ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа)

  Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать трудности, не сдаваться перед возникшими неудачами, прислушиваться к критике руководства и делать для себя выводы. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам становится умение постоянно обновлять свои знания. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся  к педагогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А.Белоусова

(воспитатель)

МДОУ д/с «Звездочка»

г.Балашов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

От того, как прошло детство,

 кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

      Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать трудности, не сдаваться перед возникшими неудачами, прислушиваться к критике руководства и делать для себя выводы. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам становится умение постоянно обновлять свои знания. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся  к педагогу.

      Федеральный государственный образовательный стандарт  устанавливается в РФ в соответствии с требованиями статьи 12 и согласно статье 2 пункту 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ними обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный. Профстандарт также предъявляет особые требования именно  к компетенции педагога. И ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.

       Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач, это  высокий профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.

         Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации:

- Методологическая компетентность 

- Психолого-педагогическая компетентность

- Коммуникативная компетентность.  

-Исследовательская компетентность.

 - Презентационная компетентность. 

 -Акмеологическая компетентность. 

 -Информационно-коммуникационноя компетентность. (СЛАЙД №1, содержащий ссылку на сайт.)

       В своем сегодняшнем докладе я более подробно остановлюсь именно на исследовательской компетентности педагога. Исследовательская компетенция – это умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

        Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в котором знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из

видов познавательной деятельности детей и взрослых. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (академик Подъяков Н.Н.) Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении  широко внедрён  метод организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. 

         В групповых  совместно с родителями оборудовали уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. СЛАЙД № 2.

    Ежедневно с детьми проводятся элементарные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, солью, сахаром и т.д. СЛАЙД №3.  

     В соответствии с годовым планом нашего дошкольного учреждения педагоги организовывают открытые просмотры опытно-экспериментальной деятельности, целью которых является развитие познавательного интереса, мыслительной активности, логического мышления, внимания, памяти, умения делать выводы, активизация речи детей. СЛАЙД №4.

    Исследовательская деятельность проводится не только в стенах детского сада, но и на улице: наблюдения, опыты, экскурсии. СЛАЙД №5.

   Среди педагогов организовываются консультации, мастер- классы, тренинги, целью которых является повышение профессиональной компетенции в данной области. СЛАЙД №6.

       Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе. Для того, чтобы родителей заинтересовать воспитатели групп оформляют папки – передвижки и статьи в интересной форме на тему: «Организация и проведение опытов с дошкольниками», «Оформляем уголок по  экспериментальной деятельности»,  «Экспериментирование – один из ведущих видов деятельности», «Эксперименты в домашних условиях», которые рекомендуют родителям проводить с детьми несложные опыты, ведь для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: вода, линейка, рулетка, различные ткани, бросовый материал, ниточки, фонарик, бинокль, часы, краски и т.д.

    Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, рекомендации родителям – что прочитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.

    В рамках детского сада  с родителями проводятся анкетирование, консультации, родительские собрания. СЛАЙД №7.

   Для родителей оформляются фотовыставки. СЛАЙД №8. Наши родители с удовольствием экспериментируют дома и делятся с нами своими впечатлениями. СЛАЙД 9

         Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

     В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

     У детей старшего дошкольного возраста появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

      Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

       За период своей работы в должности воспитателя в разных возрастных группах, я убедилась, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

На мой взгляд, исследовательская компетентность педагога является основным  компонентом его профессионализма и мастерства. В нашем современном  информационном мире исследование, эксперимент рассматривается не только как профессиональная деятельность , но и является ведущим звеном в любой деятельности. Педагог ,обладающий  исследовательской компетенцией, умеет анализировать, ставить перед собой задачу, делать вывод и т.д. Поэтому я считаю, что всем педагогическим работникам просто необходимо постоянно обогащать и расширять свой опыт, проводя мастер- классы, тренинги, принимая участие в конкурсах, а также посещая научные конференции и семинары .



Литература:

1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

4. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..

5. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 8.

Интернет – ресурсы:

  1. moy_opyt_2.docx(29.01.2019)
  2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10352/ (01.02.2019)



Предварительный просмотр:

И.А.Белоусова

(воспитатель)

МДОУ д/с «Звездочка»

г.Балашов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

От того, как прошло детство,

 кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит,

 каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

      Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать трудности, не сдаваться перед возникшими неудачами, прислушиваться к критике руководства и делать для себя выводы. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам становится умение постоянно обновлять свои знания. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся  к педагогу.

      Федеральный государственный образовательный стандарт  устанавливается в РФ в соответствии с требованиями статьи 12 и согласно статье 2 пункту 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ними обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный. Профстандарт также предъявляет особые требования именно  к компетенции педагога. И ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.

       Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач, это  высокий профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.

         Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации:

- Методологическая компетентность 

- Психолого-педагогическая компетентность

- Коммуникативная компетентность.  

-Исследовательская компетентность.

 - Презентационная компетентность. 

 -Акмеологическая компетентность. 

 -Информационно-коммуникационноя компетентность. (СЛАЙД №1, содержащий ссылку на сайт.)

       В своем сегодняшнем докладе я более подробно остановлюсь именно на исследовательской компетентности педагога. Исследовательская компетенция – это умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

        Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в котором знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из

видов познавательной деятельности детей и взрослых. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (академик Подъяков Н.Н.) Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении  широко внедрён  метод организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. 

         В групповых  совместно с родителями оборудовали уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. СЛАЙД № 2.

    Ежедневно с детьми проводятся элементарные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, солью, сахаром и т.д. СЛАЙД №3.  

     В соответствии с годовым планом нашего дошкольного учреждения педагоги организовывают открытые просмотры опытно-экспериментальной деятельности, целью которых является развитие познавательного интереса, мыслительной активности, логического мышления, внимания, памяти, умения делать выводы, активизация речи детей. СЛАЙД №4.

    Исследовательская деятельность проводится не только в стенах детского сада, но и на улице: наблюдения, опыты, экскурсии. СЛАЙД №5.

   Среди педагогов организовываются консультации, мастер- классы, тренинги, целью которых является повышение профессиональной компетенции в данной области. СЛАЙД №6.

       Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе. Для того, чтобы родителей заинтересовать воспитатели групп оформляют папки – передвижки и статьи в интересной форме на тему: «Организация и проведение опытов с дошкольниками», «Оформляем уголок по  экспериментальной деятельности»,  «Экспериментирование – один из ведущих видов деятельности», «Эксперименты в домашних условиях», которые рекомендуют родителям проводить с детьми несложные опыты, ведь для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: вода, линейка, рулетка, различные ткани, бросовый материал, ниточки, фонарик, бинокль, часы, краски и т.д.

    Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, рекомендации родителям – что прочитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.

    В рамках детского сада  с родителями проводятся анкетирование, консультации, родительские собрания. СЛАЙД №7.

   Для родителей оформляются фотовыставки. СЛАЙД №8. Наши родители с удовольствием экспериментируют дома и делятся с нами своими впечатлениями. СЛАЙД 9

         Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

     В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

     У детей старшего дошкольного возраста появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

      Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

       За период своей работы в должности воспитателя в разных возрастных группах, я убедилась, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

На мой взгляд, исследовательская компетентность педагога является основным  компонентом его профессионализма и мастерства. В нашем современном  информационном мире исследование, эксперимент рассматривается не только как профессиональная деятельность , но и является ведущим звеном в любой деятельности. Педагог ,обладающий  исследовательской компетенцией, умеет анализировать, ставить перед собой задачу, делать вывод и т.д. Поэтому я считаю, что всем педагогическим работникам просто необходимо постоянно обогащать и расширять свой опыт, проводя мастер- классы, тренинги, принимая участие в конкурсах, а также посещая научные конференции и семинары .



Литература:

1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

 2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

4. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..

5. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 8.

Интернет – ресурсы:

  1. moy_opyt_2.docx(29.01.2019)
  2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10352/ (01.02.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)"

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования повышает требования к профессиональным качествам воспитателя. Каким должен быть воспиталь определяет профессиональный...

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

       Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и само...

Использование программ внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

В представленном материале рассказывается о повышение квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога посредством использования пр...

Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога»

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, формирует умение приобретать знания самостоятельно.ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступнос...