательско-торговый дом «Корифей»,2010 год

4. Литвинова О.М. «Система физического воспитания в детском саду»

Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Подготовила: воспитатель Кононович Т.С.Забота о детях, их благополучии, ...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка.  Цель физического  развития  - охрана и укрепление здоровья  детей....

Сообщение «Спортивные игры и упражнения, как средство укрепления здоровья детей. Подвижные игры: прошлое, настоящее и будущее»

    В возрасте 3-7 лет дети, как правило, обладают неуёмной энергией и буквально неистовым желанием постоянно двигаться.      Спортивные, подвижные игры - отл...

Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного

Задачи при обучении детей элементам спортивных игрПри обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самосто...

Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей

Спортивные, подвижные игры - отличный способ, как расходовать детскую энергию, так и аккумулировать её. Правильно подобранные упражнения, а также игры помогут укрепить мышечный корсет ребёнка и его ос...