Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.
методическая разработка по логопедии ( группа) по теме
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распространённостью этой формы речевой патологии в детском возрасте, так и сложностью данного дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yakimovich_knyazheva.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую
дизартрию.
Якимович Инна Валериевна, учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС «Доверие» Петродворцового р-на Санкт-Петербурга
Княжева Галина Петровна, учитель-логопед ГБДОУ д/с№16
Петродворцового р-на Санкт-Петербурга
Одной из актуальных проблем современной логопедии является преодоление недостатков устной речи при дизартриях у детей дошкольного возраста. Это обусловлено как значительной распространённостью этой формы речевой патологии в детском возрасте, так и сложностью данного дефекта. На сегодняшний день дизартрия рассматривается как сложный синдром органического генеза, проявление которого отмечается в неврологических, психических и речевых симптомах, возникающих в результате влияния различных этиопатогенетических факторов. По данным Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной, Е.Н. Правдиной-Винарской, Н.В. Серебряковой, Л.А. Поздняковой и другими в структуре речевого дефекта ведущими являются фонетические расстройства: нарушения звукопроизношения и прсодических компонентов речи, обусловленных иннервационной недостаточностью мышц речевых органов как дыхательных, голосовых, так и артикуляционных.
Среди этиопатогенетических факторов, ведущих к возникновению дефектов звукопроизношения, доминирующими являются нарушения артикуляционной моторики, несформированность фонематического восприятия, аномалии строения и вялость артикуляционного аппарата и др.
В практической работе учителя-логопеды сталкиваются с трудностями автоматизации звуков в самостоятельной речи детей со стёртой дизартрией. На основе практических материалов, предложенных А. И.Богомоловой , В.А. Ковшикова, И.С. Лопухиной, Н.В. Новоторцевой , Фомичевой М.Ф. и др., нами были созданы картотеки на различные группы звуков для занятий, направленных на отработку чистого звукопроизношения и введения поставленных звуков в речь детей.
В соответствии с принципами методики логопедического воздействия игровые упражнения и игры условно можно разделить на два блока: - игры и игровые упражнения, направленные на формирование первичных произносительных умений и навыков; -игры и упражнения, направленные на формирование правильного звукопроизношения в спонтанной речи.
Игровые упражнения и игры первого блока применяются в следующей последовательности: закрепление умения произносить звук в слоге. Это применяется в упражнениях с пальчиками: - «Поиграй на пианино» - ребенок поочередно ударяет пальцами по столу (как при игре на пианино), сопровождая каждый удар произнесением слога с изучаемым звуком, например, слоги СА-, СО-,СЫ-, СУ-. Вначале ребенок произносит одинаковые слоги на каждый удар пальца, затем - разные. - «Здравствуй, пальчик!» - ребенок по очереди соединяет в кольцо большой палец со всеми остальными – «здоровается», произнося при этом различные приветствия-слоги: ЛА-, ЛО-, ЛЫ-, ЛУ- или другие. Вначале упражнение выполняется пальцами одной руки, затем – другой, затем обеими руками одновременно. Упражнения с прокатыванием мяча: - «Произнеси, как я» - логопед прокатывает по столу мяч ребёнку и произносит слог с корригируемым звуком; ребёнок должен прокатить мяч обратно и отражённо произнести слог. «Повтори за мной только слог со звуком ... (называется логопедом)» - логопед прокатывает ребенку мяч, произнося один слог. Например: « ДА- РА-, ПА-, ША-, МА». Ребенок из этого ряда повторяет только слог ША. В ходе выполнения таких упражнений сочетаются движения пальцев с движениями органов артикуляции, что способствует быстрейшей автоматизации поставленного звука при стёртой дизартрии, т.к. очаг возбуждения в коре головного мозга, вызванный движением рук, активизирует работу органов артикуляции. В процессе выполнения упражнений на воспроизведение определенного слога развивается и фонематический слух. Данные упражнения привлекают детей динамичностью, соответствуют их возрасту.
Далее следуют игры и игровые упражнения по закреплению произношения звука в слове. Это также упражнения с прокатыванием мяча. «Договори слово» и «Какое слово получилось?» - ребёнку предлагается закончить слово, начатое логопедом, определённым слогом, например, -ША. Логопед прокатывает по столу мяч ребёнку и произносит слог, например, КА- , ребёнок должен принять мяч, произнести слог -ША, прокатить мяч обратно и произнести получившееся слово : МА-ША, ДА-ША. Эти упражнения динамичны, что позволяет достаточно долго поддерживать интерес детей. Кроме того, в ходе выполнения таких упражнений у детей формируется операция слогового синтеза.
Для внесения разнообразия в работу по автоматизации звуков в словах и развития фонематического восприятия, мы разработали и изготовили серию авторских настольно-печатных игр «Старт – финиш» с кубиком и фишками. В комплект каждой игры входят: игровое поле, фишки разного цвета, кубик. Каждый участник игры берёт по одной фишке. Играющий бросает кубик и передвигает свою фишку на столько клеток, сколько точек окажется на верхней грани кубика. Когда фишка остановится на клетке, ребёнок должен назвать то, что в ней нарисовано, чётко произнося корригируемый звук. Постепенно правила усложняются: играющий должен назвать то, что нарисовано в клеточке и вспомнить ещё одно слово с корригируемым звуком, определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Таким образом, игры этого цикла способствуют закреплению у детей акустических и артикуляторных образов корригируемых звуков.
Игры, построенные по принципу небылиц, также способствуют развитию фонематического восприятия, языковой чувствительности. Иллюстративным материалом в этих играх служат стихи. Основная игровая задача заключается в изменении исходного слова с помощью одного звука. Сначала предлагается найти ошибки, допущенные автором в стихах, а затем предлагать слова для их видоизменения. Игра «Найди ошибки». Детям предлагается послушать короткие смешные стишки с нарочно допущенными ошибками в словах. Дети должны в неправильно произнесённом слове поменять один звук так, чтобы стишок обрёл смысл. Посмотрите, тут и там
Скачут булки по ветвям!
Игра «Замени звук в слове». Предлагается заменить первый (последний) звук в слове корригируемым звуком и произнести получившееся слово. Например, ДАМА - РАМА, МАЛО САЛО, СТОП – СТОЛ, БАК – БАЛ.
Постепенно усложняя речевой материал в упражнениях и играх, переходим к играм второго блока, требующих самостоятельного развёрнутого высказывания. Например, игра «Расскажи о детях». На карточке изображения двоих детей (двоих мальчиков или девочек, или мальчика и девочки) и различных предметов, в названии которых содержится определенный звук, например, [Л]. Играют двое детей. Каждый выбирает себе изображенного ребенка, дает ему имя ( в имени должен слышаться звук [Л]) и составляют про него предложения, произнося их по очереди с партнером. Например, «Слава ел яблоко», «Алла полола свеклу». На первых порах предложения, составляемые детьми, состоят, как правило, из трех-четырех слов, но в дальнейшем они придумывают даже небольшие рассказы о детях, обсуждая по ходу игры сюжет. В упражнении «Закончи предложение», детям предлагается закончить предложение, подобрав подходящую по смыслу картинку. Например, Вове купили (машинку). Вове очень понравилась (машинка). Вова катает свою (машинку).Материал подбирается в соответствии с изучаемым звуком.
Далее предлагаются задания, требующие от детей самоконтроля. Игра «Это правда или нет?» - детям предлагается исправить предложение, в котором допущена ошибка. Например, «В лесу, в дупле живет кошка Мурка». Дети исправляют ошибку, произнося исправленное предложение. Игра «Что к чему подходит?» требует от детей самостоятельных высказываний. Перед игрой «Что к чему подходит» детям предлагается задание на дифференциацию звуков: назвать и разложить в два столбика картинки, в названии которых слышатся оппозиционные звуки; например, [Р – РЬ]. После того как дети выполнят это задание, им предлагается взять по одной картинке из каждого столбика и объяснить, почему эти картинки подходят друг к другу. Высказывания детей самые разнообразные: « Радуга и грибы подходят друг к другу, потому что после дождя бывает радуга, и растут грибы», « Рыба и река подходят друг к другу, потому что рыба плавает в реке» и т.д. Таким образом, активизируется и обогащается словарь детей, усложняется фраза.
По мере освоения детьми произносительных умений и навыков, предлагаем литературный материал, в котором частотность нарушенного звука не превышает нормальное его распределение в естественной речи. Материал подбирали понятный для детей по содержанию, веселый по эмоциональной окраске. Воспроизводя диалоги, дети отрабатывают просодические компоненты речи. Инсценирование сказок, сценок, стихов с помощью плоскостных изображений людей, животных также способствуют становлению нормированного произнесения звука в спонтанной речи.
На заключительном этапе работы предоставляем детям возможность как можно больше самостоятельно говорить. С этой целью предлагаются творческие задания, игровые ситуации, в которых дети актуализируют полученные произносительные навыки и умения. К ним относятся диалоги по телефону, придумывание диалогов сказочных героев, разговор с друзьями и т.д.
Таким образом, представленные игры и игровые упражнения позволяют решать ряд задач: закрепление произносительных умений в различных речевых ситуациях; развитие фонематического восприятия; уточнение и расширение словаря; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование основных мыслительных операций и связной речи ;возможность использования игр и игровых упражнений в работе над коррекцией любого звука.
Литература
Логопедия под ред Волковой Л.С. М., 1989
Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии М., 1989
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т., Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М., 1990
Фомичева М.Ф Воспитание у детей правильного произношения М., 1989
Лопухина И. С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи, М., 1995
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль, 1995, Рабочая тетрадь по развитию речи — Ярославль, 1995
Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. — СПб., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по автоматизации звуков П, Пь.
В пособие входят 17 постепенно усложняющихся заданий для работы со звуками П и Пь (от изолированного произношения до фразовой речи, заданий по обучению грамоте). Ко всем заданиям подобран иллюстративн...
система работы по автоматизации звуков П и ПЬ
Задания и картинный материал к ним....
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...
Построение индивидуальной работы с детьми-логопатами, имеющими нарушение зрения
В данной статье представлены особенности построения индивидуальной работы с детьми-логопатами, имеющими в качестве сопутствующего диагноза нарушения зрения....
Занятия по физической культуре в общей системе коррекционной работы с детьми-логопатами
Материал включает в себя опыт работы по физической культуре с детьми в логопедическом детском саду....
Использование программы "Волна" в коррекционной работе с детьми-логопатами.
В статье представлены материалы по использованию программы для развития диафрагмального дыхания в работе с детьми группы компенсирующей направленности....
"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...