Использование программы "Волна" в коррекционной работе с детьми-логопатами.
методическая разработка (подготовительная группа)
В статье представлены материалы по использованию программы для развития диафрагмального дыхания в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волна" | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
С рождения все мы дышим правильно, но с самого раннего возраста ребенок испытывает стрессы, физиологический и эмоциональный дискомфорт, в результате чего теряет это умение. Восстановить его чрезвычайно важно при сопровождении развития детей, поскольку у них продолжается развитие функциональных систем организма, головного мозга.
Адаптивные механизмы незрелого детского организма не всегда успевают приспосабливаться к возрастающим требованиям внешней, в том числе и образовательной, среды. Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребенка, появлению у него эмоциональных нарушений и психосоматических заболеваний. Чтобы избежать этого, ребенку необходим навык произвольной регуляции своего состояния, позволяющий разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья.
Дыхание – это одна из функций нашего организма, которая имеет произвольную регуляцию.
Человек может сознательно контролировать число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Установлено, что характер дыхания влияет на работу сердца. Таким образом, синхронизируя дыхание с биением сердца, можно научиться снижать нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Регуляция дыхания является самым древним из известных приемов борьбы со стрессом. В течение тысячелетий люди используют его для снижения чувства тревоги, достижения общей релаксации или концентрации.
Возможность снимать избыточное напряжение при сохранении высокой работоспособности с помощью диафрагмального дыхания и его оздоровительное влияние на организм доказано многочисленными научными исследованиями, это позволило нам разработать методику обучения дыханию в условиях образовательной системы, как способа профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния.
Что дает диафрагмальное дыхание?
Использование навыка диафрагмального дыхания способствует формированию нового функционального состояния:
- уравновешиваются процессы торможения и возбуждения;
- снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему;
- активируется обмен веществ;
- улучшается кровоснабжение жизненно важных органов, в том числе и головного мозга.
Таким образом, программа «Волна» позволит:
- поддержать формирование произвольного внимания;
- улучшить общий фон настроения детей;
- повысить самооценку ребенка;
- повысить эффективность работы с гиперактивными детьми;
- снизить выраженность тревожных состояний;
- обеспечить профилактику психосоматических заболеваний;
- подготовить ребенка к увеличению нагрузки при поступлении в школу.
Специалисты, реализующие программу «Волна» в педагогической практике, отмечают:
- повышение уровня академической успеваемости
- снижение заболеваемости
- повышение концентрации внимания и работоспособности
- улучшение общего фона настроения детей
Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и развития, так и в ситуациях повышенных стрессовых нагрузок. Она разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей дошкольного возраста. Представляет уникальные возможности для специалистов, занимающихся вопросами здоровьесбережения. Может использоваться в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых.
Актуальность данной программы связана с тем, что в настоящее время растёт процент дошкольников, подверженных стресс - зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессам, страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки. Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому не случайно в городе Нижневартовске, активно развернулась работа в этом направлении. В психолого-медико-педагогическую консультацию всё более частыми становятся обращения родителей и законных представителей детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, синдром гипервозбудимости и дефицита внимания, неврозы и неврозоподобные состояния (мигательные и двигательные тики, заикание), различные формы невротического нарушения поведения. Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.
В нашем ДОУ появилась возможность в активизации процесса оздоровления детей через внедрение оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи «Волна».
Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС).
Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве средства помощи детям дошкольного возраста, имеющим вышеназванные проблемы.
Метод эффективен для профилактики тех заболеваний, в патогенезе которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы - гнев, страх, депрессия, агрессия и т.д.
Программа коррекции психоэмоционального состояния ориентирована на комплексный подход к работе с детьми дошкольного возраста, включающий последовательную или попеременную работу с разными видами сигналов биологической связи.
Вспомогательными техниками подготовки к БОС – тренингу служат различные приёмы релаксации, создание позитивных образов с использованием специальных психологических средств.
Абсолютные противопоказания к применению диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления — методики отсутствуют. К относительным относятся грубые расстройства интеллекта и обострения хронических тяжёлых заболеваний.
Методологические и теоретические основы программы
Программа «Волна» предусматривает активное участие ребёнка в процессе коррекции своих физиологических функций и навыков.
Оздоровительная дыхательная гимнастика по программе «Волна» уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
Игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов у детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции осуществляется на практических занятиях
Все вышесказанное явилось основой для разработки рабочей образовательной программы по оздоровительной дыхательной гимнастике с использованием метода биологической обратной связи «Волна».
Цель программы: Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей путем внедрения в образовательный процесс обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ)
Задачи программы:
- оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния к произвольной оздоровительных
- обучить детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях;
- оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
- использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
- регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
- сформировать навыки произвольной регуляции концентрации внимания и переключения внимания.
Программа позволяет:
- активно привлекать родителей (законных представителей) к участию в коррекционной работе, совместное выполнение домашних упражнений с ребёнком положительно отражается как на результатах коррекционной работы, так и на взаимоотношениях в семье;
- повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных занятий с ребёнком.
Условия реализации образовательной программы
Образовательная программа ориентирована на группы детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет и рассчитана на 3 теоретических занятий, 9 сеансов и 2 диагностики. При необходимости курс повторяется через 3 месяца.
Показания, противопоказания.
Показания.
В системе коррекционной работы программа «Волна» может применяться в случаях:
- наличия психосоматических нарушений;
- наличия у ребенка неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения;
- невротических нарушений;
- логоневрозов;
- снижения адаптационных возможностей, иммунитета;
- наличия психоэмоциональных проблем.
Общими показаниями к работе с программой является:
- наличие высокой стрессовой нагрузки,
- этапы возрастных кризисов,
- хроническая неуспеваемость,
- проблемы личностного развития,
- периоды адаптации к новым требованиям (поступление в школу, экзамены и т.д.),
- наличие факторов риска вовлечения в потребление психоактивных веществ.
Противопоказания.
Абсолютные:
- запрет на работу с монитором компьютера;
- грубые нарушения интеллекта, не позволяющие понимать инструкции методиста.
Относительные:
- обострения хронических заболеваний кардио-респираторной системы,
- значительные нарушения сердечного ритма, не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи, что существенно усложняет работу методиста.
Ограничения.
Работа по программе с детьми, имеющими заболевание бронхиальной астмы (а также при некоторых психических заболеваниях, характеризующихся резкими перепадами состояний), может спровоцировать приступ. Специалист, работающий с такими детьми, должен обладать определенными знаниями поведения в подобных ситуациях или осуществлять работу в присутствии медицинского работника. Несмотря на некоторые сложности в работе с такими детьми, эти заболевания не являются противопоказаниями к работе. Напротив, работа с ними приведет к улучшению состояния ребенка, тем не менее, это накладывает определенные ограничения на работу и предъявляет особые требования к уровню компетенции специалиста.
Учебный план составлен с учетом индивидуальных занятий с детьми в ДОУ 2 раза в неделю.
График проведения обучение диафрагмальному дыханию по программе «Волна»
1 ребёнок - 2 занятия в неделю
Дни недели | Время проведения | Место проведения |
Вторник | 15.30 – 16.00 | Кабинет психолога |
Четверг | 16.30 – 17.00 |
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка не превышает установленных норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы и» (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 № 22) Не более 3 занятий в неделю – 10-12 минут - для детей старшего дошкольного возраста.
Сеансы тренировок по методу «Волна» строго индивидуальны, дозированы и контролируются в ходе каждого сеанса на протяжении всего коррекционного курса.
В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы «Волна» регистрируют у ребенка физиологические показатели ( параметры) работы какой -либо функциональной системы организма и отображают полученную информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи с использованием следующих сюжетов: «Столбик», «Полоса», «Слайды», «Прозрачность», «Игра-Бабочка», «Видео».
Структура курса и продолжительность работы.
При работе по программе «Волна» рекомендуется придерживаться следующей структуры курса:
- Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
- Информационное занятие (1 занятие) Активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании.
- Практический занятие (1 занятие) Ознакомление с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.
Целью данного этапа работы является формирование мотивации на работу по программе, ознакомление детей с возможностями саморегуляции.
На этом этапе работы детям в доступной (по возрасту) форме рассказывают о стрессовых нагрузках, об основах саморегуляции, о дыхании и возможностях произвольного управления дыханием. Ребята знакомятся с биокомпьютерными тренажерами, объясняется методика дыхания. Проводится ряд упражнений на диафрагмальное дыхание. Занятия проводятся в кабинете психолога. Длительность занятия 15-20 минут (См. учебно-методическое пособие «Техники здоровья»).
- Первичная диагностика (1 занятие).
Основной целью этого этапа является выявление особенностей психофизиологического и психоэмоционального состояния ребенка, определение индивидуальной тактики обучения дыханию. Проводится диагностический сеанс, в ходе которого оцениваются параметры дыхания и показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Длительность 2 минуты.
- Практический этап (9 занятий).
Целью этого основного этапа работы является выработка навыка диафрагмального дыхания. На этом этапе проводится психофизиологический тренинг с использованием компьютерного тренажёра «Волна». Этап состоит из трех рабочих фаз:
- Постановка навыка дыхания. (3 занятия).
В ходе этих занятий ребёнок или подросток осваивает технику диафрагмального дыхания.
- Обучение диафрагмальному дыханию (3 занятия).
В ходе этих занятий вырабатывается устойчивый навык диафрагмального дыхания и формируется новое оптимальное функциональное состояние.
4.3. Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3 занятий).
В ходе этих занятий проводится закрепление навыка дыхания. При необходимости коррекционной работы проводятся занятия по формированию тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (Отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций)
- Заключительная диагностика (1 занятие).
Целью этого этапа является оценка эффективности работы по программе.
Проводится диагностический сеанс, аналогичный первичной диагностике, результаты которой позволяют отследить прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга. Длительность 2 минуты.
Наряду с диагностическим этапом в программе «Волна» рекомендуется провести первичную и вторичную диагностику с помощью психодиагностических методик.
Показаниями для занятий являются:
- заикание, нарушение речевого дыхания;
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия, страхи;
- нарушения внимания и памяти.
Ожидаемый результат
- Овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.
- Помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.
- Повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.
- Коррекция самооценки.
- Преодоление речевых нарушений, связанных с проявлениями неудовлетворительного психоэмоционального состояния, расстройством речевого дыхания.
- Положительное влияние на взаимоотношения детей с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе дошкольного обучения.
Вывод: таким образом, программа позволяет выработать у каждого ребенка оптимальный навык дыхания, обеспечивающий гармонию работы дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Этот навык совершенного дыхания надежно защитит ребенка от болезней дыхательной, сердечно – сосудистой и нервной систем, последствий стресса. Ребенок обретет здоровье, уверенность в себе, возможность справляться с любым психоэмоциональным напряжением.
Структура оздоровительного курса
- Проведение теоретических занятий по программе «Волна»;
- Проведение практических занятий по программе «Волна»;
- Проведение занятий по ЗОЖ (воспитателями и педагогом –психологом;
- Введение в учебный процесс пятиминуток диафрагмальному дыханию;
Проведение теоретических занятий
Целью данного этапа работы является формирование представлений у детей о дыхании, работе сердца, ознакомление с техникой диафрагмального дыхания и режимами работы по программе «Волна».
Психопрофилактическая программа «Волна» предназначена специально для обучения диафрагмальному типу дыхания детей.
Для демонстрации разных типов дыхания можно использовать наглядный материал, доступный пониманию ребенка. Далее приводится пример таких упражнений (приложение № 8).
Перспективный план теоретических занятий
№ | тема занятия | цель | задачи | оборудование |
1 | Путешествие в страну «Здоровей-ка» | Формирования у детей понятия о здоровом образе жизни | 1. Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих 2. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. 3. Знакомство с дыханием, как основой жизни. 4. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечнососудистой систем организма человека. 5. Развитие психических процессов (мышления, памяти). 6. Формирования у детей знания о важности правильного дыхания. 7. Закрепление у детей знаний об охране и укреплении своего здоровья. | - Комплект видео слайдов - Медиапроектор - Плакат «ключ» - Листы бумаги A3 или А4 - Цветные карандаши |
2 | «Путешествие в увлекательный мир дыхания» | Активизировать и систематизировать знания детей о правильном дыхании. | 1. Закрепить знание детей о здоровом образе жизни. 2. Познакомить детей с дыхательной системой человека. 3. Познакомить детей с сердечнососудистой системой человека. 4. Выявить взаимосвязи в работе дыхательной и сердечнососудистой систем человека. 5. Ознакомить с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. 6.Познакомить с диафрагмальным типом дыхания. | Комплект слайдов. Мультимедийный проектор. |
3 | «Правильное дыхание» | Ознакомить с диафрагмально-релаксационным типом дыхания. | 1. Закрепление понятий сердце, легкие, диафрагма. Их функции. 2. Ознакомить детей с расслаблением. Научить детей расслабляться. 3.Обучение детей диафрагмально -релаксационному типу дыхания. | Компьютер Медиапроектор, презентация Прибор программы «Волна», Магнитофон |
Проведения практических занятий
(индивидуальных тренингов)
Задачи практических занятий
После того, как у ребенка установится правильная координация движений на вдохе и выдохе, можно приступать к работе за компьютером. Первое занятие должно быть полностью ознакомительное — ребенок должен понять непосредственную связь между своими движениями и изменениями, которые происходят в игре.
Практический этап работы за компьютером занимает в среднем 11 занятий первое и последнее занятия проводится диагностика длительностью 2 минуты с целью оценки изменения функционального состояния ребенка. Занятия делится на три этапа: постановка дыхания, обучение, закрепление навыка. Каждый из этапов отрабатывается на нескольких занятиях, причем первое из них — это объяснение, демонстрация и пробная сессия. На оставшихся занятиях отрабатывается тот или иной режим со сменой слайдов и цветов. Подробнее о структуре и продолжительности занятий см. Методическое пособие.
Режим работы на компьютере
(по типу обратной связи)
Этапы работы | Постановка дыхания | Обучение навыку | Закрепление навыков | |||||||||
№ | Фазы | Диагностика | Сеанс 1 | Сеанс 2 | Сеанс 3 | Сеанс 4 | Сеанс 5 | «Игра Бабочки» | Сеанс 6 | Сеанс 7 | Сеанс 8 | Заключительная диагностика |
1 | Работа | Столбик | Столбик | Столбик | Столбик | Столбик | Столбик | Полоса | Полоса | |||
2 | Отдых | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | |||
3 | Работа | Столбик | Прозрачно сть | Полоса | Полоса | Полоса | Прозрачно сть | Полоса | Прозрачно сть | |||
4 | Отдых | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | Слайды | |||
5 | Работа | Столбик | Полоса | Полоса | Прозрачно сть | Прозрачно сть | Полоса | Слайды | Слайды | |||
6 | Гимнастика для глаз | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | ||||||||
Всего занятий: | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | |||||||
Итого занятий: 11 |
Время работы на компьютере
(в минутах)
Этапы работы | Постановка дыхания | Обучение навыку | Закрепление навыков | |||||||||
№ | Фазы | Диагностика | Сеанс 1 | Сеанс 2 | Сеанс 3 | Сеанс 4 | Сеанс 5 | Сеанс 6 | Сеанс 7 | Сеанс 8 | Сеанс 9 | Заключительная диагностика |
1 | Работа | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | «Игра Бабочки» | 2 | 2 | 2 | ||
2 | Отдых | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | |||
3 | Работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | |||
4 | Отдых | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | |||
5 | Работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
6 | Гимнастика для глаз | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | 30 сек | |||
Работа: Отдых: | 2 | 3/1 | 3/1 | 4/1 | 4/1 | 5/1 | 5/1 | 5/1 | 6/1 | 6/1 | 2 | |
Итоговое время: | 2 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 2 |
Важно! Перед каждым занятием необходимо вкратце напоминать правила диафрагмального дыхания и смысл компьютерной игры.
Примерные игровые инструкции детям для каждого из режимов работы (объяснение смысла компьютерной игры):
1. Использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений по методу биологической обратной связи;
2. Нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма ребенка;
3. Регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы путем выработки навыка правильного дыхания ;
4. Сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Практическое занятие состоит из готовых сюжетов.
Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать с понравившимися тематическими сюжетами. (приложение №9)
Методика проведения практических занятий
Данная методика программы предполагает три этапа:
1 этап - предварительный. На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер «Волна» фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия; далее педагог закрепляет браслеты с маркировкой кнопок красной и чёрной на запястья левой руки, с маркировкой кнопки жёлтой - на запястья правой руки. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений. Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку.
2 этап - собственно оздоровительный. Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая, из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 2 до 9 минут):
Вводная часть. Задачи: повторение правил работы по программе «Волна» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без индикатора компьютерной «Волны-3» до 2-х минут).
Основная часть. Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью индикатора компьютерной «Волны-3» происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых педагогом-психологом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (от 4 до 7 минут).
Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка (1 мин).
3 этап - итоговый. Подведение итогов работы ребенка на занятии.
Алгоритм проведение индивидуальных занятий
Занятие | Задачи | Время (мин.) | приложение |
1 Водная часть | - повторение правил кабинета БОС -«Здоровье» - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС | до 2 мин | №1 №2 |
2. Основная часть | - формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС | 4 – 7 мин | №3 |
3. Заключительная часть | - профилактика зрительного утомления при работе с ПК; - развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; -использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; -совместное обсуждение результата собственной деятельности, -подведение итога выполнения задания и его оценка | до 2 мин | №4 №5 №6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое направление в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами ДОУ(по Монтессори).
На основе диагностирования планируется вся последующая индивидуальная работа по психоречевому развитию дошкольников средствами Монтессори-педагогики. При этом учитываются мною основные положения сист...
«Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами».
В статье раскрываются методы и приемы использованиялогопедической ритмики, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения,и описываются игры,, стиму...
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...
Занятия по физической культуре в общей системе коррекционной работы с детьми-логопатами
Материал включает в себя опыт работы по физической культуре с детьми в логопедическом детском саду....
"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...
Использование элементов Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми логопатами.
Эффективное направление образовательной деятельности – работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием элементов Су-Джок в коррекции речи с детьм...