Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках
консультация

Воробьева Алена Викторовна

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках

Термин

Характеристика

Показатели

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка

Положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

  • Ребенок проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность;
  • Имеет жизнерадостное, бодрое настроение, оптимистичный настрой;
  • Не сомневается в своих силах, смело приступает к новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку;
  • Обладает адекватной тревожностью, проявляет рискованность, свободу в самовыражении;
  • Радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные;
  • Сам проявляется инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не теряться в ситуациях общения.

Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Фрайфельд Ирина Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.

Относительно устойчивое субъектное переживание индивидом эмоционального комфорта, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей, а также со способностью эмоционального регулирования. Процесс преобладания положительно окрашенных эмоций над негативными переживаниями, что проявляется в адекватном реагировании и возможности регулирования собственных эмоций в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок приходит в ДС в хорошем настроении, которое в течение дня почти не меняется;
  • Деятельность его успешна или переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих;
  • Отсутствует переживание опасности со стороны окружения;
  • Есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес;
  • К ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие;
  • Преимущественно положительное настроение;
  • Низкий уровень стрессовых признаков или их отсутствие;
  • Нормативный уровень страхов и тревожности;
  • Адекватная самооценка;
  • Умение сопереживать.

Гребенщикова Татьяна Валерьевна Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия ВГПУ. 2018. №4 (127). (дата обращения: 15.10.2020).

Интегральная характеристика, отражающая весь комплекс переживания человеком своей жизни, обусловленная успешным функционированием его личности.

  • Чувство счастья;
  • Удовлетворенность жизнью;
  • Удовлетворенность трудом;
  • Удовлетворенность взаимоотношениями с другими;
  • Удовлетворенность государством;
  • Удовлетворенность своим положением;
  • И т.д.

Григорова Юлия Борисовна Структура эмоционального благополучия // АНИ: педагогика и психология. 2019. 

Многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие, является показателем успешности эмоциональной регуляции человека, а также неразрывно связано с его психологическим благополучием

  • Преобладающий положительный эмоциональный фон;
  • Доминирующее состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности;
  • Субъективное переживание счастья;
  • Направленность на позитивные отношения с другими, пронизанные доверием заботой и т.д.

Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008.

Психологический комфорт в образовательной среде

Формирование субъект-субъектных отношений, сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка, субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности.

  • умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • умение сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);
  • умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;
  • умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Макарова Валентина Александровна, Козлова Елена Борисовна Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2018. 

Защищенность от агрессии и дискриминации, удовлетворенность в основных образовательных потребностях и развивающий характер взаимодействия участников образования.

  • Референтность;
  • Удовлетворенность;
  • Защищенность;
  • Когнитивная референтность;
  • Поведенческая референтность;
  • Эмоциональная референтность.
  • Большинство участников образовательного процесса имеют положительное отношение к образовательной среде;
  • Высокий уровень удовлетворенности педагогов характеристиками школьной среды, удовлетворенности своим трудом и защищенности от психологического насилия во взаимодействии с коллективом и администрацией.

Кожанова Наталья Сергеевна, Болгарова Мария Андреевна, Панкратьева Ольга Сергеевна Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // ПНиО. 2019. 

Состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющее потребности в доверительном общении и характеризующееся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса.

Для создания комфортной, психологически безопасной среды в дошкольном учреждении необходимо исключить возможность психологического насилия над ребенком со стороны взрослых и других детей, учить детей дружескому доверительному общению, создавать условия для развития творчества и индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

  • уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
  • уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
  • уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Погодаева Маргарита Викторовна, Норкина Оксана Викторовна Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестник ТГПУ. 2014. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия    СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...

Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личн...

Консультация для пеадгогов "Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье"

Одна из  задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол...

«Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»

Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...

Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционал...

«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»

Выступление в рамках городского методического объединения  «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ...

Презентация НА РМО «Диагностический инструментарий психолога по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»

1.Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд).Цель методики - определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению1.Тест на эмоциональное отношение - в...