Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игнатенко А.Л., воспитатель
ЧДОУ «Детский сад «ДАР» Московского района
Санкт-Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых целей в масштабах всей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования». В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями, патологиями. Таким образом, не смотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день мы не имеем положительной динамики по этому вопросу, более того имеется отрицательная тенденция (более 45 % детей имеют проблемы со здоровьем). Основные причины снижения показателей здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья, низким уровнем познавательной активности. Стоит отметить, что сам ребенок не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья, здесь большую роль должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.
Здоровьесберегающая деятельность это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Группы здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;
- технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);
- коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.;
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- подвижные игры;
- дыхательная гимнастика (Система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Рекомендуется проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Занятия рекомендуется проводить ежедневно, длительность 3-6 минут);
- пальчиковая гимнастика (Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами, пальчиковые игры. Занятия рекомендуется производить ежедневно. Данная гимнастика способствует развитию: мелкой моторики рук, осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников);
- гимнастика для глаз (Система упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика необходима для: снятия глазного напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц. Упражнения выполняются стоя, продолжительность 2- 4 минуты);
- физкультминутки (Кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, повышении интереса детей к ходу занятия, создании положительного эмоционального фона. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети);
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- спортивные праздники;
- игротерапия (Привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе);
- ритмопластика (Инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита», развитие двигательных навыков, укрепление мышечного корсета. Организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Рекомендуется проводить дважды в неделю по 30 минут).
Для успешной реализации задачи сохранения и укрепления здоровья детей педагог дошкольного образования должен обладать определенными знаниями и компетенциями. В частности педагог должен владеть информацией, касающейся здоровья человека (особенно детей), обладать знаниями и умениями по формированию здорового образа жизни, знать факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей. Показателями личной готовности педагога являются: сформированность ценностно-мотивационной сферы, развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровьесберегающую деятельность (умение управлять своим поведением, эмоциями, физическая готовность, чувство долга и личной ответственности за конечный результат), положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стремление к совершенствованию уровня личной готовности вести здоровый образ жизни. Необходимость создания сотрудничества и сотворчества во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности является необходимым условием повышения качества здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации. Рост профессиональной компетенции педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями.
Литература
1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос. 2009. – 334 c.
2. Волошина Л. Технология подготовки специалистов дошкольного образования к физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. № 2. 2010. – C. 106-114.
3. Малярчук Н. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов // Педагогика. № 1. 2009. – C. 55-59.
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие – М.: Сфера, 2008.
5. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. – М.: Просвещение, Росмэн, 2006. – 144 с.
6. Сергиенко Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников // Методист. №10. 2006. – С.63-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...
Консультация для воспитателей "ИКТ - компетентность - требования профессионального стандарта педагога"
Консультация для воспитателей«ИКТ – компетентность – требования профессионального стандарта педагога»...
«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
Статья "Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта"
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физичес...
Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта
В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост чис...
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...