Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игнатенко А.Л., воспитатель
ЧДОУ «Детский сад «ДАР» Московского района
Санкт-Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых целей в масштабах всей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года, «Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования». В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями, патологиями. Таким образом, не смотря на предпринимаемые усилия, на сегодняшний день мы не имеем положительной динамики по этому вопросу, более того имеется отрицательная тенденция (более 45 % детей имеют проблемы со здоровьем). Основные причины снижения показателей здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья, низким уровнем познавательной активности. Стоит отметить, что сам ребенок не может обеспечить себе образ жизнедеятельности, направленный на сохранение здоровья, здесь большую роль должны играть родители, воспитатели и специалисты по дошкольному образованию.
Здоровьесберегающая деятельность это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Группы здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;
- технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);
- коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.;
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- подвижные игры;
- дыхательная гимнастика (Система дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Рекомендуется проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Занятия рекомендуется проводить ежедневно, длительность 3-6 минут);
- пальчиковая гимнастика (Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами, пальчиковые игры. Занятия рекомендуется производить ежедневно. Данная гимнастика способствует развитию: мелкой моторики рук, осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников);
- гимнастика для глаз (Система упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика необходима для: снятия глазного напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц. Упражнения выполняются стоя, продолжительность 2- 4 минуты);
- физкультминутки (Кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физкультминуток заключается в: смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, повышении интереса детей к ходу занятия, создании положительного эмоционального фона. Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети);
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- спортивные праздники;
- игротерапия (Привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе);
- ритмопластика (Инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита», развитие двигательных навыков, укрепление мышечного корсета. Организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Рекомендуется проводить дважды в неделю по 30 минут).
Для успешной реализации задачи сохранения и укрепления здоровья детей педагог дошкольного образования должен обладать определенными знаниями и компетенциями. В частности педагог должен владеть информацией, касающейся здоровья человека (особенно детей), обладать знаниями и умениями по формированию здорового образа жизни, знать факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей. Показателями личной готовности педагога являются: сформированность ценностно-мотивационной сферы, развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровьесберегающую деятельность (умение управлять своим поведением, эмоциями, физическая готовность, чувство долга и личной ответственности за конечный результат), положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стремление к совершенствованию уровня личной готовности вести здоровый образ жизни. Необходимость создания сотрудничества и сотворчества во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности является необходимым условием повышения качества здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации. Рост профессиональной компетенции педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями.
Литература
1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос. 2009. – 334 c.
2. Волошина Л. Технология подготовки специалистов дошкольного образования к физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. № 2. 2010. – C. 106-114.
3. Малярчук Н. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов // Педагогика. № 1. 2009. – C. 55-59.
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие – М.: Сфера, 2008.
5. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. – М.: Просвещение, Росмэн, 2006. – 144 с.
6. Сергиенко Т. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников // Методист. №10. 2006. – С.63-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
ФИО педагога Перемитина Марина ВячеславовнаНа период с 01.10.2017 по 01.05.2018 годаАнализ проблем профессионально – педагогической деятельности:- отсутствие квалифицированных кадров для реализации пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-994307-1516955576.jpg)
Консультация для воспитателей "ИКТ - компетентность - требования профессионального стандарта педагога"
Консультация для воспитателей«ИКТ – компетентность – требования профессионального стандарта педагога»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1188620-1574236233.jpg)
«Педагогический совет «Профессиональное развитие педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
Обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессионального стандарта...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быть воспитателем в современном обществе очень сложно. Для этого нужны не только новые знания, но и огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/26/picture-1272353-1601147193.jpg)
Статья "Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта"
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физичес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-314990-1382284483.jpg)
Содержание здоровьесберегающей деятельности воспитателя в аспекте требований профессионального стандарта
В настоящее время проблема сохранения здоровья детей является весьма острой. По данным Минздрава РФ количество детей, которых можно считать здоровыми, все еще продолжает снижаться. Отмечается рост чис...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/10/picture-1488865-1696910966.jpg)
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...