Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта
статья (старшая группа)

Симоненко Лариса Ивановна

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями, патологиями. Таким образом, не смотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день мы не имеем положительной динамики по этому вопросу, более того имеется отрицательная тенденция (более 45 % детей имеют проблемы со здоровьем). Основные причины снижения показателей здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья, низким уровнем познавательной активности. Стоит отметить, что сам ребенок не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья, здесь большую роль должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симоненко Лариса Ивановна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

Актуальность статьи: задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых целей в масштабах всей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования  РФ, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования». В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями, патологиями. Таким образом, не смотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день мы не имеем положительной динамики по этому вопросу, более того имеется отрицательная тенденция (более 45 % детей имеют проблемы со здоровьем). Основные причины снижения показателей здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья, низким уровнем познавательной активности. Стоит отметить, что сам ребенок не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья, здесь большую роль должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.

Здоровьесберегающая деятельность. Выделим понятие здоровьесберегающей деятельности. Здоровьесберегающая деятельность – система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и актуальное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Задачей здоровьесберегающей деятельности является обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской и психологической самопомощи. Подобная технология преследует 2 цели:

  1. формирование у детей умения самостоятельно заботиться о своем здоровье
  2. организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  1. закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  2. повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  3. проведение профилактической оздоровительной работы;
  4. ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  5. мотивация детей на здоровый образ жизни;
  6. формирование полезных привычек;
  7. формирование валеологических навыков;
  8. формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  9. воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Группы здоровьесберегающих технологий:

  1.  технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;
  2. технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);
  3. коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

  1. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
  • игры-релаксации
  • разные виды массажа
  • элементы упражнений йоги
  • физкультминутки во время занятий
  • упражнения для глаз
  1. работа с семьей
  • пропаганда ЗОЖ
  • консультации для родителей
  • индивидуальные беседы
  • выставки
  • распространение буклетов
  1. работа с педагогами
  • проведение семинаров
  • консультации
  • посещение научных конференций, направленных на здоровьесбережение
  1. создание условий развивающей среды
  • приобретение массажеров, тренажеров, снарядов и модулей
  • изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Заключение. Суть такой деятельности понятна исходя из их названий. Конечная цель здоровьесберегающей деятельности в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...

Консультация для воспитателей "ИКТ - компетентность - требования профессионального стандарта педагога"

Консультация для воспитателей«ИКТ – компетентность – требования профессионального стандарта педагога»...

«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»

Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта

Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта....

Статья "Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта"

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физичес...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...