Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.
консультация по теме
Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным в своем развитии, если он: - доволен собой ( комфортно себя чувствует); - уверен в себе; - может быть самим собой; - восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг). Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом». Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет: - хорошо видеть и слышать ребенка; - понимать ,чем он живет; - понимать, что с ним происходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ« Центр развития ребенка - детский сад №134ь «Жемчужинка»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду зависит от многих причини одной из основных является то, как взрослые поддерживают его в разных ситуациях, как они помогают ребенку поверить в свои силы. Для ребенка очень важно , как строятся его отношения со взрослыми в частности, с педагогами в детском саду, доверяет ли педагог ребенку, предоставляя ему самостоятельно делать выбор и таким образом проявляя уважительное отношение к малышу, к его личности.
Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личностного роста. При этом способами общения с ребенком будут понимание, признание, принятие. Взгляд на ребенка как на полноценного, сотрудничающего партнера позволяет ребенку раскрепощаться, быть уверенным в себе, не бояться неудач. Ребенок будет активным в своем развитии, если он:
- доволен собой ( комфортно себя чувствует);
- уверен в себе;
- может быть самим собой;
- восприимчив к окружающим ( проявляет интерес к тому, что происходит вокруг).
Ребенок доволен собой, если рядом с другими он чувствует себя свободно, может таким, какой он есть. Важен хороший контакт воспитателя с ребенком. Выражение « хороший контакт» означает « мы понимаем друг друга, мы доверяем друг другу, нам интересно друг с другом».
Педагог может способствовать развитию ребенка, если будет:
- хорошо видеть и слышать ребенка;
- понимать ,чем он живет;
- понимать, что с ним происходит.
Наблюдения педагогов показывают, что многие дети испытывают неуверенность в себе, эмоционально напряжены, не знают как поступить в определенной ситуации. Это отражается на успешности развития детей ,нарушает и сдерживает процесс их развития.
Содержание программы « Я, ты, мы» направлено на:
- стимулирование уверенности в себе через формирование положительного отношения к себе;
- приобретение умения обходиться с чувствами, желаниями и мнения самого себя и других;
- развитие социальных навыков, позволяющих выполнять работу и играть вместе.
Если при реализации стандартных программ педагогу достаточно владеть знаниями общих закономерностей психического развития ребенка, то данная программа требует от педагога знаний:
- об особенностях развития конкретного ребенка, а не усредненного субъекта;
- умения видеть различия между детьми;
- способности выстраивать педагогический процесс, исходя из интересов, потребностей и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Специалистами предложены техники работы с детьми , которые помогают педагогу осознать интересы и потребности конкретного ребенка и строить свою работу с детьми.
Суть данных техник:
Техника наблюдения - педагог фиксирует особенности действий и поведения ребенка, избегая субъективных оценок ( эпизоды из жизни ребенка, индивидуальные карты ребенка, портфолио, рисунки детей, фотографии).
Техника педагогического диалога – диалог возможен при хорошем контакте и благоприятной атмосфере общения и требует от педагога :
- принятие ребенка ( педагог уделяет внимание ребенку, выслушивает его, одобряет его инициативу);
- умения встать на место ребенка ( педагог спрашивает о чувствах, переживаниях и впечатлениях, стимулирует желание самовыразиться);
- искренности ( воспитатель говорит о собственном опыте, предлагает себя как серьезного партнера в разговоре, показывает себя какой он есть на самом деле);
ЧТО НУЖНО ПРЕДПРИНИМАТЬ, И КАК НЕОБХОДИО ПОСТУПАТЬ ПЕДАГОГУ, ЧТОБЫ РЕБЕНКУ БЫЛО ХОРОШО И КОМФОРТНО В ДЕТСКОМ САДУ?
Педагог должен:
1. Видеть и понимать индивидуальность каждого ребенка. Важно умение воспитателя ставить себя на место ребенка в конкретной ситуации.
2. Стараться различными способами собирать различные сведения о ребенке с той целью, чтобы узнать в каких социальных условиях растет и развивается ребенок. Это могут быть различные беседы, наблюдения, посещения на дому.
3. Строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы ребенок мог рассказать, что его волнует.
4. Принимать участие в сюжетно- ролевой игре и стимулировать ребенка к использованию его социального и эмоционального опыта.
5. Помогать ребенку выражать свои чувства и переживания в сюжетно- ролевой игре, предлагая себя в качестве партнера и применяя игру по ролям.
6. Вести учет социально- эмоциональных достижений детей для того, чтобы наметить план мероприятий, необходимых в решении той или иной проблемы.
В процессе наблюдения необходимо решать следующие вопросы: - Что я видела?
- Что может ребенок?
- Что нужно для него?
- Чему он отдает предпочтение?
- Могу - ли я что-то изменить?
- Что я должна предпринять?
Чтобы понимать ребенка, принимать его таким , какой он есть, педагогу надо хорошо ориентироваться в языке эмоций и стараться правильно распознавать то эмоциональное состояние ребенка, в котором он находится в данное время, при этом делая акцент на выразительные средства ( поза, мимика, жесты). А для того, чтобы понимать проблему важности выражения чувств ребенка, педагогу самому, нужно осознать свои чувства, потому что собственный фон взрослого, его чувствительность и культура оказывают влияние на формирование взаимоотношений и общение с детьми.
Педагог должен говорить:
« Я начинаю позитивно реагировать на все, что происходит вокруг меня, я представлю ребенку самому решать проблему. Только тогда дети научатся доверять самим себе, будут довольны собой, станут активными и восприимчивыми к чувствам других, смогут самостоятельно принимать решения».
Сигналами хорошего самочувствия детей в детском саду и дома могут служить самостоятельно выполненные поделки, рисунки. На примере рисунков мы можем сказать о том, что ребенок чувствует, существует ли в настоящий момент какая – либо проблема в его эмоциональном состоянии и поведении.
Структура портфолио
Титульный лист. Фото. Фамилия , имя, ребенка, № группы
1. Раздел « Давайте познакомимся»
«Полюбуйтесь на меня» ( портреты сделанные в день рождения).
«Обо мне» (время, место рождения, что означает имя, когда именины, почему выбрано это имя , гороскопы, талисманы , знаки зодиака).
Анкеты для родителей.
Рубрика: « Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…»
2. Раздел «Я расту!» (динамика роста , динамика роста физической активности,
Антропометрические данные: « Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и.т. д.
3. Раздел « Портрет моего ребенка»
Сочинение родителей.
Индивидуальная карта развития ребенка.
Книжка в картинках – « Я и моя семья», « Детский сад».
Фото и видеоматериалы.
Самооценка по тесту « Лесенка».
4. Раздел « Я мечтаю»
Высказывания самого ребенка:
« Я мечтаю о …»,
« Я бы хотел быть…»,
« Кем и каким я буду , когда вырасту…» и.т.д.
5. Раздел «Вот что я могу»
Продукты творчества ребенка( рисунки, рассказы ,книги- самоделки, фото-, видеоматериалы…).
Что ни слово – золото(высказывания детей).
Мир вокруг нас.
«Мне интересно».
6. Раздел «Мои достижения»
Корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.
Благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка.
Иллюстрации « умений» - фото-. видеоматериалы.
Грамоты, дипломы.
7. Раздел «Посоветуйте мне…»
Лист рекомендаций: воспитатели, специалисты.
Отзывы родителей о ребенке.
8. Раздел « Скоро в школу»
Результаты психолого - педагогических обследований.
Тетради.
Лист- вкладка « Что вошло в ранец»(заполняет ребенок)
9. Раздел «Спрашивайте, родители!»
10. Содержание.
Используя полученную информацию о ребенке, можно составить план индивидуальной работы.
Организация работы в группе.
Организация работы в группе – единое целое. состоящее из связанных с друг другом аспектов: педагогического климата, позиции педагога, тематического планирования, организации пространства, распорядка дня и внутренних правил.
При этом необходимо создать атмосферу, в которой:
- поддерживается вера детей в себя: я могу что-то;
- развивается самостоятельность и ответственность детей: хочу сделать это сам;
- ребенок может оставаться самим собой в отношениях с другими: я чувствую себя дома.
Атмосфера защищенности и комфорта во многом зависят от обеспечения условий для самостоятельного выбора детьми видов деятельности. Необходимо провести следующий анализ:
- Сколько времени, находясь в детском саду , дети имеют возможность для деятельности, которая их интересует?
- Каким образом ребенок узнает о том, что его ожидает его в течение дня?
- Что из того, что планируется в течение дня, дети могут выбрать самостоятельно, исходя из своих интересов и потребностей. / «Доска выбора»- пиктограммы, пиктограммы оценки ребенком своей деятельности/.
Использование выбора деятельности позволяет реализовать право ребенка на саморазвитие в процессе диалога, межличностного взаимодействия, через организацию развивающего игрового пространства.
Вопросы, требующие внимания при организации пространства.
- В какой мере организация пространства группы отвечает потребностям детей?
- Какая игра/ рабочее место самое любимое у детей? Знаете ли вы почему?
- Каким образом должно быть организовано пространство группы, чтобы дети могли самостоятельно работать?
- В какие игры можно играть на столе?
- В какие игры можно играть на полу или на коврике?
- Какие игры/ рабочие места позволяют детям играть вместе?
- Какие /рабочие места требуют тишины/концентрированной работы? Располагают к тишине?
- Где находится самое лучшее место для шумных игр?
- Где находится самое лучшее место для эмоциональных игр?
- Существует ли место , где ребенок мог бы уединиться?
- Где находится самое лучшее место для групповых разговоров?
Для хорошей организации работы в группе можно использовать пиктограммы:
Распорядок дня.
Внутренние правила группы.
Самооценка.
Наблюдения за ребенком и учет индивидуальных потребностей:
Заинтересовал ли я ребенка?
Чувствует ли ребенок себя хорошо?
Есть ли прогресс в развитии ребенка?
Каково мое влияние на этот процесс?
Работа с группой и учет групповых интересов:
Согласовывается ли происходящее с интересами/ запросами детей?
Носит ли деятельность разнообразный и доступный характер?
Стимулирует ли деятельность самостоятельность, активность и действие?
Могут ли дети нести ответственность за происходящее ?
Подходит ли организация пространства ?
Способствует ли окружающая среда развитию?
Самоанализ педагога ( рефлексия планов, предложений, отношений):
Реагирую ли я искренне и с интересом на происходящее?
Веду ли я себя открыто, располагающе?
Показываю ли я свои мысли, эмоции, говорю о них?
Даю ли я возможность детям внести свой вклад в работу, игру?
Помогаю ли я детям контактировать друг с другом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.
Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...
Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада
Рекомендации педагогам....
Доклад" Музыка как условие эмоционального благополучия с учётом ФГОСДО"
Цели и залачи музыкального воспитания-применение ИКТ-технологий и дидактических игр....
Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»
Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...
Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.
Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка. Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения пед...
Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ...
Основные характеристики эмоционального благополучия ребенка и психологического комфорта в современных научных источниках
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционал...