Использование элементов Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми логопатами.
статья по коррекционной педагогике

Эффективное направление образовательной деятельности – работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием элементов Су-Джок  в коррекции речи с детьми логопатами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов Су-Джок терапии в   коррекционно-развивающей работе с детьми логопатами.

 

Учитель – логопед

Герман Ю.А.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

 В. А. Сухомлинский.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, доказана связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В современное время нетрадиционные формы и средства работы с детьми, имеющими речевые расстройства, привлекают всё большее внимание. Су-Джок воздействует на определенные биологически активные точки, терапия основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления организма. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “Джок” — стопа.)

Эффективное направление образовательной деятельности – работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием элементов Су-Джок  в коррекции речи с детьми логопатами. Данный способ  работы строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

построение работы на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания деятельности;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего  было выдвинуто предположение, что если использовать приемы Су-Джок систематически - на логопедических занятиях, то коррекционно-развивающая работа  будет протекать более эффективно, и, сократятся сроки коррекционной работы.

Цель использования элементов Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец и кончики пальцев, отвечающих за головной мозг.

Задачи: нормализовать мышечный тонус, стимулируя речевые области в коре головного мозга; содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности детей; совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Эффективно использовать элементы Су-Джок терапии при снижении подвижности пальцев. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает эмоциональный фон ребенку.

Применение Су-Джок массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Коррекционные педагоги, логопеды применяют Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладонями, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом, помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо надевали на палец и проводили массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру повторяли несколько раз в день.

         Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев массажировали до стойкого ощущения тепла. Это оказывало оздоравливающее воздействие на весь организм. Особое внимание обращали на воздействие большого пальца, отвечающего за голову человека.

Перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом стимулировали активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики) в течение 1 минуты.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляли во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

Пути реализации использования элементов Су-Джок: работа с педагогами по ознакомлению с элементами Су-Джок терапии, приемами работы; работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни); работа с родителями (практикум по использованию элементов Су-Джок терапии, консультирование); создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, приобретение художественной литературы).

В порядке использования элементов Су-Джок , применяли методы и приемы: взаимодействие со сказочным персонажем; словесные приемы - потешки, прибаутки, стихи, вопросы, загадки; игровые приемы - занятие-игра, игровые упражнения; наглядные приемы – схемы, видеоматериалы, иллюстрации; практические действия - массаж кистей, стоп и пальцев.

Неоспоримыми достоинствами использования элементов Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом,  терапия Су - Джок , применяемая педагогами, логопедами  - это высокоэффективные, универсальные, доступные и абсолютно безопасные инструменты самооздоровления организма путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на коррекцию речи.

Литература

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»

Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

«Преимущества применения Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми с ОВЗ»

Обследование детей с ОВЗ показало, что они  имеют нарушения как в  речевом, так и в психофизическом  развитии, что безусловно вызывают определённые трудности в обучении и воспитании. У ...

Использование Су Джок терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

Данный материал позволит коррекционным педягогам разнообразить работу по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ....

Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Использование Су-Джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»

Мастер-класс для педагогов  «Использование су-джок терапии  в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».В настоящее время,  одна из главных задач стоящая перед п...

Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».

Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....