✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
рабочая программа по обж (средняя группа)
Знать основные правила личной безопасности, уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.
При реализации программы обучение организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, . своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_srednyaya_gruppa.doc | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете №_________ от __________________ 2020 | Утверждена приказом заведующего №_________ от __________________ 2020 |
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Формирование основ
безопасности жизнедеятельности
у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
Составитель: Щербакова В.А.
2020
Содержание:
Паспорт программы………………………………………………..3
Пояснительная записка………………………………………….…4
Основные принципы программы…………………………….……5
Этапы реализации программы…………………………………… 6
Актуальность………………………………………………….……6
Цели и задачи программы…………………………………….….. 7
Методические рекомендации……………………………..………8
Используемая литература…………………………………….10
Паспорт программы:
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
РАЗРАБОТЧИК: .Воспитатель Щербакова В.А. Первая ктегории
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Знать основные правила личной безопасности, уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.
При реализации программы обучение организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, . своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важных и задач, которую ставит программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей. Формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек,в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двиагательной активности.
Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников и их родителей безопасному поведению.
Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);
- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж );
-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
- принцип гендерного подхода в реализации программы.
Детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.
ЭТАПЫ:
Организационный- изучение теоретических основ 2018г.
- Н.Н.Авдеева «Безопасность»
-Т.И.Попова «Мир вокруг нас»
- К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
-С.А.Козлова «Мой мир»
- Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
-Н.А.Извекова «Правила дорожного движения»
-Галицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
Деятельностный реализация мероприятий программы 2020 - 2021 гг.
- совместная деятельность с детьми
- работа с родителями
- взаимодействие педагога со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник.)
Итоговый – обобщение и результаты 2021 г.
- анкетирование детей
- родителей
- обобщение опыта работы(оформление папки по самообразованию)
- участие в педагогических чтениях района
-участие в районном семинаре
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.
Задачи:
-сформировать основные правила личной безопасности
-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей
-развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки
-научить детей оказать помощь себе и пострадавшим
-воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.
Безопасность и здоровый образ жизни ребенка – это не просто сумма усвоенных им знаний, а это должно быть нормой его жизни, ребенок должен четко усвоить как адекватно вести себя в различных ситуациях.
Программа по социально-личностному развитию дошкольников «Безопасность» направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, на повышение уровня знаний о безопасности в окружающем мире. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни и безопасности продиктована современной криминогенной и экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Все чему педагоги учат детей, дети должны уметь применять в реальной жизни и на практике.
Программа «Безопасность» разработла на основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. А также опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для старшей группы ДО. Определяя основное содержание и направление в социально-личностном развитии детей по программе «Безопасность» я использую различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности с детьми. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использую различные беседы, дискуссии, а также презентации к разным темам. В программу включены различные занятия, игры, беседы, стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы.
Поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить о главном: игра в дошкольном возрасте является основным средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны всегда точно соблюдаться. И главное в формировании навыков безопасного поведения детей личный пример воспитателей и родителей.
Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.
Месяц | Недели | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 нед. | Дом, семья, детский сад. | Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении дома, в детском саду. Убедить в необходимости быть осторожными. |
2 нед. | Как вести себя с незнакомыми людьми. | Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»). | |
3 нед. | Быт, труд. | Дать детям сведения об опасных вещах (колючих и режущих предметах, электроприборах, кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способность ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. | |
4 нед. | Пусть тебя не зовут неряхой. | Формировать у детей навыки самообслуживания. Учить детей видеть и устранять небольшие неполадки. Учить видеть красоту в чистоте. | |
Октябрь | 1 нед. | Врачи – наши помощники. | Расширить представления детей о профессии врача, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их. |
2 нед. | Осень, цветы, грибы. | Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями и грибами, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями. | |
3 нед. | Витамины и полезные продукты. | Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | |
4 нед. | Домашние и дикие животные. | Учить детей правильно обращаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними. | |
Ноябрь | 1 нед. | Можно ли играть с огнем. | Расширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами пожарной безопасности. Рассказать о работе пожарной службы. |
2 нед. | Кто нас окружает. | Уточнить знания детей об окружающих людях, объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. | |
3 нед. | Ребенок один дома. | Убедить детей в необходимости избегать ситуацию, аналогичных той, в которую попали «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. | |
4 нед. | Острые предметы не для игры. | Дать детям сведения об опасных вещах. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользования детьми опасными вещами. | |
Декабрь | 1 нед. | Транспорт. | Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, легковой) их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека. |
2 нед. | Правила поведения в транспорте. | Учить детей правилами поведения в общественном и личном транспорте. | |
3 нед. | Ребята, давайте жить дружно. | Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. | |
4 нед. | Королевство хороших манер. | Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями. Волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности. | |
Январь | 1 нед. | Проезжая часть | Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначениям. Довести до сведения детей чем опасна проезжая часть для людей. |
2 нед. | Сотрудники ГИБДД | Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. | |
3 нед. | Внимание, дорога! | Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами ДД, рассказать о светофоре. | |
4 нед. | Ты и окружающие. | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые), объяснить разницу во взаимоотношениях. | |
Февраль | 1 нед. | Изучай свой организм. | Дать детям элементарные сведения о своем здоровье. Убедиться в необходимости заботиться и беречь свои органы (зрения, слуха). |
2 нед. | Мы поможем себе сами. | Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему. | |
3 нед. | Приключение с королевой осанки. | Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить следить за осанкой. | |
4 нед. | Умей оказать первую помощь. | Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными. | |
Март | 1 нед. | Можно ли обойтись без лекарств (точечный массаж). | Познакомить детей с тем, что легче болезнь предупредить, чем лечить. Способствовать осознанному выполнению точечного массажа. |
2 нед. | Почему нашим рукам и ногам нужны упражнения. | Познакомить детей с некоторыми упражнениями, с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему. | |
3 нед. | Зеленая аптека под ногами. | Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями (одуванчик, подорожник). | |
4 нед. | Чтобы быть здоровым. | Формировать навыки личной гигиены. Уметь видеть небольшие недостатки в своем внешнем виде и устранять их. | |
Апрель | 1 нед. | Сад, луг, лес. | Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. |
2 нед. | Насекомые. | Обратить внимание детей на то, как много жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. | |
3 нед. | Алкоголизм – это опасная болезнь. | Познакомить детей с тем, что алкоголь отрицательного внимания на умственное и физическое развитие человека. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознания для введения запретов. | |
4 нед. | Всегда ли добрым быть приятно? | Уточнить знания детей о доброте, обратить внимание на негативные явления в нашей жизни- попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости. | |
Май | 1 нед. | Осторожно – ядовитые растения. | Познакомить детей с самыми распространёнными опасными растениям, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями. |
2 нед. | Как вести себя на улице. | В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. | |
3 нед. | Как вести себя в обществе. | Уточнить знания детей о правилах поведения в общественных местах. Убедить в необходимости пользоваться правилами. | |
4 нед. | Где купаться, когда и с кем? | Углубить представление детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
- Анкетирование родителей
- Анкетирование детей
-Диагностические данные проведенной работы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
- Закрепление знаний об общепринятых нормах поведения в природе, в социуме, в быту.
-Знания основных правил личной безопасности и их применения в экстремальных ситуациях.
-Программа будет востребована детьми, родителями и другими педагогами.
Используемая литература
1. «Безопасность» Н.Н. Авдеева , Н.Л. Князева - СПб: «Детство – Пресс», 2004.
2. «Из опыта работы» Т.Ф.Саулина,
3. «Твоя безопасность» К.Ю.Белая М – Просвещение 2000.
4. «Про правила дорожного движения»С. Волков
5. «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова
6. «Из опыта работы» Т.Ф. Саулина
7. «Тайны дорожных знаков» А.М.Кривицкая
8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
10. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
11. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
12. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.
13. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности поведения у дошкольников. – «Мозаика-Синтез», 2014 г.
14. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...
Программа по дополнительной образовательной услуге речевой направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа по дополнительной образовательной услуге речевой направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет .Разработана на основе методических рекомендаций«Дифференцированный логопедический...
Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика»
Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Програм...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...
✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...