«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»
материал по психологии

Замаева Елена Шагитовна

Выступление в рамках городского методического объединения  «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 88, г.Нижнекамск

Скачать:


Предварительный просмотр:

      С целью изучения эмоционального благополучия детей в ДОУ нами было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, в котором приняло участие 25 детей. Исследование проводилось в привычной для детей обстановке, в повседневной деятельности.

      Инструментарий подобран с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, для которых ситуация обследования естественна и наиболее привлекательна в форме рисования, беседы или рассматривания картинок.

Наименование методики

Цель

Тест

«Проективные ситуации»

(Е.В. Кучерова)

Определить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду.

Цветовая диагностика

 «Домики».

На основе «Цветового теста отношений» А.М. Эткинда.

Определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду.

Методика

 «Цветик-восьмицветик»

(А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

Выявить отношение ребенка к воспитателям и их к нему.

Модификация теста тревожности, разработанного Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Определить уровень тревожности ребенка в детском саду.

Тест на эмоциональное отношение.

 (Стожарова М.Ю.)

Определить эмоциональное отношение к различным видам деятельности

Рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». (Быкова М., Аромштам М.Я)

 Проверка психологического комфорта детей в группе детского сада.

Методика «Секрет» («Подарок»).

(Разработана Т.А.Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.)

Выявить положение ребенка в группе детского сада, т.е. его социометрический статус, его отношение к другим детям и представления об отношении сверстников к нему, степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие.

      Опираясь на выделенные нами показатели эмоционального благополучия детей в ДОУ, мы выявили следующее:

      К низкому уровню (НУ) эмоционального благополучия в ДОУ мы отнесли 6 детей (24%). Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций. Эти дети внешне очень напряжены, скованы. Их отличает чрезмерное беспокойство, нервозность. Дети испытывают чувство страха, отчаяния, неудовлетворенности, гнева. Обычно эти дети легко расстраиваются, часто не могут сдержать слезы. Дети плохо понимают эмоции других людей и не могут их назвать. Они испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками, плохо идут на контакт, не уверены в себе и в своих силах.

    К среднему уровню (СУ) эмоционального благополучия в ДОУ мы отнесли 8 детей (32%). Эти дети внешне спокойны, у них нет ярко выраженных проявлений эмоций. Эмоциональное состояние нейтральное. Тревожность проявляется редко и носит ситуативный характер, эта тревожность связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Дети нередко испытывают чувство беспомощности, неуверенности. Поэтому играть в новые игры, начинать новый вид деятельности зачастую опасаются. Они достаточно самокритичны и имеют к себе завышенные требования. Эти дети понимают эмоции других людей, не всегда могут четко назвать эмоцию, но всегда верно определяют ее по знаку. Иногда дети испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками.

    К высокому уровню (ВУ) мы отнесли 11 детей, что составило 44%. Положительный тип отношений к образовательному учреждению отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения заданий. Этих детей характеризует положительный эмоциональный фон. Дети спокойны, у них преобладает хорошее настроение, они не испытывают чувства страха и беспокойства. Они имеют адекватную самооценку, им присуще чувство уверенности, поэтому они не боятся приступать к новым видам деятельности. Эти дети хорошо понимают эмоции, правильно и четко их называют. У детей не возникает трудностей при установлении контактов со сверстниками и взрослыми.

    Полученные нами данные свидетельствуют о том, что 6 детей (24%) нуждаются в специально организованной работе по обеспечению их эмоционального благополучия в ДОУ Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения образовательного процесса и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, консультативной помощи родителям воспитанников и педагогическому коллективу образовательной организации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ результатов диагностического обследования детей Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ Ноябрь 2021

Слайд 2

25 дете й Наименование методики Цель Тест « Проективные ситуации» ( Е.В. Кучерова ) Определить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Цветовая диагностика «Домики». На основе «Цветового теста отношений» А.М . Эткинда. Определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду. Методика «Цветик- восьмицветик » ( А.О. Прохоров, С.В. Велиева ) Выявить отношение ребенка к воспитателям и их к нему. Модификация теста тревожности, разработанного Р. Тэммл , М. Дорки , В. Амен . Определить уровень тревожности ребенка в детском саду. Тест на эмоциональное отношение. ( Стожарова М.Ю.) Определить эмоциональное отношение к различным видам деятельности Рисунок на тему «Я в своей группе детского сада ». (Быкова М., Аромштам М.Я) Проверка психологического комфорта детей в группе детского сада. Методика «Секрет» («Подарок»). ( Разработана Т.А.Репиной , модифицирована Т.В. Антоновой.) Выявить положение ребенка в группе детского сада, т.е. его социометрический статус, его отношение к другим детям и представления об отношении сверстников к нему, степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие.

Слайд 3

Результаты: Уровень эмоционального благополучия ребенка в ДОУ 24% - 6 детей 32 % -8 детей 44% - 11 детей

Слайд 4

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Обзор по оздоровительной прграмме М. Лазарева

Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам.Это значит, что физическое здоровье и психическое состояние ребен...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Консультация для воспитателей "Вербальное взаимодействие воспитателя с детьми, как основа психологического благополучия ребенка"

ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько гра...

Консультация для воспитателей "Вербальное взаимодействие воспитателя с детьми, как основа психологического благополучия ребенка"

ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько гра...

Схема анализа результатов психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Данная схема является профессиональным подспорьем для создания психологических характеристик на детей дошкольного возраста....