✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fobzh_starshego_doshkolnika.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

РАССМОТРЕНА  

педагогическим советом

«____» ___________ 2021г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

от «_____» ____________ 2021г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»

на 2021 – 2022 учебный год

                            Составители воспитатель группы: Щербакова В.А.

      Высшая квалификационная категория

г. Новый Уренгой

2021г.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»

Руководитель

Щербакова Валентина Алексеевна

Организация заявитель и исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад «Северная сказка»

Разработчик

Щербакова Валентина Алексеевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Качественная характеристика детей

 Группа старшего дошкольного возраста  (от 5 до 6 лет)

Цель

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи

  •  Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Срок реализации программы

 1 год

Вид программы

Рабочая программа дополнительного образования

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-6 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются: методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

Формы практической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении достаточно разнообразны и предусматривают коллективные, групповые, работу в парах, индивидуальные формы обучения.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города.

Предусмотрены программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами, с целью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

 Программные мероприятия по реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями с целью усиления педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в семье.

Ожидаемые результаты

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Пояснительная записка

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б.Мишин, А.Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н.А. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. В данной программе отражены задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни, однако в ней отсутствуют технологии воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения.

Результаты анкетирования родителей воспитанников ДОУ показали, что

59% респондентов не уделяют должного внимания воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

В процессе мониторинга выявлено: что у 62% детей старшего дошкольного возраста наблюдался низкий уровень знаний о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы, нацеленной  на  обучение воспитанников безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

                    Цели. Задачи. Концептуальные основы программы.

Целью по реализации программы является: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Для достижения цели, были поставлены задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая значимость и новизна программы заключается в разработке комплексной системы методов и средств  в области безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что работа по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям развития ребёнка - дошкольника.

Концептуальные основы программы базируются на исследованиях отечественных педагогов.

Авдеева Н.Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. Иванова А.Е. разрабатывая содержание обучающих игр, опиралась на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру.

В программе проектируются основы культуры личной безопасности ребёнка-дошкольника.

Мы исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.

Содержание программы.

Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей  в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний  основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:

  • методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
  • словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
  • наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
  • практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и  предусматривают следующие формы обучения:

  • Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
  • Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
  • Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
  • Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

  • Дидактические игры.
  • Методические пособия.
  •  Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины,  иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по  разработанному тематическому  плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)

Непосредственно-образовательная деятельность  - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана (Приложение № 1,2) и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности у учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

НОД проводятся  один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам программы.  

Реализация программы осуществляется по следующим этапам работы:

Первый этап – посвящен изучению и анализу методической литературы  по проблеме комплексной  безопасности дошкольников, разработка критериев сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Второй этап – диагностика представлений детей о правилах безопасности.

Третий этап - определение направлений, разработка содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и повышения компетентности родительской общественности по вопросам безопасности детей.

Четвертый этап - формирование детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.

Пятый этап анализ и обобщение результатов работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Данная программа, в силу ее особенного значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов: полноты реализации, системности, сезонности, учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Работа в дошкольном образовательном  учреждении ведется по трем блокам:

  • Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  • Профилактическая работа с детьми  по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
  • Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 1 блока -  работа с педагогами,

Цель: Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения опасных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Программные мероприятия по реализации 2 блока - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 3 блока - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

1 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами.

Цель: Обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения опасных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

Исполнитель

Прогнозируемый результат

1.

Обучение и проверка знаний педагогов по теме «Безопасность»

Ежегодно

Инженер по ОТ.

Зам. зав по УВР.

Повышение уровня знаний в вопросах пожарной

безопасности всех сотрудников ДОУ.

2.

Проведение инструктажей по  соблюдению правил техники безопасности

Ежегодно

Инженер по ОТ

Соблюдение инструкций всеми сотрудниками ДОУ

3.

Практические занятия по отработке плана эвакуации и порядка действий при чрезвычайных ситуациях

2 раза в год

Уполномоченный по Гои ЧС

Повышение уровня знаний в вопросах

безопасности всех сотрудников ДОУ.

4.

Участие в смотрах конкурсах по ПБ, ПДД

Ежегодно

Воспитатели

Занятие призового места

5.

Обеспечение литературой, периодическими изданиями, плакатами, видео и фото материалами.

Ежегодно

Воспитатели

Наличие литературы, обеспечение методическим материалом, пособиями, плакатами, видео и фото материалами.

6.

Открытые просмотры занятий  по безопасности жизнедеятельности детей.

Ежегодно

Воспитатели

Повышение педагогической компетенции в вопросах безопасности жизнедеятельности

7.

Семинар – практикум: «Как знакомить детей с правилами безопасности жизнедеятельности»

Сентябрь

Зам.зав по УВР.

Воспитатели

Выполнение методических рекомендаций по ознакомлению детей с правилами безопасности.

8.

Мониторинг профессионального роста педагога по теме «Безопасность»

Сентябрь, май

Зам.зав по УВР

Отслеживание профессионального роста педагогов как компонента повышения качества образования

9.

Обобщение передового педагогического опыта по безопасности жизнедеятельности

В конце года

Воспитатели

Представление передового педагогического опыта   на городских МО

2 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по  обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Ответственный

Предполагаемый

результат

1

Организация и проведение специально-организованной деятельности с детьми дошкольного возраста по направлениям:                                    - Здоровье и эмоциональное благополучие.                                                         - Ребенок и другие люди.                               - Ребенок и природа.                                  - Один дома.                                  - Ребенок  на улицах города.

Ежегодно

Воспитатели

Перспективное планирование специально-организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по направлениям

2

Создание в группах уголка по обеспечению антитерростической защищенности, организации охраны жизни и здоровья воспитанников  в соответствие с современными требованиями .

Ежегодно

Воспитатели

Совершенствование форм работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения и ценностного отношения к своему здоровью.

3

Проведение месячников безопасности по темам: «Дорожное движение». «Пожарная безопасность». «Личная безопасность ребенка».

В течение года

Воспитатели

Повышение умственного потенциала у детей

4

Организация сюжетно-ролевых игр по темам:                «Путешествие».                       «Правила дорожного движения».                                       «Служба спасения».      «Медицинская служба».

В течение года

Воспитатели

 Соблюдение элементарных правил поведения и закрепление  навыков личной безопасности, умение оказать первую медицинскую помощь.

5

Проведение  учебно-объектовых тренировок (эвакуация).

Ежегодно    (1 раз в квартал)

Уполномоченный по Го и ЧС

Воспитатели

Умение быстро реагировать при чрезвычайных ситуациях, адекватное поведение в экстремальных ситуациях.

6

КВН для детей  старшего дошкольного возраста по теме: «Знатоки» (старшая, подготовительная группы).

Апрель

Воспитатели

Обобщение у детей знаний и представлений по основам безопасности жизнедеятельности.

7

Развлечение по теме:                        «День защиты детей».

Июнь

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Привитие у детей привычки здорового образа жизни, положительного, эмоционального настроения

8

Конкурс рисунков на асфальте по теме:                                        «Дети. Мир. Земля».

Июнь

Воспитатели

Ознакомление и привитие у детей понимания и осознания общечеловеческих ценностей

9

Спортивный досуг по теме:  «Мы пожарные».

Февраль

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Совершенствование и закрепление знаний и умений в сфере пожарной безопасности через игровую деятельность

10

Викторина «Угадай –ка».

Октябрь,

Январь.

Май

Воспитатели

Обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения, пожарной и личной безопасности

11

Встреча с инспектором ГАИ.

Ежегодно

1 раз в квартал

Воспитатели

Осознанное соблюдение правил дорожного движения пешеходами (детьми). Воспитание  у детей уважительного отношения к труду взрослых

12.

Театрализованное представление                      «Осторожно дорога».                           «Три сигнала светофора».    «Приключения Незнайки».

Ежегодно

1 раз в квартал

Музыкальный  руководитель

Воспитатели

Передача разнообразных знаний  о способах и правилах поведения в опасных ситуациях через художественно-театрализованную деятельность

13.

Выставка рисунков по теме:      «Эта спичка – невеличка!»

«Зеленый огонек»

Ежеквартально

Воспитатели

Закрепление знаний у детей по темам через творческое самовыражение

14.

Чтение художественной литературы, беседы с детьми по теме:                                                        «Я здоровье сберегу»

В течение года

Воспитатели

Ознакомление и закрепление знаний детей о здоровом образе жизни; осознанное отношение к своему здоровью

3 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

№ п/п

Содержание деятельности

Форма проведения

Дата

Ответственный

Предполагаемый результат

1.

«Основные направления образовательной работы по вопросам обеспечения безопасности  и  сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»

Родительское собрание

сентябрь

Заведующий, Инженер по ОТ, Узкие специалисты, Воспитатели

Ознакомление родителей с основными направлениями в формировании основ безопасности жизнедеятельности

2.

«Знаете ли вы правила личной безопасности?»

Анкетирование

Сентябрь, январь, апрель

Зам.зав по ВМР.

Воспитатели

Выявление социального запроса родителей

3.

Создание «Уголка по профилактике Безопасности»

Наглядная агитация

В течение года

Воспитатели

Информирование родителей в формировании у детей навыков личной безопасности

4.

«Библиотечка семейного чтения» по профилактике личной безопасности  ребенка

Книжная выставка

Ноябрь

Воспитатели

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания  у детей личной безопасности

5.

«Организация детских рисунков» совместно с родителями

Выставка

Сентябрь, Октябрь, Декабрь, Март,   Май

Воспитатели,

Родители

Осуществление сотрудничества родителей и ДОУ

6.

Организация тематического конкурса поделок

Выставка

Январь

Воспитатели,

Родители

Осуществление сотрудничества родителей и ДОУ

7.

Проведение спортивных праздников, досугов, развлечений совместно с родителями на темы: «Помоги себе сам», Спасение от пожара», «Зеленый, желтый, красный» ,                    «День Нептуна»

Развлечение.

Спортивная эстафета,

Досуг,

Праздник

Октябрь,

Декабрь

Февраль,

Апрель

Инструктор по физической культуре,

Муз. руководитель,

Инструктор по физической культуре (плавание) Воспитатели

Повышение уровня компетентности у родителей по формированию навыков безопасного поведения, через организацию активных форм работы.

8.

Просмотр видеофильмов с приглашением сотрудников пожарной охраны, инспекторов ГИБДД

Видеофильмы,

Беседы

Декабрь-Январь.

Сентябрь,

Апрель

Зам.зав по ВМР,

Инженер по ОТ,

Выявление проблем социального характера и их решение

9.

Совместный с инспектором по плаванию круглый стол

Круглый стол

Май

Инструктор по физической культуре (плавание), Врач,(мед.сестра)

Воспитатели

Оказание конкретной помощи в решении имеющихся и выявленных проблем

9.

Семинар - практикум «Формирование привычек здорового образа жизни»

Семинар -практикум

Октябрь,

Апрель

Врач, Инструктор по физической культуре ,  Инструктор по физической культуре (плаванию), Инженер по ОТ, Воспитатели

  Овладение родителями здоровьесберегающих технологий  по воспитанию безопасного поведения и  сохранению здоровья детей

10

Клуб «Готовим детей к школе»

Беседа

Ноябрь,

Март,

Май

Врач,                Педагог-психолог, Инструктор по физической культуре (плавание),  Инструктор по физической культуре

Оказание конкретной помощи в решении имеющихся и выявленных проблем

11

Консультации, рекомендации, памятки для родителей по ПБ, ПДД, личной безопасности ребенка(на природе, воде, улице и т.д.)

Консультация, Папка-передвижка;

Рекомендация, Памятка

Ежемесячно

Воспитатели

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам  безопасности детей.

Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

 Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

2. Ребенок и другие люди

3. Ребенок и природа

4. Ребенок дома

5. Ребенок на улицах города

Календарно-тематический план старшая группа

Формирование основ безопасности

Месяц

Тема

Содержание, вид деятельности

Сентябрь

 1 неделя

Безопасность на дорогах.

Беседа «История дорожного                                                                                                                                                                                                   движения» Цель:        познакомить с историей                    возникновения дороги, правил дорожного движения, автомобиля.

Д/И «Я - водитель» Цель: учить детей правилам дорожного движения, развивать мышление и ориентировку в пространстве.

Беседа «Поведение в транспорте» Цель: приучать ребёнка к культуре поведения в транспорте.

П/И     «Умелый     пешеход» Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.

2 неделя

Дорожные знаки.

П/И «Бегущий светофор»

Цель: закрепить знания детей о сигнальных огнях светофора.

Д/И «Подбери знак»  Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

Д/И   «Найди   и   расскажи» Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.

3 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Опасности на улице и во

дворе» Цель: воспитывать внимание, умение оказывать первую помощь, быстро реагировать в                  чрезвычайных ситуациях.

Викторина «Знаете ли вы правила пожарной      безопасности»

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Д/И «Спасатели»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом, учить находить предмет по его схематическому изображению.

Показ презентации «Пожарный»  Цель: познакомить с историей возникновения профессии                                   пожарного.

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа «Будем беречь и охранять природу»

Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её  восстановлению.

Рассматривание иллюстраций на тему «Как вести себя на природе»

Д/И «В лесу» Цель: способствовать развитию знаний о природе.

Октябрь 1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Кухня – не место для игр»

Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне.

КВН «Чтобы не было огня, не играйте      вы      в       меня» Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Чтение        художественной литературы «Пир   мышей» Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

2 неделя

Правила пожарной безопасности

Д/И «Чем пожар я потушу» Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

«Правила эвакуации при пожаре»

Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство                        ответственности.

Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем» Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

3 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения» Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги.

П/И    «Умелый     пешеход» Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.

Рассматривание        иллюстраций «Правила маленького пешехода».

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Д/И «Опасно – не опасно». Цель: учить отличать опасные жизненные ситуации от не опасных.

Беседа «Как вести себя во время бури, урагана?»

Цель: познакомить с такими явлениями природы, как буря, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий.

Ноябрь 1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «На игровой площадке» Цель: формировать представление детей об источниках  потенциальной                опасностина игровой площадке, о правилах   безопасного поведения         на  прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во  время  прогулки»

Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы:        «Два        светофора», «Правила для пешеходов»

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Д/И «Воробушки и автомобиль» Цель: закреплять полученные  знания о правилах  дорожного движения.

Беседа «Безопасность на дороге» Цель: Закрепить названия  профессий людей,   которые                             обеспечивают безопасность на  дорогах; Продолжить знакомить с работой светофора, объяснить какую важную роль он играет на проезжей части.

3 неделя

«Человек и его здоровье»

Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»

Беседа «Опасные невидимки» (Микробы)

Цель: рассказать детям какие бывают микробы и что делать, чтобы их не было.

Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн Цель: познакомить       детей        с произведением.

4 неделя

«Незнакомые люди»

Нод «Не откроем дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

Беседа        «Осторожно,        не знакомый!»

Цель: рассмотреть        опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

Д/И: «Знакомый, свой, чужой» Цель:        Развивать у детей                                    способность различать людей по  определённым признакам.  Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

Беседа        «Внешность        человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Декабрь 1 неделя

Безопасное

поведение на дорогах

Беседа «Зимние дороги»

Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах»

. Практическое                упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице» Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов.

2 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа        «Осторожно –   электроприборы»

Цель: уточнить систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.

Д/И: «Четвертый лишний» Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.

Ситуация «Один      дома» Цель: прививать чувство                     собственной безопасности находясь дома.

Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими п риборами» Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.

3 неделя

Правила пожарной безопасности

Беседа «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет»

Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».

Общение «Зимние каникулы» Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д.

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Ситуация «Как мы можем " спасти" природу» Цель: Знакомить с красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в неё.

Д/и "Загадки – отгадки" Цель:        Продолжать        учить                детей устанавливать причинно        –                                 следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных         знаний о природе; помочь запомнить некоторые виды исчезающих животных и растений.

С/р игра "Спасатели леса" Цель : на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Январь 2 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Ситуация «Я потерялся» Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Д/И «Я б в полицию пошел, пусть меня научат» Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции.

3 неделя

Безопасность на дорогах

Беседа «Что такое перекресток?» Цель: побуждать детей к прослушиванию короткого рассказа, отвечать на вопросы.

 Беседа «Правильная дорога домой   и   в    детский    сад» Цель: продолжать развивать зрительную память, пространственные представления, речь.

Уроки Светофорика «Дорожные ловушки» Цель: познакомить детей с ситуациями, в которые пешеходы попадают по невнимательности.

 Д/И «Что        не        так?»                                                        Цель: закрепить        знания        правил для транспорта и пешеходов

Чтение                        стихотворения                        В. Алексеева «Три        друга –  пешехода в любое время года»                                           Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения  произведения.

4 неделя

Безопасное поведение на природе

Рассказывание детям «Зима» Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед.

Игровой тренинг «Правила поведения на льду» Цель: познакомитьт с                                   запрещающими        правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Цель: Дать представление о плохих и хороших поступках. Совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Февраль 1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа        «Поведение        в транспорте» Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте» Цель: познакомить с понятием «мертвая зона»,        меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

2 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа: «Замерзшая речка совсем не каток»  Цель: Знакомство с правилами поведения на льду. Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.

Д/и " Что для чего" Рассматривание иллюстраций, чтение К. Ушинского «Умей обождать»

3 неделя

Осторожно газ

Беседа «Кухня – не место для игр» Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне.

Чтение художественной литературы «Пир мышей»  Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

С/Р игра «Приготовление пищи» Цель: познакомить с газом и его свойствами.

Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе» Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.

4 неделя

Безопасное поведение на дорогах

Познавательная беседа «Важные превращения» Цель: продолжать знакомить детей с правами и обязанностями пешехода, пассажира, водителя. Д/И «Найди   нарушителей» Цель: закрепить знания правил дорожного движения, развивать умение применять их на практике. Чтение стихотворения Сергея Михалкова «Бараны»

Цель: учить видеть через произведение высмеивание авторам нарушителей дорожного движения.

Чтение художественных                                          произведений:     С.     Михалков

«Скверная история», С. Маршак «Милиционер»

Цель: через        художественное произведение закреплять знания правил дорожного движения.

Март

1 неделя

Безопасность на дороге

Д/ И "Опасно - не опасно" Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих,        от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

С/р игра "На станции технического обслуживания автомобилей" Цель: расширять  тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

2 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа "Ящик с инструментами" Цель: поговорить о безопасном обращении с инструментами, о том, что они требуют внимательного и бережного отношения к ним.

Д/И " Четвертый лишний" Цель: развивать умение обобщать и  исключать.

Д/И «Откуда эта вещь?» Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, учить правильно использовать игровые атрибуты.

С/ р игра "Строители" Цель: учить самостоятельно, определять, продумывать  замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые  строительные материалы. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом игр.

3 неделя

«Человек и его здоровье»

Беседа «Животные»

Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Ситуация        «Встреча        с   незнакомым животным»

Цель: учить правильному  обращению        с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

4 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Развлечение «Проделки                Королевы простуды» Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.

Опыт «Осторожно, микробы!» Цель: закреплять представления                   детей о значении для здоровья санитарно        – гигиенических мероприятий, формировать    представления о причине            некоторых  заболеваний        –                               микробах.

Развлечение «Как        стать                                        Неболейкой» Цель: Формирование у детей представления о здоровом образе жизни. Учить детей следить за своим здоровьем. Уметь оказать себе и другим людям элементарную помощь.

Апрель 1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Когда нельзя слушаться старших» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми.. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Д/И "Можно- нельзя" Цель: показать детям о том, как                              можно поступать и как нельзя

Д/ И «Добрый или злой человек» Цель: Игра поможет детям                            определять, какие люди                            представляют серьезную опасность для жизни, а с каким можно                            обращаться за помощью. Способствует воспитанию уверенности в своих        и осторожность. Учить предчувствовать и оценивать                          опасность.

Д /И «Один дома» Цель: познакомит        детей        с источниками опасности в быту, поможет уточнить и систематизировать данные   редставления, научит различать  потенциально опасные предметы; способствует  формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание, научит ребенка защищать свою  жизнь

2 неделя

«Правила безопасности в природе»

Беседа                        «Знай                и        выполняй правила уличного движения» Цель: закрепить знания о том, что  нельзя        играть около        проезжей          части, что транспорт        ездит        по правой стороне дороги и др.

Рассматривание        иллюстраций «Правила маленького пешехода» Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми   правилами.

Ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…» Цель:  формировать потребность в заботе о своей безопасности.

3 неделя

Безопасность на дорогах

Конкурс «Лучший   пешеход» Цель: закрепить правила поведения пешеходов на улице, знания информационных знаков, умение выполнять правильные действия в опасных ситуациях

«Викторина веселых и находчивых» Цель: учить называть дорожные знаки, отгадывать загадки, решать проблемные ситуации.

Д/И «Сигналы регулировщика» Цель: знакомить детей с сигналами регулировщика дорожного        движения

Уроки Светофорика «На остановке» Цель: закреплять правила поведения на дороге, остановке, в общественных местах.

4 неделя

Правила пожарной безопасности.

КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность., продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Май

1 неделя

Безопасность собственной жизнедеятельности

Беседа «Мой дом», «Открытое окно и балкон это опасно» Цель: Дети должны знать, что нельзя открывать окна и выглядывать в них нельзя это очень опасно.

Д/И «Я   знаю   -   это   опасно», «Бывает – не бывает?» Цель: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих,        от неопасных; закреплять        и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; охранительное самосознание.

С/р «Семья» Цель: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно  выбранным делом.

2 неделя

Безопасность на дорогах

Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины» Цель: обсудить с детьми                                             различные опасные        ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам        предосторожности.

Д/И «Как        избежать неприятностей?» Цель: развивать умение классифицироватьт и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках. Обыгрывание и обсуждение ситуаций, которые могут произойти во дворе.

3 неделя

Безопасное поведение в природе

Ситуация " Если на улице гроза и сильный ветер" Цель: рассказать о правилах поведения во время грозы и шквального ветра.

Д/И "Опасно - не опасно" Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих,        от неопасных, уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;  закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.

4 неделя

Безопасное поведение в природе

Беседа “На воде, на солнце” Цель: объяснить детям,        что   купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если                                                    соблюдать правила безопасности.

 Д/ И "Что такое хорошо и что такое плохо" Цель: учить        детей отличать  хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение        приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Условия реализации программы

Особая направленность образовательной среды проявляется в создании условий.

Условие первое.

Образование должно быть отзывчивым к современным требованиям. Наступление школьной зрелости, позволяющей включать ребенка в систему обучения, происходит у каждого в свои – строго индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что необходимо и целесообразно развивать и какие при этом эффективные, но щадящие средства надо использовать.

Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие строиться с учетом возрастных психологических особенностей и индивидуального темпа развития.

Условие второе. 

Обеспечить удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей в процессе воспитании культуры личной безопасности ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способны внести неоценимый вклад в обогащение познавательной сферы ребенка. Если деятельность педагогов и родителей согласованны и скоординированы, то это будет способствовать эффективности воспитания культуры личной безопасности детей.

Условие третье. 

Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком.

В практике воспитания учебно-познавательное общение строится как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка. Каждый из них может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушивать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

Интерес друг к другу – вот основа познавательного общения взрослого и ребенка.

Условие четвертое.

Необходимо научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей. Отыскивать разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Закономерность чередования успехов и неудач детей в педагогическом процессе способствует формированию их жизненной стойкости, воспитанию готовности к трудным и опасным ситуациям.

Условие пятое. 

При обучении дошкольников безопасному поведению необходимо использовать разные формы организации познавательной деятельности и различные методические приемы. При этом важна сама активность самого дошкольника - обследовательская, предметно – манипуляционная, познавательная. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или рассказом взрослого.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок - передвижек.

Познакомить родителей с программой можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, предложив материал для занятий с ребенком дома.

Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в ДОУ.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.) (Приложение 1,2).

Использование разнообразных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей детей способствует более прочному усвоению материала и позволяет воспитателю формировать у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть, детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Ожидаемые результаты программы.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к осознанному отношению к своему здоровью, продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие, долгие годы.

Педагогический мониторинг уровней освоения знаний Программы

Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы отслеживается педагогическим мониторингом.

Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.  (Приложение №3).     

Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

Материальное обеспечение включает в себя создание безопасных условий в группе, предметно-развивающую среду по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях: комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов для каждого направления программы.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  «Учебно-методическое пособие   по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

    возраста» // «Детство – пресс», 2004г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить     безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.

3. Володин В.А.  «Энциклопедия для детей»  // Личная безопасность  М.:   Аванта +, 2001г.

4. Воронин Д.  «Опасные забавы»  М.:  Аванта +, 2002г.

5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.  «Основы безопасности     жизнедеятельности»  М. «Русское слово», 1995г.

6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.

7. Дубягин Ю.П.,  Богачева О.П.   «Школа выживания или 56 способов защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.

8. Дзыбова М.М.  «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство «Дик», 1998г.

9. Каламкарян Р.А.  «Правовое обеспечение безопасности человека»  //       Государство и право, № 7 – 1999г.

10. Казаков В.  «Игры похожи на жизнь»  //  Основы Безопасности       Жизнедеятельности № 6 – 2000г.

11. Картушина М.Ю.  «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.

12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности   жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.

13. Маханев М.Д.  «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.

14. Орловский И.  «Как найти Антошку: Руководство к действиям в       чрезвычайных  ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.

15. Очаров Е.А.  «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и

      оценка» Нижневартовск 1996г.

16. Пономарева О.   «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование       фольклора в преподавании ОБЖ» //  Основы Безопасности

      Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.

17. Сапронов В.  Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности        Жизнедеятельности № 8 – 2002г.

18. Синьков  Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности        № 11 – 2002г.

19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,

       М.2007г.

20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.

21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  «Здоровьесберегающие      технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.

22. Фридман Л.М.  Психология воспитания. М.,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»

АктуальностьУчастившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к...