Здоровьесберегающие технологии. Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
статья

Бурина Светлана Валерьевна

Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому здоровьесбережение является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. 

 

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В деятельности нашей группы это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильной организации учебной деятельности (соблюдение режима дня, построение и анализ образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения и чередование их с высокой и низкой двигательной активностью; использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.); в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Элитовский детский сад «Колосок»

Здоровьесберегающие технологии.

Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Бурина Светлана Валерьевна

п.Элита

2020


Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому здоровьесбережение является чрезвычайно важной и первостепенной задачей.  

Основная цель, которую ставлю перед собой – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
  • принцип систематичности и последовательности – систематическая работа по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии;
  • принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • принцип «не навреди» - все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.

В процессе своей деятельности стремлюсь решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, уделить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.  

Исследования, проведенные в нашей группе, показали то, что родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей, главными среди которых они считают:

  • укрепление здоровья и развитие физической культуры детей;
  • формирование компетентности здоровьесбережения детей.

Для удовлетворения этих родительских потребностей я использую современные здоровьесберегающие технологии воздушные ванны, дыхательная гимнастика, закаливание, массаж и самомассаж, игровой массаж, физкультминутки, гимнастика пробуждения.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В деятельности нашей группы это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильной организации учебной деятельности (соблюдение режима дня, построение и анализ образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения и чередование их с высокой и низкой двигательной активностью; использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.); в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим, самомассаж),
  • оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фитотерапия, витаминотерапия, ионизация воздуха),
  • гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания, никогда не дадут оздоровительного эффекта. Поэтому я формирую у детей осознанное отношение к своему здоровью. Это помогает им быть внимательными к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии.

Уже в дошкольном возрасте учу детей оценивать состояние своего здоровья, описывать свое физическое и психическое состояние. Так обучение детей двигательным навыкам идет неразрывно с формированием знаний об их влиянии на здоровье. Разучивая с детьми комплексы дыхательных упражнений, развиваем представления о важности правильного дыхания для работы мозга, профилактики заболеваний. На формирование мотивации потребности детей в здоровом образе жизни направлено знакомство детей со средствами сохранения здоровья, формирование представлений о способах безопасного поведения, ознакомление детей со строением организма человека.

Одним из приоритетных направлений в здоровьесбережении детей является обучение детей приемам самомассажа.

Детский массаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает подвижность и эластичность связочного аппарата, сократительную способность и пластичность мышц. При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.

Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом) обогащает не только внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивает фантазию, способствует снятию напряжения.

Предлагая детям упражнения самомассажа, необходимо соблюдать определенные правила:

  • во время упражнений массажа и самомассажа, дети самостоятельно или в парах выполняют поглаживание, растирание, похлопывание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме;
  • направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках от пальцев к подмышкам; на ногах от стопы к колену и далее к паху; на груди – от центра к периферии; лимфатические узлы массировать нельзя;
  • главное правило – никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять задания.

Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навыки собственного оздоровления.

Упражнения массажа можно проводить в любой удобной позе, как утром – во время утренней зарядки, так и в любое другое время: во время игр, после дневного сна и т.д. Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности.

Продолжительность самомассажа невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой. Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту. Массаж обладает тонизирующим действием

Для сохранения и улучшения здоровья детей я практикую самомассаж ушной раковины, стоп ног, верхнего плечевого пояса, массаж пальцев рук, ног, точечный массаж лица и шеи, пальчиковую гимнастику.

Детский профилактический массаж может не только предупредить большую часть заболеваний, но и вылечить некоторые, находящиеся на ранней стадии.

Самомассаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев и определенные точки, расположенные на ладонях, интенсивно воздействуют на работу соответствующих органов, что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Упражнение для самомассажа рук.

Поиграем мы сейчас!

Поведем игру – массаж.

Разотру ладошки сильно. (Интенсивно растираем ладони до приятного тепла).

Каждый пальчик покручу (Большим и указательным пальцем одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с фаланги мизинца другой руки).

На меня не обижайтесь.

Я здоровым быть хочу

С ноготками поиграю

Друг о друга их потру

Потом руки я помою (Имитируем интенсивное мытье рук)

И легко их разомну. (Легкими движениями массируем кисть руки от запястья к кончикам пальцев)

На замок закрою пальцы (Переплетаем вытянутые пальцы рук в замок)

И тепло поберегу (Подносим к груди замкнутые кисти рук)

А теперь открыт замок (Размыкаем пальцы)

Каждый пальчик прыг-да-скок. (Интенсивно шевелим пальчиками)

Мы кистями потрясем (Стряхиваем руки, расслабляем)

И спокойно отдохнем.

Самомассаж Су-Джок шарами.

Су-Джок – шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, влияют на улучшение самочувствия, снимают стресс, усталость и болевые ощущения, повышют общий тонус организма. С помощью шаров дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

Точечный массаж лица и шеи. Точечный массаж лица и шеи проводится после сна, после гимнастики пробуждения. Дети садятся в кроватках, скрестив ножки. Массаж проводят указательным пальцем перпендикулярно к поверхности кожи и в указанной точке легким поглаживанием. Движение пальцев производится по часовой стрелке и должно быть безостановочным.

Упражнение для точечного самомассажа лица и шеи.

Сели детки на кроватку

Ножки крестиком сложили

На груди находим точку

И тихонько надавили

А теперь повыше пальчик

Раз, два, три, четыре, пять (по часовой стрелке делаем массирующие движения

И в обратном направлении (проводим массирующие движения против часовой стрелки)

Продолжаем мы считать.

А теперь погладим шейку (двумя руками с верху вниз делаем легкие поглаживания шеи)

Сзади косточку найдем (массируем выпуклую косточку шейного позвонка)

Пальцы к носику приставим

И тихонечко нажмем (делаем легкие нажатия подушечками пальцев)

А теперь погладим бровки (проводим массажные движения от внутренне стороны бровей к внешней)

И за ушками потрем (делам пальчики вилкой и легкими движениями массируем зону возле шей)

Каждый пальчик разотрем (каждый слог на пальчик)

Здесь вот ямочку найдем (ямочка между большим и указательным пальцем)

И на ямочку нажмем.

Ручки мы теперь погладим (гладим руки от плеч до кистей)

И кистями рук встряхнем (встряхиваем кистями рук)

А теперь вставать пора

Не болейте детвора

Самомассаж ступней ног. Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на мышцы ног, но и практически на все зоны организма, что способствует оздоровлению и профилактике заболеваний.

Упражнение для самомассажа ног.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем вместе мы, отдохнем.

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку – крема немножко

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо! (смазываем подошвы ног смягчающим кремом)

А теперь погладим ножку (гладим ногу от стопы до коленки)

И похлопаем немножко (хлопаем подошву ладонью)

Каждый пальчик разомнем (массируем пальчики на ногах)

И по коврику пройдем (идем по массирующим коврикам)

Сядем палку покатаем (катаем скалки)

Иль костяшки посчитаем (массируем ножки на массажёре, сделанного из счёт)

По камням походим смело (ходьба по камешкам, насыпанным в лоток)

Закалятся тоже – дело (обливаем ножки холодной водой)

Вытрем сухо, разотрем, (растираем ноги махровым полотенцем)

И опять играть пойдем.

Самомассаж ушных раковин. Большинство ученых представляют аурикулу (ушную раковину), как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Самомассаж ушных раковин является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так, как способствует регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всем организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным. Время массажа не должно превышать более 2 минут. Он проводится одновременно с обеих сторон указательным и большим пальцем. При этом используются такие приемы массажа, как разминание, растирание, поглаживание. Самомассаж для детей проводится в форме игры.

Упражнение для самомассажа ушной раковины.

Подходи ко мне дружок

И садись скорей в кружок

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами беремся за верх раковины уха, при этом большой палец находится сзади)

Потянули (несильно тянем вверх)

Пощипали (легкие нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали

Мочки надо потереть (легко потираем мочки ушей)

Чтобы ушки отогреть

Раз, два! Ра, два!

Вот и кончилась игра.

А теперь вас попрошу

Всем послушать тишину.

Закаливающий самомассаж. Закаливание – это система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду, жаре, изменению влажности) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему, поднимает настроение, предупреждает простудные заболевания, способствует нормализации как ночного, так и дневного сна.

Для закаливающего самомассажа, я использую водные процедуры в совокупности с массажем. Такие процедуры целесообразно проводить в утреннее время или после дневного сна. Дети раздеваются по пояс. Энергичными движениями протирают торс, руки, шею холодной водой. Затем массажными варежками или махровыми полотенцами докрасна растирают кожу. Можно проводить коллективный взаимомассаж, построившись в шеренгу. Затем дети одеваются.

Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют у детей устойчивую привычку в здоровом образе жизни.

Дети в дошкольном возрасте – это благодатная почва, в которую мы с вами вносим зерна хорошего, доброго и правильного. Занимаясь закаливанием и самомассажем, детям прививается устойчивая привычка следить за своим здоровьем в дальнейшей жизни, постоянно заниматься оздоровительными процедурами, такими как, закаливание и самомассаж.


Список литературы:

  1. Алямовская В.Г.Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // газета Дошкольное образование. 2004 – №17, 18, 19, 20, 21, 23, 24.
  2. Береснева З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  3. Волошина, Л.Н. Теория и практика развития здоровье сберегающего образовательного пространства в комплексе «Дошкольное учреждение – педагогический колледж» / Л.Н.Волошина – Белгород, ГОУ ВПО Белгородский ГУ, 2005 – 150 с.
  4. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4лет: программа «Играйте на здоровье» и ее технология применения в ДОУ: учеб. Метод. пособие/ Л.Н.Волошина, Т. Н. Курилова – М: ГНОМ и Д.. – 2004. -112с.
  5. Конеев, Е.В. Детские подвижные игры: материал о занятиях физкультурой в ДОУ с акцентом на подвижные игры / под редакцией Е.В.Конеевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 251 с.
  6. Маханева М.Д Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошк. обрз. учреждений, / М.Д.Маханева, 2-е изд., испр. и доп. – М: АРКТИ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стопотерапия - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики   плоскостопия...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое развитие является на сегодняшний день одним из основных критериев развития ребенка.  Цель физического  развития  - охрана и укрепление здоровья  детей....

"Аквагимнастика как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.Особенности улучшения физического состояния дошкольник...

«Музыкотерапия как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Музыкотерапия способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности....

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы этой работы, указывают на трудности, возникающие у детей с плоскостопием, подчеркивают важность систематической и своевременной работы по профилактике их возникновения и описывают примерную, ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Здоровьесберегающие технологии в сохранениии укреплении здоровья детей дошкольного возраста»на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Здоровьесберегающие технологии в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста» на 2022-2026 учебные годы

Цель программы: формирование у детей ценностной ориентации направленной на сохранение и укрепление собственного реального здоровья посредством реализации комплекса технологий оздоровительной напр...