Использование здоровьесберегающих технологий
статья
Большую часть времени в ДОУ дети проводят в группе, поэтому сохранение и укрепление их здоровья зависит от того, насколько грамотно будет построена работа воспитателя по организации здоровьесберегающей деятельности в режиме дня воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий
Большую часть времени в ДОУ дети проводят в группе, поэтому сохранение и укрепление их здоровья зависит от того, насколько грамотно будет построена работа воспитателя по организации здоровьесберегающей деятельности в режиме дня воспитанников.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые помогли бы изменить ситуацию.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
- организацию деятельности детей в игровой форме;
- организацию культуро-творчества дошкольников;
- построение педагогического процесса в образе модели культуры;
- снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня, в ней должны участвовать и педагогические, и медицинские работники.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами педагогической работы, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач.
- Закладывание фундамента хорошего физического здоровья.
- Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.
- Проведение профилактической оздоровительной работы.
- Мотивация детей на здоровый образ жизни.
- Формирование полезных привычек.
- Воспитание ценностного отношения к своему здоровью в соответствии с принципами ведения здорового образа жизни.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности: предметную, исследовательскую, игровую и творческую.
Педагогическую технологию отличают:
- конкретность и четкость цели и задач;
- наличие этапов первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приемов реализации;
- использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
- наличие итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.
Задачи здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа – дети 6-7 лет)
Образовательные задачи
- Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж).
- Передать знания о болезнях и способах защиты от них.
Развивающие задачи
- Повысить двигательную активность.
- Осуществлять профилактику умственного перенапряжения.
- Развивать аналитические способности и логическое мышление.
Воспитательные задачи
- Научить избегать вредных привычек.
- Воспитать осознанное отношение к личной гигиене.
- Стимулировать и поощрять желание самостоятельно тренироваться.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
- Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых.
- Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
- Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
- Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
- Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
- Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
- Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
- Получение знаний детьми должно происходить без ущерба для их здоровья. Успешным обучение может быть только в той образовательной среде, где имеются благоприятные условия для получения образования, где наряду с другими инновационными процессами реализуются здоровьесберегающие технологии с опорой на принцип «Не навреди». Такие технологии должны быть:
- простыми, то есть не требовать значительных материальных затрат; как правило, то, что необходимо взрослому и ребенку для их применения, находится рядом;
- доступными, то есть приспособлены для самостоятельного и сознательного освоения людьми разного возраста;
- безопасными, то есть не связанными с внешним воздействием на ребенка; все оздоровительные технологии ребенок осваивает самостоятельно и сознательно, отслеживая каждый свой шаг и контролируя свое состояние;
- эффективными, то есть быстро давать положительный результат;
- экспортируемыми, то есть давать возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Образовательный процесс ДОУ не может в полной мере обеспечить социальный запрос общества. Главная задача ДОУ – показать семье возможности целостного развития ребенка. Для этого нужно, чтобы родители понимали свою очень важную роль в сотрудничестве. Только при тесной взаимосвязи ДОУ и семьи мы сможем создать наиболее благоприятные условия для формирования личности наших воспитанников: желание ребенка быть здоровым, знание того, как сохранить здоровье, и умение быть здоровым.
Каждое образовательное учреждение выбирает свой маршрут, свой путь, свою дорогу в решении данной проблемы. Но какой бы путь мы ни выбрали, цель одна – здоровый ребенок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...

Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
Конспект вечера-досуга «Путешествие в страну стихов» с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии диалогового общения в I младшей группе
Конспект вечера-досуга в I младшей группе...
Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»
Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...

Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....

Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Берегите глаза!» с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии игры и ИКТ для детей старшей группы.
Цель: формирование знаний о ценности здоровья глаз и его сохранности....