Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы работы по взаимидействию логопеда и родителей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_proekt.docx | 299.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»
Актуальность: Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической помощи. Исходя из этого, мы должны повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей в речевом развитии ребёнка.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Принципы реализации проекта:
- добровольности;
- сотрудничества;
- значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
- постоянства обратной связи;
- вариативности форм и методов;
- научности;
- открытости и конфиденциальности.
Проблема: что мы знаем о речевых нарушениях и как работать (воспитывать/заниматься) с детьми, имеющими речевые нарушения?
Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
- создать атмосферу общности интересов;
- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.
Ожидаемые результаты. Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер - классов; проведение праздника чистой речи; круглый стол (подведение итогов коррекционно-логопедической деятельности).
Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной).
Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно - аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития; установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
2 этап – основной (практический). Задачи: разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;
3 этап – заключительный. Задачи: Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
На 1 этапе нами было проведено анкетирование родителей детей, зачисленных на логопедический пункт, с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
После проведения анкетирования нами были проанализированы анкеты. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм (см. Приложение).
На 2 этапе наша работа заключалась в:
- оформлении уголка логопеда в каждой возрастной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения логопедических занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию логопеда;
- изготовлении папки-передвижки, в которой размещалась информация о видах речевых нарушений;
- выступлении на родительских собраниях по темам «Специфика обучения и воспитания детей, посещающих логопедический пункт. Роль семьи в преодолении дефектов речи»; «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»;
- ведении странички логопеда на сайте садика
- проведении индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
- заполнении папки домашних заданий на каждого ребенка, посещающего логопедический пункт;
На 3 этапе нами был проведен:
- Праздник Чистой Речи для родителей и детей;
- Круглый стол «Результаты логопедической работы за 2015/2016 учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениями речи.
Приложение
Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”
(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1.Фамилия, имя ребенка ...........................................................................................
Ф.И.О. родителя ........................................................................................................
2.Дата рождения ребёнка .........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
................................................................................................................................
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
.................................................................................................................................
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5-6, 6-7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
..................................................................................................................................
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие лексики;
- развитие грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики:
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие психических процессов.
14. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
.................................................................................................................................
15. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
.................................................................................................................................
16. Ваши вопросы и предложения. ........................................................................
................................................................................................................................
.................................................................................................................................
................................................................................................................................
Дата .............................................
Подпись родителя: ..............................................
Благодарим за сотрудничество!
Результаты анкетирования родителей
Старшей и подготовительной группы д/с №22
Дата анкетирования 28-30 октября 2015 года
28-30 октября в группах было проведено анкетирование родителей.
Цель анкетирования: выявить на начальных этапах занятий с детьми трудности, возникшие как у детей, так и у родителей дома при выполнении заданий логопеда; получить сведения от родителей о результативности коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого учителем-логопедом Никитиной Е.Н. за время пребывания детей на логопедическом пункте с 15.09.2015 г.; повышение эффективности коррекционно-педагогического процесса.
Родителям было предложено 13 вопросов, касающихся коррекционно-образовательного процесса. По результатам анкетирования составлены наглядные диаграммы (по 13 вопросам). Диаграммы позволяют наглядно представить ситуацию в группах.
Родительское собрание № 1.
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей, посещающих логопедический пункт. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Время проведения: I период обучения, октябрь.
План проведения:
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы: — содержание логопедической работы; — формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей, посещающих логопедический пункт.
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей посещающих логопедический пункт.
Содержание.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
2. В чем же заключается работа логопеда на логопункте? На логопедическом пункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
— развитие артикуляционных движений, -движений органов речи (губ, щек, языка) ;
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится на логопункте в форме подгрупповых занятий, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа на логопункте делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи? Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:- не ругать ребенка за неправильную речь;- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; — осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;- задания должны быть прочитаны ребенку;- все задания выполняются до конца. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедический пункт?
Это: — коррекция звукопроизношения; — формирование грамотной, выразительной речи; — обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе; — развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;- индивидуальный подход к ребенку;- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
Родительское собрание № 2.
Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Время проведения: II период обучения, февраль.
План:
1. Структура логопедической работы: — лексико-грамматические занятия;- занятия по развитию связной речи; — занятия по звукопроизношению; — индивидуальная работа с детьми.
2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
Содержание.
1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе. Что представляют подгрупповые занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды подгрупповых занятий: Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:- по расширению и активизации словаря детей; - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже); - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения; - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д. Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок. По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой — звонкий или твердый — мягкий звуки) и пр. Игра с родителями. «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда). «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:- А, У, К, Т, М, П, К;- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК; — ДОМ, ТОМ, КОМ. Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе. Игра с родителями. Пальчиковая игра «Семья»: Этот пальчик – дедушка , Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! Начиная с мизинца, загибаем пальцы по — одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками. Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу: Мы как зайчики поскачем, Как лисята побежим, И как рысь на мягких лапах, И как лось большой рогатый. Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей. Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:- проверка, отработка домашних заданий; -закрепление материалов фронтальных занятий; — развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания; — артикуляционные упражнения;- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков. Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.2. Работа в домашних тетрадях. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь. Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...
Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»
ull; В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...
Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми
Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...
Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...
"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".
Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...
Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей. «QR-код-новый образовательный инструмент в работе с родителями».
Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема применения новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. По мнению авторов важно понять и решить вопрос успешности педагогического взаимодействия дошкольн...