Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
статья (старшая группа)
Задачи при обучении детей элементам спортивных игр
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Итак, элементам каких спортивных игр целесообразно обучать в детском саду? (хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, городки).
Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.
Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.
Требования при обучении детей спортивным играм:
- сезонность спортивных игр;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической
подготовленности;
- соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой
программы;
- учет интересов детей;
- состояние материальной базы дошкольного учреждения.
(показ площадок)
Методика обучения спортивным играм и упражнениям
Какие формы работы по обучению спортивным играм целесообразно использовать в детском саду?
С целью создания интереса у детей к спортивной игре необходимо ознакомление со спортивной игрой посредством вербальных методов наглядности:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение энциклопедий;
- просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций;
- дидактические игры.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.
Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия.
В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей
спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем - повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений или игр.
Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоциально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние.
Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела.
В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных действий.
Кроме физкультурных занятий на свежем воздухе используются и другие формы работы:
физкультурные занятия в зале, которые могут включать в себя подводящие упражнения.
Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далее - передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются.
Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
- Отдельные части изучаемого двигательного действия.
- Имитация изучаемых двигательных действий.
-Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое
выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно
важны при обучении новым двигательным действиям, связанным
с возможностью падений и травм.
- Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает
меньше ошибок.
Требования к проведению занятий:
- эмоциональность (отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность; положительный эмоциональный тоже является важной предпосылкой здоровья, предупреждает разные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям
- игровая форма проведения занятий (игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям; занятие должно проходить как занимательная игра). Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
- учет общедидактических принципов (обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов). Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры остаются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения:
- в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий,
- на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.
В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недостаточно только разъяснений и показа воспитателем движений в стереотипных упражнениях - необходимо создавать условия для применения разученных действий в разнообразной двигательной деятельности.
Одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта:
- многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха.
-закрепление движений на утренней гимнастике, в совместной и самостоятельной деятельности, физкультурных праздниках и развлечениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
Задачи при обучении детей элементам спортивных игр
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Итак, элементам каких спортивных игр целесообразно обучать в детском саду? (хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, городки).
Спортивные упражнения: катание на санках, лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.
Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.
Требования при обучении детей спортивным играм:
- сезонность спортивных игр;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической
подготовленности;
- соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой
программы;
- учет интересов детей;
- состояние материальной базы дошкольного учреждения.
(показ площадок)
Методика обучения спортивным играм и упражнениям
Какие формы работы по обучению спортивным играм целесообразно использовать в детском саду?
С целью создания интереса у детей к спортивной игре необходимо ознакомление со спортивной игрой посредством вербальных методов наглядности:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение энциклопедий;
- просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций;
- дидактические игры.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.
Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия.
В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей
спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем - повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений или игр.
Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоциально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние.
Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела.
В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий спортивными играми и упражнениями. Наиболее распространены занятия, в которых игры и упражнения сочетаются. Но особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных действий.
Кроме физкультурных занятий на свежем воздухе используются и другие формы работы:
физкультурные занятия в зале, которые могут включать в себя подводящие упражнения.
Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекторией, далее - передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются.
Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
- Отдельные части изучаемого двигательного действия.
- Имитация изучаемых двигательных действий.
-Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое
выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно
важны при обучении новым двигательным действиям, связанным
с возможностью падений и травм.
- Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает
меньше ошибок.
Требования к проведению занятий:
- эмоциональность (отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями - их эмоциональность; положительный эмоциональный тоже является важной предпосылкой здоровья, предупреждает разные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям
- игровая форма проведения занятий (игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям; занятие должно проходить как занимательная игра). Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
- учет общедидактических принципов (обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов). Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры остаются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения:
- в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий,
- на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.
В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недостаточно только разъяснений и показа воспитателем движений в стереотипных упражнениях - необходимо создавать условия для применения разученных действий в разнообразной двигательной деятельности.
Одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта:
- многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха.
-закрепление движений на утренней гимнастике, в совместной и самостоятельной деятельности, физкультурных праздниках и развлечениях.
Литература:
1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. Просвещение 1992 г.
2. Волошина Л.Н, Курилова Т.В. Программа «Играйте на здоровье» Издательство АРКТИ, 2004 год
3. Голомидова С.Е. «Физкультура. Игровая деятельность. Старшая группа»
Издательско-торговый дом «Корифей»,2010 год
4. Литвинова О.М. «Система физического воспитания в детском саду»
Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие специалистов и воспитателей с целью сохранения и укрепления здоровья детей» в рамках тематической недели «Управление здоровьеобеспечением в дошкольном учреждении»
Совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействии специалистов ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка. Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей....
Сообщение «Спортивные игры и упражнения, как средство укрепления здоровья детей. Подвижные игры: прошлое, настоящее и будущее»
В возрасте 3-7 лет дети, как правило, обладают неуёмной энергией и буквально неистовым желанием постоянно двигаться. Спортивные, подвижные игры - отл...
Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного
Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, ...
Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей
Спортивные, подвижные игры - отличный способ, как расходовать детскую энергию, так и аккумулировать её. Правильно подобранные упражнения, а также игры помогут укрепить мышечный корсет ребёнка и его ос...
Консультация для родителей «Спортивные игры и упражнения, как средство укрепления здоровья детей»
Главная задача взрослых - научить ребенка играть и поощрять игры, самим активно участвовать в детских забавах. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувств...