✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)
рабочая программа по обж (младшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_2_gruppa.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете

№_________ от  __________________ 2019

Утверждена приказом заведующего

№_________ от  __________________ 2019

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Формирование основ

безопасности жизнедеятельности

у детей младшего дошкольного возраста»

(3 - 4 года)

Составитель: Щербакова В.А.

2019

Пояснительная записка

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

  • дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей  младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой  дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса  младших дошкольников.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Цель:

Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности, устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи:

- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки        зрения «опасно - не опасно»;

- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.

- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); 

  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); 

  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие); 

  • Наглядность; 

  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); 

  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). 

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе младшего дошкольного возраста.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

 Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

.Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 

  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. 

 

  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. 

  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора. 

  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. 

  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. 

  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». 

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). 

  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. 

  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». 

  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. 

  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. 

Планируемые результаты

- Дети соблюдают элементарные правила поведения в детском саду, в общественных местах.

- Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

- Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности.

- Знают правила безопасного пользования бытовыми предметами.

- детей сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.

- Знают свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Перспективное планирование в младшей группе по ОБЖ

Дата проведения

Тема занятия

Цели занятия

Содержание

Сентябрь

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

1.«Незнакомец звонит в дверь»

2. Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок».

3. Чтение стихотворения «Находчивый Дима»                          Е. Тамбовцева-Широкова

4. Сюж-рол. игра «Если рядом никого…»

«Не собирай незнакомые грибы».

Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека.

1. «Не собирай незнакомые грибы»

2. Беседы о грибах, рассматривание плаката «Грибы», муляжей грибов.

3. Настольно - печатная игра «Полное лукошко».

 Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом».

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду.

1. Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом»

2. Чтение произведения                 С. Маршака «Кошкин дом».

3. Отгадывание загадок.

4. Просмотр м/ф «Кошкин дом».

«Путешествие по улице».

Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется линией.

1. «Путешествие по улице»

2. Просмотр картин с изображением улице.

3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей».

4. «Катание на роликах, велосипеде».

Октябрь

 «Осторожным будь!»

Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему.

 «Когда мамы нет дома» (инсценировка)

 «Осторожно, ядовито!».

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

1. Театр «Осторожно, ядовито!»

2. Дидактическая игра «Каждый грибок в свой кузовок».

3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами»

«Это не игрушки, это опасно».

Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

1.«Это не игрушки, это опасно»

2. Д/и «Доскажи словечко»

3. Подвижная игра «Огонь»

 «В гостях у Айболита»

Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья.

1. «Выбери правильно» (предметы ухода за собой).

2. Коллективная аппликация «Осенний урожай» (создание альбома).

3. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм».

«Путешествие по улице: правила для пешеходов»

Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».

1. «Правила для пешеходов»

2. «Пешеход переходит улицу

3. Настольно - печатная игра «Юный пешеход»

Ноябрь

«Не открывай дверь чужим людям»

Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения.

Беседа «Не открывай дверь чужим людям»

 «Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными.

1. Игра – беседа «Контакты с животными».

2.  Рассматривание папки–раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными».

«Чем опасен пожар?»

Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами.

1. Чтение стихотворения    С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

2. «Не выглядывай в открытое окно»

«Наблюдение за светофором»

Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы.

1. «Наблюдение за светофором»

2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик»

3. Д/и «Кто быстрее»

Декабрь

 «Правила безопасности на льду»

Дать детям знания о правилах поведения на льду.

1. «Правила безопасности на льду»

2. Беседа «Что такое метель»

«Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.

1. «Правила обращения с электроприборами»

2. Д/и «Электроприборы»

«Осторожно, грипп!»

Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой.

«Осторожно, грипп!»

«В городском транспорте».

Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте.

 

«В городском транспорте»

Январь

«Берегись мороза»

Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.

 «Берегись мороза»

 «Профессия пожарного»

Знакомить детей с профессией пожарного , с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии.

Ситуативная беседа: Пожар – это опасно, звоните по номеру – 01».

«Профессия пожарного»

 «Спорт – это здоровье».

Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.

«Виды спорта» (ассоциации).

«Дорожные знаки».

Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность.

1. «Найди такой же знак»

2. Настольно-печатная игра «Дорожные знаки».

 «Проблемные ситуации».

Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам.

«Осторожно я кусаюсь и дерусь».

Февраль

«Природные явления».

Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.

1. «Что такое метель?»

2. «Обходи скользкие места»

 Рассматривание картинок на тему «Что нельзя делать в морозную погоду?»

«Опасные предметы дома».

Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

1. «Бытовые приборы»

2. «Опасные предметы дома»

 Д/игра: «Опасные предметы», «Осторожно электроприборы».

 «Наши друзья и враги»

Расширить и закрепить знания детей об электроприборах. Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности.

С.Я. Маршак

«Кошкин дом»

 «Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом».

Дать представления об особенностях движения троллейбуса и автобуса (троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином).

 

Рассматривание иллюстраций, фото автобуса, троллейбуса

Март

 «Осторожно, сосульки!»

Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года.

 «Что такое сосульки и чем они опасны?»

«Пожар – это опасно».

Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону.

 «Знает каждый гражданин это номер – 01»

 «Витамины укрепляют организм».

Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания.

1. «Витамины укрепляют организм»

2. «Витамины в жизни человека»

 «Что такое перекресток?»

Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы  к прочитанному.

1. «Перекресток»

2.  Рассматривание иллюстраций.

3. Д/игра: «Виды транспорта».

Апрель

1 неделя.  «Собака бывает кусачей».

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности.

1. Игра – беседа «Собака бывает кусачей».

2.  Рассматривание папки–раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными». Д/игра: «Безопасность в природе» (сюжетные картинки).

«Не зевай, правила соблюдай»

Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить , какой вред приносят игры с огнем.

«Основные правила пожарной безопасности»

Игра- инсценировка по потешке « Тили-бом! Тили-бом!»

«Ребенок дома»              

Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых.

 

Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения»

«Как беречь здоровье ребенка?»

Сообщить элементарные сведения о лекарствах, что принимают их только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно, формировать представление о главной ценности жизни – здоровье..

«Как беречь здоровье ребенка

 «Виды транспорта».

Закрепить знания  о видах транспорта.

 Д/и «Разрезанные картинки» Знакомство со специальным транспортом,                          Д/игра «Покажи транспорт, который назову»

Май

 «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»

Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

 «Ты один дома

«Опасности природы в летнее время».

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде.

1. «Чем опасно солнце?»

2. «Осторожно, гроза!»

3. «Берегись насекомых!»

3. «Поведение на воде»

«Детские шалости с огнем и их последствия»

Повторить правила пожарной безопасности.

«Детские шалости с огнем и их последствия»  Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки безопасности»: как избежать неприятностей.

«О безопасности на дорогах».

Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения.

 

Д/игра «Мы шоферы»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Конструирование «Гараж для машины»

         Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Останови огонь»

(сотрудничество  педагогов,  детей и

родителей)

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной

безопасности.

Октябрь

Буклет «Ребенок и взрослый  на

улице»

Памятка «Как обучать ребёнка

безопасному поведению?»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской

безопасности

на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Ноябрь

Информация в уголке для родителей

«Осторожно, хрупкий лед!»

Распространение  среди  родителей  знаний  о  правилах

безопасного

поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки  для  родителей  «Причины

Детского дорожно-транспортного

травматизма»

Оформление уголка  безопасности

Стимулирование  родителей  на  соблюдение  правил

безопасности, ведущих к дорожно-транспортному

травматизму детей.

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному

Январь

Февраль

Буклет

«Формирование основ

безопасности у детей  посредством

чтения художественной литературы»

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по

формированию основ безопасности.

Март

Консультация «Формирование

культуры здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни.

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на

солнце» (О правилах поведения)

Обеспечение  доступности  информации  по формированию  основ

безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность

детей на улице летом»

Обмен  опытом  по  формированию  основ  безопасности  у детей,

установление дружеских отношений среди родителей группы.

Материально-техническое обеспечение программы

  • От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4 –е  изд., перераб. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ,  2017. – 352 с. 

  • Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. 

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998. 

  • Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002. 

  • Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007. 

  • Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009. 

  • Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009. 

  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008. 

  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001. 

  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста (четвертого года жизни) Копия.

Разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»Под ред.  / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др....

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Маленький Эколог» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экол...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего  дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада....

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....